Как субъект международного частного права

 

В данном разделе под международными организациями имеются в виду межгосударственные (или межправительственные) организации, которые создаются на основе международных договоров и участника­ми которых являются государства или правительства соответствующих государств. Некоторые из таких организаций являются универсальны­ми, например ООН и ее специализированные учреждения (ЮНЕСКО, МАГАТЭ и пр.), ВТО, ОЭСР и т.п., другие - региональными (СНГ, Европейский Союз и т.п.). Межгосударственные (межправительствен­ные) организации необходимо отличать, с одной стороны, от между­народных неправительственных организаций (их участниками являются индивиды и юридические лица из различных государств, и их деятель­ность, как правило, носит некоммерческий характер), а с другой - от международных хозяйственных объединений, которые, хотя и уч­реждаются на основании международного договора, действуют исключительно в целях извлечения прибыли (см. § 5 наст, главы).

В литературе распространен другой термин - «международные юри­дические лица». Таковыми признаются те, которые созданы непосред­ственно в силу международного договора (например, Международный банк реконструкции и развития) либо на основании внутреннего закона, принятого в соответствии с международным договором (например, Банк международных расчетов). Есть мнение, что такие юридические лица, имеющие международный характер, не имеют национальности. Согласно другой точке зрения, национальность таких юридических лиц определя­ется законодательством государства, где имело место их «официальное оформление»[10]. Некоторые рассматривают такие организации не как юри­дические лица национального права, а как юридические лица «особого рода». Наконец, имеется точка зрения, что «конструкция «международных юридических лиц» не вписывается в качестве дополнительной ка­тегории в понятийный ряд... международного частного права, а именно: «национальное юридическое лицо» - «иностранное юридическое лицо», и в любом случае должно включаться либо в одну, либо в другую группу».

Международные межгосударственные организации вступают в меж­дународные частноправовые отношения как для обеспечения своей деятельности, так и для реализации своих уставных целей. Например, Международный банк реконструкции и развития (МБРР) в соответ­ствии со своим Уставом правомочен предоставлять гарантии и займы промышленным и коммерческим предприятиям, расположенным на территории государств-членов (ст. 3).

Особым гражданско-правовым статусом характеризуются «новые международные организации, являющиеся продуктом научно-техниче­ского прогресса», «осуществляющие оперативную, эксплуатационно-хозяйственную и промышленную деятельность на коммерческих нача­лах», однако «сохранившие при этом юридическую природу межгосудар­ственных образований». К таким организациям относятся ИНМАРСАТ, ИНТЕЛСАТ, Орган по морскому дну. Например, ИНМАРСАТ характеризуется именно как международное юридическое лицо. Поскольку РФ является членом ИНМАРСАТ (в порядке правопреемства бывшего СССР), значение имеют положения двух правовых актов, лежащих в основе организации: Конвенции о международной организации морской спут­никовой связи 1976г. и Эксплуатационного соглашения о Между­народной организации морской спутниковой связи 1976 г. Как отмечает Е.А. Шибаева, юридическая природа последнего из указанных докумен­тов вызывает вопросы, поскольку в нем наряду с государствами участвуют и «несубъекты международного права». Однако «отсутствие договорен­ности государств-участников рассматривать соглашение в качестве граж­данско-правового контракта может, по-видимому, означать признание за ним силы международного договора».

 

О юридической личности международных организаций

Часто в учредительных документах международных организаций содержится норма о том, что организация является юридическим лицом. В частности, в уставах большинства межправительственных организаций системы ООН закреплено правило о том, что соответ­ствующие организации являются юридическими лицами (например, разд. 2 ст. 9 Устава МВФ 1944 г., разд. 2 ст. 7 Устава МБРР 1945 г.) и имеют право заключать договоры, приобретать имущество, воз­буждать судебные дела. Так, согласно ст. 1 Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г. эта организация является юридическим лицом и правомочна: а) заключать договоры; b) приобретать недви­жимое и движимое имущество и распоряжаться им; с) возбуждать дела в суде (разд. 1).

Интересно в этой связи обратиться к анализу положений отечествен­ного законодательства о юридических лицах. Согласно п. 1 ст. 48 ГК РФ «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собствен­ности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособлен­ное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде». Если сравнить положения Конвенции и ГК РФ, то нетрудно заметить, что в Конвенции ООН не устанавливается, на каком вещном праве международная организация владеет имуществом. В Кон­венции ничего не говорится об ответственности организации своим имуществом по своим обязательствам. Наконец, из Конвенции мы не можем заключить, в какой организационно-правовой форме действует организация, объявленная юридическим лицом. Это приводит нас к вы­воду, что международная организация на территории России (как, впрочем, и на территории других государств-участников) должна признаваться самостоятельным видом юридического лица в дополнение к существую­щим видам национальных юридических лиц.

Надо полагать, что положение о юридической личности междуна­родной организации не имеет определяющего характера для допуска организации в гражданский оборот, и все международные (межгосу­дарственные) организации обладают способностью участия в граж­данских отношениях на территории РФ как таковые. Так, уставы некоторых организаций (например, Всемирного почтового союза, Международного союза электросвязи) не содержат положений о том, что соответствующая организация является юридическим лицом, однако никто не ставит под сомнение возможность для этих органи­заций участвовать в гражданских правоотношениях на территории РФ наряду с другими субъектами гражданского права.

Однако в литературе принято связывать участие международных организаций в гражданских отношениях именно с наличием у них юри­дической личности. Например, с точки зрения Т.Н. Нешатаевой, организации участвуют в гражданском обороте «в качестве юридических лиц». Не оставляет сомнений тот факт, что наделение международной организации признаком юридического лица обусловлено необходимо­стью обеспечения ее участия в гражданском обороте для удовлетворения собственных потребностей и достижения уставных целей. Наличие юридического лица традиционно признается государствами необходи­мым условием для участия организации в гражданском обороте.

Правоспособность международной организации на территории России как самостоятельного юридического лица будет практически целиком определяться уставом организации и дополнительными соглашениями с Российской Федерацией. Отсюда можно заключить, что на такое юридическое лицо вряд ли могут быть распространены общие положения ГК РФ о юридических лицах, то есть вопросы создания, ликвидации, правоспособности юридических лиц (ст. 48-65). Так, согласно п. 3 ст. 400 ГПК РФ «процессуальная правоспособ­ность международной организации устанавливается на основе между­народного договора, в соответствии с которым она создана, ее учре­дительных документов или соглашения с компетентным органом РФ».

В этой связи трудно согласиться с точкой зрения Л.П. Ануфриевой, согласно которой, «как правило, международные организации обладают статусом национального юридического лица страны своего местопребы­вания без каких-либо изъятий в ту или иную сторону (скажем, приви­легий и льгот). Вместе с тем, когда имеется в виду предоставить тому или иному юридическому лицу подобного рода исключительный режим, между государством пребывания и международной организацией может быть заключен соответствующий международный договор». Сложно представить себе ситуацию, когда организация при отсутствии допол­нительного международного соглашения пользовалась бы «статусом национального юридического лица страны своего местопребывания без каких-либо изъятий». При таком положении, во-первых, неизбежно вста­ет вопрос об организационно-правовой форме такого «юридического лица» и конкретной правоспособности по национальному законодательству, а во-вторых, о действии иммунитетов, которые всегда предоставлялись организациям на территориях государств-членов в силу учредительных документов организаций и общего международного права. Еще большие возражения вызывает следующее утверждение автора: «Презюмируется, что международная организация становится правосубъектным в цивилистическом смысле образованием с момента регистрации ее устава (учреждения) либо включения в реестр юридических лиц государства местонахождения...» И далее: «Правоспособность такого юридического лица определяется по закону того государства, в котором находится штаб-квартира международной межгосударственной (межправительст­венной) организации». С нашей точки зрения, возникновение граждан­ской правосубъектности международной организации не может ставиться в зависимость от факта регистрации устава или внесения организации в реестр юридических лиц. Правоспособность международной организа­ции также не может определяться конкретным национальным правопо­рядком исходя лишь из того, что организация зарегистрирована в данном государстве. В противном случае мы неизбежно приравниваем органи­зацию к иностранному юридическому лицу, правоспособность которого определяется на основании норм иностранного права. Если буквально принять во внимание тезис, что ООН - юридическое лицо штата Нью-Йорк, а МВФ - юридическое лицо федерального округа Колумбия (США)[11], то правоспособность данных организаций при совершении сде­лок, скажем, на территории России мы должны будем определять по за­конодательству соответственно штата Нью-Йорк и федерального округа Колумбия. Это противоречит природе международных организаций.

Международная организация на территории всех государств-участников обладает такой гражданской правоспособностью, кото­рая необходима для достижения целей ее деятельности. Поэтому из факта места регистрации организации или внесения ее в реестр нельзя выводить признаки ее гражданской правосубъектности. Осно­вы гражданской правосубъектности организации заложены в ее ус­таве, конкретизируются в дополнительных соглашениях, а также во внутренних правилах, в силу того что к ним отсылает устав и до­полнительное соглашение. По нашему мнению, следует согласиться с точкой зрения Г.В. Игнатенко, что «каждая международная орга­низация обладает совокупностью прав, свойственных юридическому лицу», причем эти права «реализуются с учетом национального законодательства» (выделено мной. - В.К.).

Интерес представляет точка зрения Г.М. Вельяминова. Размышляя о вопросах юридической личности международных организаций, автор обращается к положениям ГК РФ и в этой связи утверждает, что юри­дические лица могут быть разных видов и форм, в частности в соответ­ствии со ст. 50 ГК РФ различают коммерческие и некоммерческие организации. Далее Г.М. Вельяминов приходит к выводу, что «ни ООН, ни специализированные учреждения ООН, ни иные подобные межгосударственные организации не преследуют в качестве основной цели извлечение прибыли и распределение ее между государствами-членами. Их цели совершенно иные, так сказать, «идеальные». Поэтому, по мне­нию автора, «статус юридического лица для них побочный, вспомога­тельный, некоммерческого типа». Следуя логике данных рассуждений, можно прийти к выводу, что международные организации - это неком­мерческие юридические лица. Принимая во внимание всю условность категории юридического лица, с таким выводом можно согласиться.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: