Поскольку все люди от природы равны по происхождению, равенство это могло быть нарушено лишь впоследствии...
Зло монархии мы дополнили злом престолонаследия, и если первое есть ущерб и унижение для нас самих, то второе, будучи возведенным в закон, есть оскорбление и обман потомства. Ибо все люди по происхождению равны и ни у кого не может быть прирожденного права давать своей семье преимущества перед всеми другими, и хотя сам человек мог заслужить известную долю почестей от своих современников, однако его потомки могут быть вовсе недостойны наследовать их...
Короче говоря, монархия и престолонаследие покрыли кровью и пеплом не только то или иное королевство, а весь мир. Это та форма правления, против которой свидетельствует слово Божие и за которой следует кровь...
Текст Декларации независимости и задания к нему имеются в учебнике.
Третий и четвертый пункты плана изучаются по учебнику и карте. При наличии времени по четвертому пункту можно составить план в тетради.
|
|
Наиболее сложный вопрос — о Конституции США — объясняет учитель. Его содержание широко представлено в учебнике, а схема высших органов власти в США имеется в рабочей тетради. Ключом к пониманию целей этого документа служат слова французского писателя А. де Токвиля (XIX в.), писавшего, что в период составления конституции у американцев было две задачи — сохранить особенность каждого штата и в то же время объединить весь народ в единый союз. Обсуждая вопрос о принятии конституции, следует в доступной форме объяснить, что, выдвигая идею создания конституции, американцы обсуждали проблемы: как следует организовать власть, чтобы она отвечала интересам народа, и, если народ обладает правом создать конституцию, имеет ли он исключительное право ее изменить?
Первый вопрос связан с центральной идеей Нового времени — разделением властей. 30 мая 1776 г. городское собрание Бостона дало своим представителям на конституционном конвенте наказ, в котором говорилось, что для сохранения свободы очень важно, чтобы законодательная, судебная и исполнительная власти были как можно более независимы и отделены друг от друга. Там, где они сосредоточены в руках одних и тех же лиц, государство не будет защищено от принятия деспотических законов и произвола в их исполнении.
Американцы понимали, что законность не может быть гарантирована, если три власти будут сосредоточены в одной руке и одна и та же группа лиц будет издавать законы, обвинять, судить и казнить. Следовательно, в конституции должно быть полностью учтено «несовершенство человеческой натуры и непредсказуемость поведения». Что касается права дополнять и изменять конституцию, то американцы считали, что оно должно оставаться за народом, который эту конституцию учредил. Кроме того, они видели цель конституции в том, чтобы защитить права личности от любых посягательств со стороны властей. Идея всемогущего государства всегда была чужда американцам, и деятельность правительства в США оставалась более ограниченной, чем во Франции и других странах Европейского континента. В конституцию также заложена идея просветителей: «Вся власть исходит от народа».
|
|
Вывод делается по учебнику. После этого учащиеся предъявляют результаты своей познавательной деятельности.
Тема IV. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ
РЕВОЛЮЦИЯ XVIII в. (3 ч)
УРОК 25. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема | Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции: 1. Самые бедные и самые многочисленные. 2. Состояние промышленности и торговли в стране. 3. Сословия во Франции. 4. Абсолютизм — опора старого порядка. 5. Попытки проведения реформ. 6. От Генеральных Штатов к Учредительному собранию. Граф Мирабо — выразитель интересов третьего сословия. 7. Падение Бастилии — начало революции. Плебейский террор. 8. Революция охватывает всю страну. Возможная личностно значимая проблема: революции начинаются неожиданно, но созревают долго. Глубокое имущественное неравенство в обществе, стремление одних слоев населения обеспечить свое процветание за счет других может привести к революционному взрыву |
Планируемые результаты изучения материала | Учащиеся узнают, что Французская революция не была результатом случайного стечения обстоятельств или действия агрессивных личностей, она возникла на основе накапливавшихся десятилетиями противоречий; что неумение и нежелание правящих кругов вовремя разрешить сложившиеся в стране традиционные противоречия приводят к революционному взрыву |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности | Проблемный или частично поисковый метод. Варианты познавательных и проблемных заданий: 1. Определите причины революции во Франции и подумайте, существовала ли возможность предотвратить революционный взрыв. 2. Во Франции накануне революции имущественное положение человека не совпадало с его сословной принадлежностью. Подумайте, о каком процессе в развитии общества свидетельствует это противоречие. 3. Английское Просвещение развилось в XVII в., французское Просвещение — в XVIII в. Как вы думаете, чем вызвана эта разница во времени? 4. Графу Мирабо принадлежат слова: «Эта великая революция обойдется без злодеяний и слез». Как вы думаете, почему у графа была уверенность в возможности быстрого и бескровного решения всех противоречий? Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы. Приемы деятельности учителя: сюжетный повествовательный рассказ (Франция накануне революции), эвристическая беседа (причины революции), драматизация повествования (падение Бастилии), организация лабораторной работы с документами, использование внутрикурсовых связей |
Развитие умений учащихся | Учатся рационально выполнять задания; решать проблемы, для чего определяют круг необходимых знаний (что мне надо знать для решения проблемы, что я уже знаю, что мне надо узнать); выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; актуализировать ранее полученные знания при изучении нового материала, оперировать терминами и понятиями; работать с источниками |
Основные понятия и термины | Хлебный бунт, санкюлот, сословие, террор |
Источники информации: школьные и внешкольные | Учебник, § 24. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Карты «Западная Европа в 1789 г.», «Начало Великой французской революции». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 515—517. Р. Белоусов. Герои до встречи с писателем: Великой французской революции посвящается. Г. Серебрякова. Женщины Великой французской революции. А. Алтаев. Когда разрушаются мосты. Иллюстрации: Гравюры XVIII в. Следует надеяться, что игра эта скоро закончится. Пробуждение третьего сословия. Давид. Клятва в зале для игры в мяч. Репродукции картин XVIII в. на тему «Взятие Бастилии» и «Посадка «дерева Свободы» |
|
|