Задания для самостоятельной работы

1. Можно предложить общие логические правила научного изложения, которые соотносятся с требованием однозначности употребляемых научных терминов:

– основные понятия, утверждения должны быть явно определены независимо от знания их читателем, собеседником или оппонентом;

– при оценке истинности суждений следует пользоваться только определениями, которые дал тот, кто их предложил, не подменять их своими представлениями;

– явное определение не принимается, если оно не согласуется с контекстом;

– выбор подходящего определения опирается на специфику задачи, которая решается с помощью данного определения. (См.: Петров Ю.А. Логика и методология научного познания // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. - 1987.- № 2.)

Пользуясь этими правилами, вычлените основные понятия, употребляемые в рамках вашего исследования; дайте им определения.

2. Продумайте структуру научного доклада по своей теме при защите ВКР. «Проиграйте» процедуру защиты на семинарском занятии.

3. Придумайте свою версию «вредных советов» на тему «как не надо вести себя при защите выпускной квалификационной работы».

4. Составьте памятку «В помощь защищающему магистерскую диссертацию».

5. Подготовьтесь к деловой игре «Я докладчик». Для этого:

· продумайте логику подготовки научного доклада на конференции;

· внимательно прочитайте перечень этапов такой подготовки, приведенный в таблице;

· заполните в таблице графу «Индивидуальная оценка», проранжировав все этапы, т.е. отметив, что вы будете делать, во-первых, во-вторых, и т.д.

 

Блиц – игра «Я докладчик».

Наименование действия Индивид. оценка Инд. ошибка Экспертная оценка Групповая оценка Групповая ошибка Разница инд. и групп. оценки  
1. Составление плана изложения              
2. Формулировка цели доклада              
3. Выбор стиля (жанра) выступления              
4. Написание текста (тезисов) доклада              
5. Репетиция выступления              
6. Прогнозирование возможной реакции аудитории на ваш доклад              
7. Разбивка доклада по времени              
8. Определение актуальности темы вашего доклада на фоне других возможных              
9. Формулировка названия выступления              
10. Выбор «ударного» момента выступления              
11. Выбор способа начала доклада              
12. Принятие решения об использовании наглядных средств              
13. Подготовка наглядных материалов.              
Итого:                

(Игра составлена по материалам Н.В. Борисовой, А.А. Соловьевой)

Тексты для дополнительного чтения.

 

Степин В.А.

«… первый блок оснований науки составляют идеалы и нормы исследования. Они образуют целостную систему с достаточно сложной организацией. Эту систему, если воспользоваться аналогией А. Эддингтона, можно рассмотреть как своего рода "сетку метода", которую наука "забрасывает в мир" с тем, чтобы "выудить из него определенные типы объектов". "Сетка метода" детерминирована, с одной стороны, социокультурными факторами, определенными мировоззренческими презумпциями, доминирующими в культуре той или иной исторической эпохи, с другой - характером исследуемых объектов. Это означает, что с трансформацией идеалов и норм меняется "сетка метода" и, следовательно, открывается возможность познания новых типов объектов.

Определяя общую схему метода деятельности, идеалы и нормы регулируют построение различных типов теорий, осуществление наблюдений и формирование эмпирических фактов. Они как бы вплавляются, впечатываются во все эти процессы исследовательской деятельности. Исследователь может не осознавать всех применяемых в поиске нормативных структур, многие из которых ему представляются само собой разумеющимися. Он чаще всего усваивает их, ориентируясь на образцы уже проведенных исследований и на их результаты. В этом смысле процессы построения и функционирования научных знаний демонстрируют идеалы и нормы, в соответствии с которыми создавались научные знания.

В системе таких знаний и способов их построения возникают своеобразные эталонные формы, на которые ориентируется исследователь. Так, например, для Ньютона идеалы и нормы организации теоретического знания были выражены евклидовой геометрией, и он создавал свою механику, ориентируясь на этот образец. В свою очередь, ньютоновская механика была своеобразным эталоном для Ампера, когда он поставил задачу создать обобщающую теорию электричества и магнетизма.

Вместе с тем историческая изменчивость идеалов и норм, необходимость вырабатывать новые регулятивы исследования порождает потребность в их осмыслении и рациональной экспликации. Результатом такой рефлексии над нормативными структурами и идеалами науки выступают методологические принципы, в системе которых описываются идеалы и нормы исследования».

(Степин, В.Г.Философия науки и техники/ В.Г. Степин, В.Г.Горохов, М.А.Розов//http:www.philosophy.ru/library/fnt/)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: