Из памфлета Томаса Пэйна «Здравый смысл» (1776)

Поскольку все люди от природы равны по происхождению, равенство это могло быть нарушено лишь впоследствии...

Зло монархии мы дополнили злом престолонаследия, и если первое есть ущерб и унижение для нас самих, то второе, будучи возведенным в закон, есть оскорбление и обман потомства. Ибо все люди по происхождению равны и ни у кого не может быть прирожденного права давать своей се­мье преимущества перед всеми другими, и хотя сам человек мог заслу­жить известную долю почестей от своих современников, однако его потом­ки могут быть вовсе недостойны наследовать их...

Короче говоря, монархия и престолонаследие покрыли кровью и пеп­лом не только то или иное королевство, а весь мир. Это та форма прав­ления, против которой свидетельствует слово Божие и за которой следует кровь...

Текст Декларации независимости и задания к нему имеются в учебнике.

Третий и четвертый пункты плана изучаются по учебнику и карте. При наличии времени по четвертому пункту можно составить план в тетради.

Наиболее сложный вопрос — о Конституции США — объясняет учитель. Его содержание широко представлено в учебнике, а схема высших органов власти в США имеется в рабочей тетради. Ключом к пониманию целей этого документа служат слова французского писателя А. де Токвиля (XIX в.), писавшего, что в период составления конституции у американцев было две задачи — сохранить особенность каждого штата и в то же время объединить весь народ в единый союз. Обсуждая во­прос о принятии конституции, следует в доступной форме объяс­нить, что, выдвигая идею создания конституции, американцы об­суждали проблемы: как следует организовать власть, чтобы она отвечала интересам народа, и, если народ обладает правом создать конституцию, имеет ли он исключительное право ее изменить?

Первый вопрос связан с центральной идеей Нового вре­мени — разделением властей. 30 мая 1776 г. городское собра­ние Бостона дало своим представителям на конституционном кон­венте наказ, в котором говорилось, что для сохранения свободы очень важно, чтобы законодательная, судебная и исполнительная власти были как можно более независимы и отделены друг от друга. Там, где они сосредоточены в руках одних и тех же лиц, государство не будет защищено от принятия деспотических зако­нов и произвола в их исполнении.

Американцы понимали, что законность не может быть гаран­тирована, если три власти будут сосредоточены в одной руке и одна и та же группа лиц будет издавать законы, обвинять, судить и казнить. Следовательно, в конституции должно быть полностью учтено «несовершенство человеческой натуры и непредсказуемость поведения». Что касается права дополнять и изменять конститу­цию, то американцы считали, что оно должно оставаться за на­родом, который эту конституцию учредил. Кроме того, они виде­ли цель конституции в том, чтобы защитить права личности от любых посягательств со стороны властей. Идея всемогущего го­сударства всегда была чужда американцам, и деятельность пра­вительства в США оставалась более ограниченной, чем во Франции и других странах Европейского континента. В конститу­цию также заложена идея просветителей: «Вся власть исходит от народа».

Вывод делается по учебнику. После этого учащиеся предъяв­ляют результаты своей познавательной деятельности.

Тема IV. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ
РЕВОЛЮЦИЯ XVIII в. (3 ч)

УРОК 25. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции: 1. Самые бедные и самые многочисленные. 2. Со­стояние промышленности и торговли в стране. 3. Сословия во Франции. 4. Абсолютизм — опо­ра старого порядка. 5. Попытки проведения ре­форм. 6. От Генеральных Штатов к Учредитель­ному собранию. Граф Мирабо — выразитель интересов третьего сословия. 7. Падение Басти­лии — начало революции. Плебейский террор. 8. Революция охватывает всю страну. Возможная личностно значимая проблема: революции начинаются неожиданно, но созрева­ют долго. Глубокое имущественное неравенство в обществе, стремление одних слоев населения обес­печить свое процветание за счет других может привести к революционному взрыву
Планируемые результаты изучения материала Учащиеся узнают, что Французская революция не была результатом случайного стечения обстоя­тельств или действия агрессивных личностей, она возникла на основе накапливавшихся десятилети­ями противоречий; что неумение и нежелание пра­вящих кругов вовремя разрешить сложившиеся в стране традиционные противоречия приводят к ре­волюционному взрыву
Методы обучения и формы организации учебной деятельности Проблемный или частично поисковый метод. Варианты познавательных и проблемных заданий: 1. Определите причины революции во Франции и подумайте, существовала ли возможность предот­вратить революционный взрыв. 2. Во Франции накануне революции имущественное положение человека не совпадало с его сословной принад­лежностью. Подумайте, о каком процессе в разви­тии общества свидетельствует это противоречие. 3. Английское Просвещение развилось в XVII в., французское Просвещение — в XVIII в. Как вы думаете, чем вызвана эта разница во времени? 4. Графу Мирабо принадлежат слова: «Эта вели­кая революция обойдется без злодеяний и слез». Как вы думаете, почему у графа была уверенность в возможности быстрого и бескровного ре­шения всех противоречий? Форма урока: комбинированный урок с элемен­тами лабораторной работы. Приемы деятельности учителя: сюжетный по­вествовательный рассказ (Франция накануне ре­волюции), эвристическая беседа (причины рево­люции), драматизация повествования (падение Бастилии), организация лабораторной работы с документами, использование внутрикурсовых свя­зей
Развитие умений учащихся Учатся рационально выполнять задания; решать про­блемы, для чего определяют круг необходимых зна­ний (что мне надо знать для решения проблемы, что я уже знаю, что мне надо узнать); выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; актуализировать ранее полученные знания при изучении нового материала, оперировать тер­минами и понятиями; работать с источниками
Основные понятия и термины Хлебный бунт, санкюлот, сословие, террор
Источники информации: школьные и внешкольные Учебник, § 24. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Карты «Западная Европа в 1789 г.», «Начало Великой французской революции». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 515—517. Р. Белоусов. Ге­рои до встречи с писателем: Великой француз­ской революции посвящается. Г. Серебрякова. Женщины Великой французской революции. А. Алтаев. Когда разрушаются мосты. Иллюстрации: Гравюры XVIII в. Следует надеяться, что игра эта скоро закончится. Пробуждение третье­го сословия. Давид. Клятва в зале для игры в мяч. Репродукции картин XVIII в. на тему «Взя­тие Бастилии» и «Посадка «дерева Свободы»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: