Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с описанием программы опытно-экспериментальной работы, предложенной в рамках ВКР Рыбалко Д.М. «Формирование исторического сознания школьников средствами музейной педагогики». Проанализируйте логичность программы. Соотнесите программу исследования с его гипотезой.

«Гипотеза исследования: средства музейной педагогики более эффективны для формирования исторического сознания младших школьников (особенно его эмоционально-ценностного компонента), чем средства традиционного школьного исторического образования.

Целью нашей опытно-экспериментальной работы стала проверка эффективности формирования исторического сознания младших школьников средствами музейной педагогики в процессе культурно-образовательной деятельности Дома-музея В.В. Вересаева.

Следует утверждать, что использование средств музейной педагогики в ходе занятий по музейно-педагогической программе Дома-музея В.В. Вересаева «Моё Отечество» способствует успешному формированию исторического сознания у младших школьников при соблюдении некоторых важных условий: систематичности занятий, соотнесения исторического материала с историей своей семьи и города, ориентации культурно-образовательной деятельности на курс истории в начальной школе, использования средств музейной педагогики.

На основе поставленной цели можно выделить следующие задачи опытно-экспериментальной работы:

- выбор экспериментального и контрольного классов;

- определение уровня сформированности исторического сознания на начальной стадии эксперимента в обоих классах;

- проведение в экспериментальном классе занятий в рамках разработанной программы культурно-образовательной деятельности Дома-музея В.В. Вересаева;

- определение уровня исторического сознания в обоих классах по заявленным критериям.

Следует предположить, что уровень сформированности исторического сознания на констатирующем и контрольном этапе в контрольном классе будет приблизительно одинаков, в то время как уровень сформированности исторического сознания в экспериментальном классе повысится.

Эксперимент проводится на базе младших классов МОУ-СОШ № 3 и МОУ-СОШ № 4 г. Тулы в ходе профессиональной деятельности на протяжении одного года (сентябрь 2005 г. – сентябрь 2006 г.).

Первоначально нами была предложена следующая программа занятий:

1. Письменные задания «Юным посетителям» на материале экскурсии в Дом-музей В.В. Вересаева с предложением поиграть в «музейную почту», т.е. задать вопросы музею с написанием ответных писем детям;

2. Занятие «Традиции дворянской семьи Смидовичей»;

3. Задания: нарисовать герб и составить родословную своей семьи, написать сочинение «Мои семейные традиции»;

4. Мероприятие «Моя семейная реликвия»;

5. Занятие «Старая Тула XIX в.» на фоне выставки детских работ (гербы, родословные);

6. Задание: нарисовать диптих «Тула: вчера и сегодня»;

7. Викторина «Моя Тула» по истории города на фоне выставки детских работ (рисунки «Тула: вчера и сегодня»;

8. Выход в свет детского приложения к музейному вестнику «Живая жизнь» с описанием проделанной работы, номер которого вручается каждому ребёнку.

9. Итоговые задания «Юным посетителям».

Экспериментальную деятельность мы разбили на этапы.

 

Этапы Содержание деятельности
I. Констатирующий - выбор контрольного и экспериментального класса с условием приблизительно равных показателей в общем развитии их умственных способностей и нравственных качеств; - анализ особенностей учебно-воспитательной деятельности экспериментального класса в школе и музее; - проверка первоначального уровня сформированности исторического сознания в обоих классах с помощью блока разработанных нами занятий «Юным посетителям» (тесты, творческие и проблемные задания и т.д.)
II. Формирующий - проведение занятия «Традиции дворянской семьи Смидовичей»; - творческие и исследовательские задания (написать сочинение «Мои семейные традиции», составить герб и родословную своей семьи); - оформление выставки детских работ; - проведение в классе подготовительного занятия «Заседание учёного совета по старой Туле»; проведение занятия «Старая Тула XIX в.» глазами доктора В.И. Смидовича и писателя В.В. Вересаева; - творческое задание: нарисовать диптих «Тула: вчера и сегодня»; - оформление выставки детских работ г.Тула глазами детей»; - публикация итогов и материалов работы в детском приложении к музейному вестнику «Живая жизнь» и вручение экземпляра каждому ученику.
III. Контрольный - проверка итогового уровня сформированности исторического сознания в обоих классах; - обработка и анализ результатов проверки; - формулирование выводов опытно-экспериментальной работы (подтверждение или не подтверждение гипотезы эксперимента).

