1. Познакомьтесь с описанием программы опытно-экспериментальной работы, предложенной в рамках ВКР Рыбалко Д.М. «Формирование исторического сознания школьников средствами музейной педагогики». Проанализируйте логичность программы. Соотнесите программу исследования с его гипотезой.
«Гипотеза исследования: средства музейной педагогики более эффективны для формирования исторического сознания младших школьников (особенно его эмоционально-ценностного компонента), чем средства традиционного школьного исторического образования.
Целью нашей опытно-экспериментальной работы стала проверка эффективности формирования исторического сознания младших школьников средствами музейной педагогики в процессе культурно-образовательной деятельности Дома-музея В.В. Вересаева.
Следует утверждать, что использование средств музейной педагогики в ходе занятий по музейно-педагогической программе Дома-музея В.В. Вересаева «Моё Отечество» способствует успешному формированию исторического сознания у младших школьников при соблюдении некоторых важных условий: систематичности занятий, соотнесения исторического материала с историей своей семьи и города, ориентации культурно-образовательной деятельности на курс истории в начальной школе, использования средств музейной педагогики.
|
|
На основе поставленной цели можно выделить следующие задачи опытно-экспериментальной работы:
- выбор экспериментального и контрольного классов;
- определение уровня сформированности исторического сознания на начальной стадии эксперимента в обоих классах;
- проведение в экспериментальном классе занятий в рамках разработанной программы культурно-образовательной деятельности Дома-музея В.В. Вересаева;
- определение уровня исторического сознания в обоих классах по заявленным критериям.
Следует предположить, что уровень сформированности исторического сознания на констатирующем и контрольном этапе в контрольном классе будет приблизительно одинаков, в то время как уровень сформированности исторического сознания в экспериментальном классе повысится.
Эксперимент проводится на базе младших классов МОУ-СОШ № 3 и МОУ-СОШ № 4 г. Тулы в ходе профессиональной деятельности на протяжении одного года (сентябрь 2005 г. – сентябрь 2006 г.).
Первоначально нами была предложена следующая программа занятий:
1. Письменные задания «Юным посетителям» на материале экскурсии в Дом-музей В.В. Вересаева с предложением поиграть в «музейную почту», т.е. задать вопросы музею с написанием ответных писем детям;
2. Занятие «Традиции дворянской семьи Смидовичей»;
|
|
3. Задания: нарисовать герб и составить родословную своей семьи, написать сочинение «Мои семейные традиции»;
4. Мероприятие «Моя семейная реликвия»;
5. Занятие «Старая Тула XIX в.» на фоне выставки детских работ (гербы, родословные);
6. Задание: нарисовать диптих «Тула: вчера и сегодня»;
7. Викторина «Моя Тула» по истории города на фоне выставки детских работ (рисунки «Тула: вчера и сегодня»;
8. Выход в свет детского приложения к музейному вестнику «Живая жизнь» с описанием проделанной работы, номер которого вручается каждому ребёнку.
9. Итоговые задания «Юным посетителям».
Экспериментальную деятельность мы разбили на этапы.
Этапы | Содержание деятельности |
I. Констатирующий | - выбор контрольного и экспериментального класса с условием приблизительно равных показателей в общем развитии их умственных способностей и нравственных качеств; - анализ особенностей учебно-воспитательной деятельности экспериментального класса в школе и музее; - проверка первоначального уровня сформированности исторического сознания в обоих классах с помощью блока разработанных нами занятий «Юным посетителям» (тесты, творческие и проблемные задания и т.д.) |
II. Формирующий | - проведение занятия «Традиции дворянской семьи Смидовичей»; - творческие и исследовательские задания (написать сочинение «Мои семейные традиции», составить герб и родословную своей семьи); - оформление выставки детских работ; - проведение в классе подготовительного занятия «Заседание учёного совета по старой Туле»; проведение занятия «Старая Тула XIX в.» глазами доктора В.И. Смидовича и писателя В.В. Вересаева; - творческое задание: нарисовать диптих «Тула: вчера и сегодня»; - оформление выставки детских работ г.Тула глазами детей»; - публикация итогов и материалов работы в детском приложении к музейному вестнику «Живая жизнь» и вручение экземпляра каждому ученику. |
III. Контрольный | - проверка итогового уровня сформированности исторического сознания в обоих классах; - обработка и анализ результатов проверки; - формулирование выводов опытно-экспериментальной работы (подтверждение или не подтверждение гипотезы эксперимента). |
2. Составьте программу опытно-экспериментальной работы по теме своей магистерской диссертации.
3. Познакомьтесь с фрагментом системы критериев и показателей сформированности исторического сознания школьников, предложенной в ВКР Рыбалко Д.М.
«Когнитивный критерий отражает характер и полноту исторической картины как многоуровневой системы представлений человека об историческом процессе, взаимодействии человека с миром в конкретных условиях жизнедеятельности, ментальный опыт. Когнитивный критерий свидетельствует о способности ориентироваться в историческом процессе.
Категория учебных целей | Обобщенные типы учебных целей | Типы заданий, определяющих достижение целей | Характер действий учащегося при выполнении задания |
Знание (воспроизведение не изученного материала) | Учащийся воспроизводит основные факты, понятия, явления, осуществляет временную и пространственную локализацию | Назовите события, связанные с именами; опишите; расскажите | Припоминает сведения и воспроизводит их. |
Понимание | Учащийся интерпретирует исторический материал, определяет тенденции исторического развития, объясняет причины, дает оценки | Объясните; раскройте динамику развития; выявите тенденции развития стран; сравните ситуации; определите сущность | Выполняет действия по алгоритму, переносит знания в новую ситуацию |
Применение | Учащийся использует полученные знания при анализе новых фактов, демонстрирует правильное применение метода, приема | Типовая задача; проблемная задача; альтернативная ситуация; оценка исторического процесса | Выбирает целесообразную последовательность выполнения задания |
|
|
Основным показателем развития когнитивного компонента исторического сознания является осведомлённость, характеризующаяся точностью и полнотой усвоения исторического и социального опыта, эрудированностью.
|
Уровень развития исторического сознания | Показатели уровня | Критерии сформированности | Типы заданий | Номер задания и номер критерия | Балл |
I. Представленческий (соответствует базовому, репродуктивному уровню обученности по истории). | - исторические представления, готовые оценки, локализованные в пространстве и времени; - воспроизведение системы ценностей, а так же исторических фактов в логике их развития; - решение учебных и предметных задач на основе полученного опыта, ориентирование в системе социально-культурных норм и ценностей. | I Когнитивные: 1; 2; 3.1; 4.1; 5.1; 6.1; 7.1 | 1) задание на узнавание и воспроизведение с несколькими вариантами ответа; 2) задание на выделение причинно-следственных связей, построение выводов с учётом личной позиции учащегося; 3) задание на восстановление соответствия; 4) кроссворд; 5) группировка по указанному признаку. | 1. – 1; 2. – 5.1, 8.1; 3. – 7.1; 4. – 8.1, 10.1, 11.1; 5. – 1, 14.1; 6. – 2; 7. – 3.1; 8. – 4.1; 9. – 5.1; 10. – 12.1, 15; 11. – 6.1; 12. – 13.1, 4.1; 13. – 8.1, 15; 15. – 20.1. |
Разработайте систему критериев и показателей сформированности того или иного качества, необходимую вам в рамках опытно-экспериментальной работы по теме вашей магистерской диссертации.
|
|