В данном разделе под международными организациями имеются в виду межгосударственные (или межправительственные) организации, которые создаются на основе международных договоров и участниками которых являются государства или правительства соответствующих государств. Некоторые из таких организаций являются универсальными, например ООН и ее специализированные учреждения (ЮНЕСКО, МАГАТЭ и пр.), ВТО, ОЭСР и т.п., другие - региональными (СНГ, Европейский Союз и т.п.). Межгосударственные (межправительственные) организации необходимо отличать, с одной стороны, от международных неправительственных организаций (их участниками являются индивиды и юридические лица из различных государств, и их деятельность, как правило, носит некоммерческий характер), а с другой - от международных хозяйственных объединений, которые, хотя и учреждаются на основании международного договора, действуют исключительно в целях извлечения прибыли (см. § 5 наст, главы).
В литературе распространен другой термин - «международные юридические лица». Таковыми признаются те, которые созданы непосредственно в силу международного договора (например, Международный банк реконструкции и развития) либо на основании внутреннего закона, принятого в соответствии с международным договором (например, Банк международных расчетов). Есть мнение, что такие юридические лица, имеющие международный характер, не имеют национальности. Согласно другой точке зрения, национальность таких юридических лиц определяется законодательством государства, где имело место их «официальное оформление»[10]. Некоторые рассматривают такие организации не как юридические лица национального права, а как юридические лица «особого рода». Наконец, имеется точка зрения, что «конструкция «международных юридических лиц» не вписывается в качестве дополнительной категории в понятийный ряд... международного частного права, а именно: «национальное юридическое лицо» - «иностранное юридическое лицо», и в любом случае должно включаться либо в одну, либо в другую группу».
|
|
Международные межгосударственные организации вступают в международные частноправовые отношения как для обеспечения своей деятельности, так и для реализации своих уставных целей. Например, Международный банк реконструкции и развития (МБРР) в соответствии со своим Уставом правомочен предоставлять гарантии и займы промышленным и коммерческим предприятиям, расположенным на территории государств-членов (ст. 3).
Особым гражданско-правовым статусом характеризуются «новые международные организации, являющиеся продуктом научно-технического прогресса», «осуществляющие оперативную, эксплуатационно-хозяйственную и промышленную деятельность на коммерческих началах», однако «сохранившие при этом юридическую природу межгосударственных образований». К таким организациям относятся ИНМАРСАТ, ИНТЕЛСАТ, Орган по морскому дну. Например, ИНМАРСАТ характеризуется именно как международное юридическое лицо. Поскольку РФ является членом ИНМАРСАТ (в порядке правопреемства бывшего СССР), значение имеют положения двух правовых актов, лежащих в основе организации: Конвенции о международной организации морской спутниковой связи 1976г. и Эксплуатационного соглашения о Международной организации морской спутниковой связи 1976 г. Как отмечает Е.А. Шибаева, юридическая природа последнего из указанных документов вызывает вопросы, поскольку в нем наряду с государствами участвуют и «несубъекты международного права». Однако «отсутствие договоренности государств-участников рассматривать соглашение в качестве гражданско-правового контракта может, по-видимому, означать признание за ним силы международного договора».
|
|
О юридической личности международных организаций
Часто в учредительных документах международных организаций содержится норма о том, что организация является юридическим лицом. В частности, в уставах большинства межправительственных организаций системы ООН закреплено правило о том, что соответствующие организации являются юридическими лицами (например, разд. 2 ст. 9 Устава МВФ 1944 г., разд. 2 ст. 7 Устава МБРР 1945 г.) и имеют право заключать договоры, приобретать имущество, возбуждать судебные дела. Так, согласно ст. 1 Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г. эта организация является юридическим лицом и правомочна: а) заключать договоры; b) приобретать недвижимое и движимое имущество и распоряжаться им; с) возбуждать дела в суде (разд. 1).
Интересно в этой связи обратиться к анализу положений отечественного законодательства о юридических лицах. Согласно п. 1 ст. 48 ГК РФ «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде». Если сравнить положения Конвенции и ГК РФ, то нетрудно заметить, что в Конвенции ООН не устанавливается, на каком вещном праве международная организация владеет имуществом. В Конвенции ничего не говорится об ответственности организации своим имуществом по своим обязательствам. Наконец, из Конвенции мы не можем заключить, в какой организационно-правовой форме действует организация, объявленная юридическим лицом. Это приводит нас к выводу, что международная организация на территории России (как, впрочем, и на территории других государств-участников) должна признаваться самостоятельным видом юридического лица в дополнение к существующим видам национальных юридических лиц.