 

2. Составьте программу опытно-экспериментальной работы по теме своей магистерской диссертации.

 

3. Познакомьтесь с фрагментом системы критериев и показателей сформированности исторического сознания школьников, предложенной в ВКР Рыбалко Д.М.

«Когнитивный критерий отражает характер и полноту исторической кар­тины как многоуровневой системы представлений человека об историчес­ком процессе, взаимодействии человека с миром в конкретных условиях жизне­деятельности, ментальный опыт. Когнитивный критерий свидетельствует о способности ориентироваться в историческом процессе.

 

Категория учебных целей Обобщенные типы учебных целей Типы заданий, определяющих достижение целей Характер действий учащегося при выполнении задания
Знание (воспроизведение не изученного материала) Учащийся воспроизводит основные факты, понятия, явления, осуществляет временную и пространственную локализацию Назовите события, связанные с именами; опишите; расскажите Припоминает сведения и воспроизводит их.
Понимание Учащийся интерпретирует исторический материал, определяет тенденции исторического развития, объясняет причины, дает оценки Объясните; раскройте динамику развития; выявите тенденции развития стран; сравните ситуации; определите сущность Выполняет действия по алгоритму, переносит знания в новую ситуацию
Применение Учащийся использует полученные знания при анализе новых фактов, демонстрирует правильное применение метода, приема Типовая задача; проблемная задача; альтернативная ситуация; оценка исторического процесса Выбирает целесообразную последовательность выполнения задания

 

Основным показателем развития когнитивного компонента исторического сознания является осведомлённость, характеризующаяся точностью и полнотой усвоения исторического и социального опыта, эрудированностью.

 

Основные показатели исторической осведомленности
Показатели Содержание показателя
Полнота Объем знаний ученика, соответствие знаний эталону, образцу, определенному уч. программой или гос. образоват. стандартом
Обобщенность Владение учеником интеллектуальным приемом - обобщением, владение понятиями, закономерностями, теориями
Осмысленность Осознанность и понимание учеником того знания, которым он оперирует. Характеризуется умением последовательно и обоснованно использовать аргументы в доказательство правильности решения познавательной задачи или своего ответа
Гибкость Умение ученика оперировать освоенными знаниями в новых условиях, умение менять направление анализа, привычные ассоциации, переключаться с одного способа решения задачи на др., применять знания в различных видах деятельности
Самостоятельность Умение ученика без посторонней помощи понять условия и цель задания, способы его решения, проверить правильность выполнения

 

 

Уровень развития исторического сознания Показатели уровня Критерии сформированности Типы заданий Номер задания и номер критерия Балл
I. Представленческий (соответствует базовому, репродуктивному уровню обученности по истории). - исторические представления, готовые оценки, локализованные в пространстве и времени; - воспроизведение системы ценностей, а так же исторических фактов в логике их развития; - решение учебных и предметных задач на основе полученного опыта, ориентирование в системе социально-культурных норм и ценностей. I Когнитивные: 1; 2; 3.1; 4.1; 5.1; 6.1; 7.1   1) задание на узнавание и воспроизведение с несколькими вариантами ответа; 2) задание на выделение причинно-следственных связей, построение выводов с учётом личной позиции учащегося; 3) задание на восстановление соответствия; 4) кроссворд; 5) группировка по указанному признаку.   1. – 1; 2. – 5.1, 8.1; 3. – 7.1; 4. – 8.1, 10.1, 11.1; 5. – 1, 14.1; 6. – 2; 7. – 3.1; 8. – 4.1; 9. – 5.1; 10. – 12.1, 15; 11. – 6.1; 12. – 13.1, 4.1; 13. – 8.1, 15; 15. – 20.1.  

Разработайте систему критериев и показателей сформированности того или иного качества, необходимую вам в рамках опытно-экспериментальной работы по теме вашей магистерской диссертации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: