И юридических лиц. Реторсии

 

В международном частном праве принято выделять четыре вида режимов иностранных физических и юридических лиц: нацио­нальный режим, режим наибольшего благоприятствования, специ­альный режим и режим недискриминации,

1. Национальный режим означает предоставление иностранным лицам тех же прав, которые предоставлены отечественным гражда­нам и юридическим лицам. Иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме слу­чаев, установленных законом (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ). Согласно ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодатель­ством, применяются к отношениям с участием иностранных физи­ческих и юридических лиц, если иное не предусмотрено законом. Кроме того, национальный режим фиксируется в торговых договорах России с зарубежными странами, в договорах о правовой помощи по гражданским и семейным делам. Например, согласно ст. 1 Минской конвенции 1993 г. граждане государств - участников Конвенции поль­зуются на территории друг друга такой же правовой защитой, как и собственные граждане данного государства. Они вправе беспрепят­ственно обращаться в учреждения других государств на тех же усло­виях, что и собственные граждане данных государств.

Законодательство РФ содержит изъятия в отношении предостав­ления национального режима иностранным лицам.

1. В некоторых случаях национальный режим предоставляется на условиях взаимности. Например, согласно ст. 36 Патентного закона РФ иностранные физические и юридические лица пользуются права­ми, предусмотренными Законом, наравне с физическими и юриди­ческими лицами РФ в силу международных договоров РФ или на основе принципа взаимности. Аналогичны формулировки в Законе РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров» 1992 г. (ст. 47), в Законе РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем» 1992 г. (ст. 13). В дан­ном случае понимание категории «взаимность» отличается от пони­мания аналогичной категории в коллизионном праве (см. § 3 гл. IV).

2. Для иностранных граждан установлены ограничения в отноше­нии занятия определенных должностей. В соответствии с законода­тельством они не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти (постоянно проживающие в РФ иностранные граждане вправе избирать и быть избранными в органы местного самоуправления), не могут находиться на государственной или муниципальной службе, занимать государственные должности; нести воинскую повинность, занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста (ст. 56 КТМ РФ), не могут быть членами экипажа гражданского воздушного судна РФ (ст. 56 ВК РФ), заниматься частной детектив­ной или охранной деятельностью, быть патентными поверенными.

3. Для иностранных лиц установлены ограничения в отношении занятия определенной деятельностью. Так, иностранные лица могут заниматься архитектурной деятельностью в РФ, если это предусмот­рено международным договором РФ. Если такой договор отсутствует, то архитектурной деятельностью в РФ иностранные лица могут за­ниматься только совместно с архитектором - гражданином РФ или юридическим лицом РФ, имеющими лицензии.

4. Установлены ограничения в отношении владения собственно­стью. В частности, не могут находиться в собственности иностран­ных лиц: а) участки континентального шельфа, недр, лесного фонда (только в пользовании); б) земельные участки, предоставляемые чле­нам крестьянского (фермерского) хозяйства, участки, предоставляе­мые членам садоводческих, огороднических и дачных товариществ; в) земельные участки, находящиеся на приграничных территориях и на иных установленных особо территориях РФ. Земельные участки сельскохозяйственного назначения могут находиться у иностранных лиц только на праве их аренды. Такое же правило действует в отно­шении юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранного капитала составляет более 50%. В соответствии с законом земельные участки из земель, находящихся в государствен­ной или муниципальной собственности, предоставляются в собствен­ность иностранным лицам только за плату.

5. Установлены ограничения для участия в приватизации государ­ственного и муниципального имущества. Иностранным лицам необ­ходимо получать разрешения местных органов при приватизации объектов и предприятий торговли, бытового обслуживания, мелких предприятий промышленности и строительства. Специальные разрешения Правительства РФ и субъектов РФ требуются для допуска иностранных лиц для участия в приватизации предприятий оборон­ной, нефтяной, газовой промышленности. Для иностранных лиц установлен запрет на участие в приватизации предприятий, находя­щихся в границах закрытых территориальных образований.

2. Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) означает предоставление одним государством гражданам и юридическим ли­цам другого государства обращения не менее благоприятного, чем то, которым пользуются на его территории граждане и юридические лица любого третьего государства. В силу данного режима иностранные лица пользуются в государстве максимумом тех прав, которые пре­доставлены лицам любого третьего государства.