Надо полагать, что положение о юридической личности международной организации не имеет определяющего характера для допуска организации в гражданский оборот, и все международные (межгосударственные) организации обладают способностью участия в гражданских отношениях на территории РФ как таковые. Так, уставы некоторых организаций (например, Всемирного почтового союза, Международного союза электросвязи) не содержат положений о том, что соответствующая организация является юридическим лицом, однако никто не ставит под сомнение возможность для этих организаций участвовать в гражданских правоотношениях на территории РФ наряду с другими субъектами гражданского права.
|
|
Однако в литературе принято связывать участие международных организаций в гражданских отношениях именно с наличием у них юридической личности. Например, с точки зрения Т.Н. Нешатаевой, организации участвуют в гражданском обороте «в качестве юридических лиц». Не оставляет сомнений тот факт, что наделение международной организации признаком юридического лица обусловлено необходимостью обеспечения ее участия в гражданском обороте для удовлетворения собственных потребностей и достижения уставных целей. Наличие юридического лица традиционно признается государствами необходимым условием для участия организации в гражданском обороте.
Правоспособность международной организации на территории России как самостоятельного юридического лица будет практически целиком определяться уставом организации и дополнительными соглашениями с Российской Федерацией. Отсюда можно заключить, что на такое юридическое лицо вряд ли могут быть распространены общие положения ГК РФ о юридических лицах, то есть вопросы создания, ликвидации, правоспособности юридических лиц (ст. 48-65). Так, согласно п. 3 ст. 400 ГПК РФ «процессуальная правоспособность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом РФ».
В этой связи трудно согласиться с точкой зрения Л.П. Ануфриевой, согласно которой, «как правило, международные организации обладают статусом национального юридического лица страны своего местопребывания без каких-либо изъятий в ту или иную сторону (скажем, привилегий и льгот). Вместе с тем, когда имеется в виду предоставить тому или иному юридическому лицу подобного рода исключительный режим, между государством пребывания и международной организацией может быть заключен соответствующий международный договор». Сложно представить себе ситуацию, когда организация при отсутствии дополнительного международного соглашения пользовалась бы «статусом национального юридического лица страны своего местопребывания без каких-либо изъятий». При таком положении, во-первых, неизбежно встает вопрос об организационно-правовой форме такого «юридического лица» и конкретной правоспособности по национальному законодательству, а во-вторых, о действии иммунитетов, которые всегда предоставлялись организациям на территориях государств-членов в силу учредительных документов организаций и общего международного права. Еще большие возражения вызывает следующее утверждение автора: «Презюмируется, что международная организация становится правосубъектным в цивилистическом смысле образованием с момента регистрации ее устава (учреждения) либо включения в реестр юридических лиц государства местонахождения...» И далее: «Правоспособность такого юридического лица определяется по закону того государства, в котором находится штаб-квартира международной межгосударственной (межправительственной) организации». С нашей точки зрения, возникновение гражданской правосубъектности международной организации не может ставиться в зависимость от факта регистрации устава или внесения организации в реестр юридических лиц. Правоспособность международной организации также не может определяться конкретным национальным правопорядком исходя лишь из того, что организация зарегистрирована в данном государстве. В противном случае мы неизбежно приравниваем организацию к иностранному юридическому лицу, правоспособность которого определяется на основании норм иностранного права. Если буквально принять во внимание тезис, что ООН - юридическое лицо штата Нью-Йорк, а МВФ - юридическое лицо федерального округа Колумбия (США)[11], то правоспособность данных организаций при совершении сделок, скажем, на территории России мы должны будем определять по законодательству соответственно штата Нью-Йорк и федерального округа Колумбия. Это противоречит природе международных организаций.
|
|
Международная организация на территории всех государств-участников обладает такой гражданской правоспособностью, которая необходима для достижения целей ее деятельности. Поэтому из факта места регистрации организации или внесения ее в реестр нельзя выводить признаки ее гражданской правосубъектности. Основы гражданской правосубъектности организации заложены в ее уставе, конкретизируются в дополнительных соглашениях, а также во внутренних правилах, в силу того что к ним отсылает устав и дополнительное соглашение. По нашему мнению, следует согласиться с точкой зрения Г.В. Игнатенко, что «каждая международная организация обладает совокупностью прав, свойственных юридическому лицу», причем эти права «реализуются с учетом национального законодательства» (выделено мной. - В.К.).
Интерес представляет точка зрения Г.М. Вельяминова. Размышляя о вопросах юридической личности международных организаций, автор обращается к положениям ГК РФ и в этой связи утверждает, что юридические лица могут быть разных видов и форм, в частности в соответствии со ст. 50 ГК РФ различают коммерческие и некоммерческие организации. Далее Г.М. Вельяминов приходит к выводу, что «ни ООН, ни специализированные учреждения ООН, ни иные подобные межгосударственные организации не преследуют в качестве основной цели извлечение прибыли и распределение ее между государствами-членами. Их цели совершенно иные, так сказать, «идеальные». Поэтому, по мнению автора, «статус юридического лица для них побочный, вспомогательный, некоммерческого типа». Следуя логике данных рассуждений, можно прийти к выводу, что международные организации - это некоммерческие юридические лица. Принимая во внимание всю условность категории юридического лица, с таким выводом можно согласиться.