В международном частном праве принято выделять четыре вида режимов иностранных физических и юридических лиц: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, специальный режим и режим недискриминации,
1. Национальный режим означает предоставление иностранным лицам тех же прав, которые предоставлены отечественным гражданам и юридическим лицам. Иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных законом (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ). Согласно ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных физических и юридических лиц, если иное не предусмотрено законом. Кроме того, национальный режим фиксируется в торговых договорах России с зарубежными странами, в договорах о правовой помощи по гражданским и семейным делам. Например, согласно ст. 1 Минской конвенции 1993 г. граждане государств - участников Конвенции пользуются на территории друг друга такой же правовой защитой, как и собственные граждане данного государства. Они вправе беспрепятственно обращаться в учреждения других государств на тех же условиях, что и собственные граждане данных государств.
|
|
Законодательство РФ содержит изъятия в отношении предоставления национального режима иностранным лицам.
1. В некоторых случаях национальный режим предоставляется на условиях взаимности. Например, согласно ст. 36 Патентного закона РФ иностранные физические и юридические лица пользуются правами, предусмотренными Законом, наравне с физическими и юридическими лицами РФ в силу международных договоров РФ или на основе принципа взаимности. Аналогичны формулировки в Законе РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров» 1992 г. (ст. 47), в Законе РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем» 1992 г. (ст. 13). В данном случае понимание категории «взаимность» отличается от понимания аналогичной категории в коллизионном праве (см. § 3 гл. IV).
2. Для иностранных граждан установлены ограничения в отношении занятия определенных должностей. В соответствии с законодательством они не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти (постоянно проживающие в РФ иностранные граждане вправе избирать и быть избранными в органы местного самоуправления), не могут находиться на государственной или муниципальной службе, занимать государственные должности; нести воинскую повинность, занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста (ст. 56 КТМ РФ), не могут быть членами экипажа гражданского воздушного судна РФ (ст. 56 ВК РФ), заниматься частной детективной или охранной деятельностью, быть патентными поверенными.
|
|
3. Для иностранных лиц установлены ограничения в отношении занятия определенной деятельностью. Так, иностранные лица могут заниматься архитектурной деятельностью в РФ, если это предусмотрено международным договором РФ. Если такой договор отсутствует, то архитектурной деятельностью в РФ иностранные лица могут заниматься только совместно с архитектором - гражданином РФ или юридическим лицом РФ, имеющими лицензии.
4. Установлены ограничения в отношении владения собственностью. В частности, не могут находиться в собственности иностранных лиц: а) участки континентального шельфа, недр, лесного фонда (только в пользовании); б) земельные участки, предоставляемые членам крестьянского (фермерского) хозяйства, участки, предоставляемые членам садоводческих, огороднических и дачных товариществ; в) земельные участки, находящиеся на приграничных территориях и на иных установленных особо территориях РФ. Земельные участки сельскохозяйственного назначения могут находиться у иностранных лиц только на праве их аренды. Такое же правило действует в отношении юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранного капитала составляет более 50%. В соответствии с законом земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность иностранным лицам только за плату.
5. Установлены ограничения для участия в приватизации государственного и муниципального имущества. Иностранным лицам необходимо получать разрешения местных органов при приватизации объектов и предприятий торговли, бытового обслуживания, мелких предприятий промышленности и строительства. Специальные разрешения Правительства РФ и субъектов РФ требуются для допуска иностранных лиц для участия в приватизации предприятий оборонной, нефтяной, газовой промышленности. Для иностранных лиц установлен запрет на участие в приватизации предприятий, находящихся в границах закрытых территориальных образований.
2. Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) означает предоставление одним государством гражданам и юридическим лицам другого государства обращения не менее благоприятного, чем то, которым пользуются на его территории граждане и юридические лица любого третьего государства. В силу данного режима иностранные лица пользуются в государстве максимумом тех прав, которые предоставлены лицам любого третьего государства.
РНБ определяется в международных договорах (как правило, в договорах о торгово-экономическом сотрудничестве), причем только с государствами, с которыми складываются договорные отношения. Практически для установления РНБ необходимо проанализировать все международные договоры данного государства и выбрать из них положения, которые касаются прав иностранных граждан и юридических лиц. Совокупность наиболее благоприятных для иностранных лиц норм и составляет РНБ. Таким образом, в отличие от национального режима, в котором положение иностранных граждан и юридических лиц сравнивается с положением отечественных лиц, в РНБ правовое положение одних иностранных физических и юридических лиц сравнивается с положением других иностранных лиц.
3. Специальный режим означает предоставление одним иностранным лицам определенных преимуществ по сравнению с другими иностранными лицами. Как правило, преимущества вытекают из участия государства в таможенных союзах, зонах свободной торговли, международных организациях и разного рада интеграционных объединениях. Такими преимуществами в России обладают, например, граждане и юридические лица СНГ: согласно международным соглашениям в рамках СНГ гражданам государств - участников СНГ предоставлены большие права, чем иностранцам из других стран. Другой пример: в странах Европейского Союза (ЕС) фактически существует деление всех иностранцев на граждан стран ЕС и всех иных иностранцев. При этом граждане стран ЕС пользуются гораздо большим объемом прав на территории других стран ЕС, чем иные иностранцы. По существу, специальный режим делает изъятия из РНБ.
|
|
4. Режим недискриминации. Согласно такому режиму государство вправе требовать от других государств создания таких же условий для своих фаждан и юридических лиц, которыми пользуются граждане и юридические лица других государств. В отличие от РНБ, при котором для иностранцев создаются наиболее благоприятные условия, в силу режима недискриминации создаются общие и одинаковые условия для всех (усредненные условия). РНБ всегда устанавливается в международных договорах. Режим недискриминации не нуждается в договорном закреплении - это норма общего международного права, вытекающая из принципа равенства государств.
Реторсии. В некоторых случаях государства вводят ограничения прав иностранных граждан и юридических лиц, когда по отношению к их субъектам права или к товарам в соответствующих иностранных государствах введены дискриминационные меры. Такие ограничения носят ответный характер и именуются реторсиям и. Их целью является восстановление взаимности. Применение реторсий допускает и российское законодательство. Согласно ст. 1194 ГК РФ «правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц». Предусматривают установление ответных ограничений процессуальных прав в отношении иностранных лиц также п. 4 ст. 398 ГПК РФ и п. 2 ст. 254 АПК РФ.
|
|
Реторсии могут применяться лишь в ответ на специальные ограничения прав российских лиц. Так, если в иностранном государстве принимается нормативный акт, ограничивающий права всех иностранных граждан (а не только российских), то нет оснований для введения ответных ограничений.
В литературе можно встретить и более широкое понимание реторсий как ответных ограничений, которые могут касаться не только прав иностранных лиц, но и в целом всего комплекса торговых отношений с соответствующим государством. В частности, в соответствии со ст. 40 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. (в ред. от 22 августа 2004 г.) Правительство России может вводить меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью (ответные меры) в случае, если иностранное государство: 1) не выполняет принятые им по международным договорам обязательства в отношении России; 2) предпринимает меры, которые нарушают экономические интересы России, ее субъектов, муниципальных образований или российских лиц, в том числе меры, которые необоснованно закрывают российским лицам доступ на рынок иностранного государства или иным образом необоснованно дискриминируют российских лиц; 3) не предоставляет российским лицам адекватную и эффективную защиту их законных интересов в этом государстве и т.д.
Так, в ряде стран по отношению к российским товарам применяются дискриминационные меры, поскольку Россия характеризуется как «страна с нерыночной экономикой» (или же с «экономикой переходного типа»). В США до сих пор действует пресловутая поправка Джексона - Вэника к Закону о торговле 1974г., ограничивающая ТОРГОВЛЮ с Россией. Думается, что принятие односторонних ответных мер по отношению к соответствующим государствам и их лицам не является эффективным. Выход из создавшейся ситуации может быть найден, например, через присоединение России к Всемирной торговой организации и действующим в рамках данной организации соглашениям, прежде всего Генеральному соглашению по тарифам и торговле и Генеральному соглашению по торговле услугами, устанавливающим режим наибольшего благоприятствования и недискриминации.