Теория | Практика | |
1. | Родной край, его природные особенности, история, известные земляки. Климат, растительность, животный мир родного края, его рельеф, реки, озера. Транспортные магистрали. Промышленность. Экономика и культура края, перспективы его развития. Сведения о прошлом края. Памятники истории и культуры. Знатные люди края, их вклад в его развитие. История своего населенного пункта. | Знакомство с картой своего края. «Путешествие» по карте. Участие в краеведческих викторинах. |
2. | ТБ при проведении туристских походов, занятий. Дисциплина в походе и на занятиях. Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице. Правила поведения группы на транспорте. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Организация самостраховки. Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотношения с местным населением. | Отработка техники безопасности при преодолении естественных препятствий: склонов, подъемов. Организация переправы по бревну с самостраховкой. |
3. | Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний. Гигиена физических упражнений и спорта. Гигиенические основы режима занятий физической культурах и спортом. Личная гигиена туристов. Значение водных процедур. Гигиена обуви и одежды. Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсменов. | Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за одеждой и обувью. |
4. | «Экология человека» Экологическая работа – один из видов общественно полезной деятельности. Выполнение краеведческих заданий: сбор материалов по экологии, поисковая работа, опрос местных жителей, метеорологические наблюдения, изучение растительного и животного мира. Работа с экологической литературой. Законодательство по охране природы. Природоохранная деятельность туристов. Охрана памятников природы. Участие в концерте на экологическую тему. | Проведение различных краеведческих наблюдений. Сбор материалов для буклетов и листовок. Знакомство с краеведческими объектами. Изучение краеведческой литературы. |
5. | Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки. Суточное движение солнца по небосводу, средняя градусная скорость его движения. Определение азимута на солнце в разное время дня. Определение азимута по луне. Полярная звезда, ее нахождение. Анализ пройденного маршрута в случае потери ориентировки, возможность ухода на сходную (параллельную) ситуацию. Поиск отличительных ориентиров. Принятие решения о выходе на крупные ориентиры, выходе к ближайшему жилью. Использование звуковой пеленгации, источников света в ночное время. | Упражнения по определению азимута движения по тени от солнца, определение азимута в разное время дня по Солнцу, Луне, Полярной звезде. Действия по восстановлению местонахождения. |
«Птицы – наши друзья» Виды птиц зимующих у нас. Повадки птиц. Виды кормушек. Виды корма. | Изготовление кормушек. Наблюдение за птицами. Письменное описание своих наблюдений, зарисовки. | |
«Живая вода»Состав чистой воды. Определение местонахождения родников, нанесение их на экокарту. | Благоустройство источников. Борьба с загрязнением водоемов. | |
«Следы на снегу» Направление движения. Где искать следы. Давность следа. | Выслеживание и преследование по следам. Зарисовка и фотосъемка следов. | |
«Домик для птиц» Виды птиц, прилетающих весной. Повадки гнездующихся птиц. Виды домиков. | Изготовление домиков для птиц. Укрепление их на деревьях. | |
«Экологическая тропа» а) описание экологической тропы б) оформление экологического маршрута в) контроль за состоянием тропы | Выбор места. Разработка маршрута. Оборудование тропы. | |
«Экологическая карта» а) специальные экознаки б) выявление положительных и отрицательных факторов воздействия человека на природу. | Составление экологической карты реки Мста (в районе города) Опрос местных жителей Наблюдения Знакомство с литературными источниками Изучение района путешествия |
Третий год обучения