РНБ определяется в международных договорах (как правило, в до­говорах о торгово-экономическом сотрудничестве), причем только с государствами, с которыми складываются договорные отношения. Практически для установления РНБ необходимо проанализировать все международные договоры данного государства и выбрать из них положения, которые касаются прав иностранных граждан и юридических лиц. Совокупность наиболее благоприятных для иностранных лиц норм и составляет РНБ. Таким образом, в отличие от националь­ного режима, в котором положение иностранных граждан и юриди­ческих лиц сравнивается с положением отечественных лиц, в РНБ правовое положение одних иностранных физических и юридических лиц сравнивается с положением других иностранных лиц.

3. Специальный режим означает предоставление одним иност­ранным лицам определенных преимуществ по сравнению с другими иностранными лицами. Как правило, преимущества вытекают из уча­стия государства в таможенных союзах, зонах свободной торговли, международных организациях и разного рада интеграционных объе­динениях. Такими преимуществами в России обладают, например, граждане и юридические лица СНГ: согласно международным согла­шениям в рамках СНГ гражданам государств - участников СНГ предоставлены большие права, чем иностранцам из других стран. Другой пример: в странах Европейского Союза (ЕС) фактически существует деление всех иностранцев на граждан стран ЕС и всех иных иностранцев. При этом граждане стран ЕС пользуются гораздо большим объемом прав на территории других стран ЕС, чем иные иностранцы. По существу, специальный режим делает изъятия из РНБ.

4. Режим недискриминации. Согласно такому режиму государство вправе требовать от других государств создания таких же условий для своих фаждан и юридических лиц, которыми пользуются граждане и юридические лица других государств. В отличие от РНБ, при котором для иностранцев создаются наиболее благоприятные условия, в силу режима недискриминации создаются общие и одинаковые условия для всех (усредненные условия). РНБ всегда устанавливается в международных договорах. Режим недискриминации не нуждается в договорном закреплении - это норма общего международного права, вытекающая из принципа равенства государств.

Реторсии. В некоторых случаях государства вводят ограничения прав иностранных граждан и юридических лиц, когда по отношению к их субъектам права или к товарам в соответствующих иностранных государствах введены дискриминационные меры. Такие ограничения носят ответный характер и именуются реторсиям и. Их целью является восстановление взаимности. Применение реторсий допускает и рос­сийское законодательство. Согласно ст. 1194 ГК РФ «правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в от­ношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав россий­ских граждан и юридических лиц». Предусматривают установление ответных ограничений процессуальных прав в отношении иностран­ных лиц также п. 4 ст. 398 ГПК РФ и п. 2 ст. 254 АПК РФ.

Реторсии могут применяться лишь в ответ на специальные огра­ничения прав российских лиц. Так, если в иностранном государстве принимается нормативный акт, ограничивающий права всех иност­ранных граждан (а не только российских), то нет оснований для введения ответных ограничений.

В литературе можно встретить и более широкое понимание ре­торсий как ответных ограничений, которые могут касаться не только прав иностранных лиц, но и в целом всего комплекса торговых отношений с соответствующим государством. В частности, в соот­ветствии со ст. 40 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. (в ред. от 22 ав­густа 2004 г.) Правительство России может вводить меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собст­венностью (ответные меры) в случае, если иностранное государство: 1) не выполняет принятые им по международным договорам обязатель­ства в отношении России; 2) предпринимает меры, которые нарушают экономические интересы России, ее субъектов, муниципальных об­разований или российских лиц, в том числе меры, которые необос­нованно закрывают российским лицам доступ на рынок иностранного государства или иным образом необоснованно дискриминируют рос­сийских лиц; 3) не предоставляет российским лицам адекватную и эф­фективную защиту их законных интересов в этом государстве и т.д.

Так, в ряде стран по отношению к российским товарам применя­ются дискриминационные меры, поскольку Россия характеризуется как «страна с нерыночной экономикой» (или же с «экономикой пере­ходного типа»). В США до сих пор действует пресловутая поправка Джексона - Вэника к Закону о торговле 1974г., ограничивающая ТОРГОВЛЮ с Россией. Думается, что принятие односторонних ответных мер по отношению к соответствующим государствам и их лицам не является эффективным. Выход из создавшейся ситуации может быть найден, например, через присоединение России к Всемирной торговой организации и действующим в рамках данной организации соглаше­ниям, прежде всего Генеральному соглашению по тарифам и торговле и Генеральному соглашению по торговле услугами, устанавливающим режим наибольшего благоприятствования и недискриминации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: