Понятие международного коммерческого арбитража

Споры из внешнеэкономических сделок могут рассматриваться также в международных коммерческих арбитражах - разновидности третейских судов, то есть судов, которые создаются сторонами. Как показывает практика, коммерсанты предпочитают государственному судопроизводству именно арбитражную форму разрешения споров, причем «росту этой тенденции способствуют такие факторы, как рас­ходы, издержки, строгие формальности, публичный характер и недру­желюбная атмосфера судебной тяжбы, местничество национальных судей и непредопределимость судебного иска в области, не урегули­рованной единым коммерческим правом».

В соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ» 1996 г. государственные арбитражные суды входят в судебную си­стему РФ. По справедливому замечанию В.А. Кабатова, наименова­ние таких судов «не является адекватным характеру их деятельности. Они не являются, по сути, третейскими судами и именуются арбит­ражными без достаточных к тому оснований. Среди юристов все чаще высказываются предложения об их переименовании в хозяйственные или коммерческие суды».

Неопределенность в связи с наименованиями судов вызвала вопросы и у самих судей, в связи с чем 1 марта 1996 г. ВАС РФ издал специальное письмо № ОМ-37 о том, какими из указанных ниже международных договоров следует руководствоваться при решении вопросов об испол­нении решений арбитражных судов одного государства на территории другого государства: Нью-Йоркской конвенцией о признании и при­ведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. или договорами РФ о взаимной правовой помощи по гражданским и уголов­ным делам. В связи с этим ВАС РФ разъяснил, что «Нью-Йоркская конвенция регулирует вопросы взаимного признания и исполнения на территории государств - участников Конвенции не судебных, а ар­битражных решений, то есть решений, принятых на территории другого государства арбитрами, избранными сторонами в международном коммерческом споре или назначенными органами коммерческого арбитража по согласованию со сторонами в установленном порядке. Эти органы именуются по терминологии, принятой в нашей стране, третейскими судами».

В отличие от государственных судов, международные коммерчес­кие арбитражные суды не являются государственными образованиями и не входят в судебную систему РФ. Арбитров в коммерческих арбит­ражах назначают стороны, арбитражная процедура носит более про­стой характер, арбитраж может проходить в любом месте и на любом языке, решения арбитража не подлежат обжалованию по существу. Рассмотрение спора в них возможно лишь при наличии письменного соглашения об этом между сторонами (в некоторых случаях - в силу международного договора).

Вместе с тем арбитраж не существует изолированно от государства и системы государственных судов. Как отмечает австралийский про­фессор О. Чаквумеру, «эффективность арбитражного процесса обеспе­чивается содействием национальных судов». Так, каждое государство, воспринявшее положения Типового закона ЮНСИТРАЛ о между­народном торговом арбитраже 1985 г., определяет суд, который осу­ществляет функции содействия арбитражу и контроля над ним. Это, в частности, касается назначения арбитров в определенных ситуациях, прекращения их полномочий, контроля в отношении юрисдикции арбитража, оспаривания арбитражных решений (ст. 11, 13, 14, 16, 34). Решения арбитража, не исполненные сторонами добровольно, могут быть приведены к исполнению посредством государственных судов в соответствии с Нью-Йоркской конвенцией 1958 г.

Как отмечает С.Н. Лебедев, «в отличие от государственных форм отправления правосудия, обладающих властными прерогативами в силу самого закона и независимо от воли сторон, третейское раз­бирательство может иметь место только на основании соглашения сторон, из которого этот суд черпает свою компетенцию». Число оснований для отмены решений международных коммерческих ар­битражей ограничено. Наконец, благодаря Нью-Йоркской конвен­ции 1958 г. арбитражные решения пользуются бóльшим признанием за рубежом, чем решения государственных судов.

В условиях современной России главным недостатком арбитража является, пожалуй, его дороговизна, поскольку все расходы по рас­смотрению спора (гонорары арбитрам, арбитражный сбор, плата за аренду помещения и пр.) оплачиваются сторонами, затеявшими процесс.

В отличие от внутригосударственных третейских судов, рассматри­вающих внутренние хозяйственные споры, международный коммер­ческий арбитраж рассматривает споры между предпринимателями и хозяйственными организациями, принадлежащими к различным го­сударствам. Термин «международный» в понимании Международного коммерческого арбитражного суда относится к характеру рассматри­ваемых споров между сторонами международных коммерческих сделок, хотя по природе такой арбитраж является национально-правовым институтом: допускается и учреждается он по национальному праву и руководствуется в своей деятельности специальными нормами национального права об арбитраже.

Следует, однако, отметить, что международные коммерческие споры могут рассматриваться также обычными третейскими судами. Так, согласно ФЗ «О третейских судах в РФ» от 24 июля 2002 г. в третейский суд может по соглашению сторон третейского разби­рательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом (п. 2 ст. Г). Понятно, что такой спор может носить и международный характер, например вытекать из контракта международной купли-продажи товаров.

Имеются две разновидности международных коммерческих арбит­ражей: постоянно действующие и разовые (ad hoc). Постоянно дей­ствующие арбитражи создаются, как правило, при национальных торговых палатах и функционируют на постоянной основе. Они имеют свой регламент, помещение, где проводятся судебные заседа­ния, список судей, из которого стороны избирают арбитров. Процесс ведется в соответствии с правилами регламента, которые носят пре­имущественно диспозитивныи характер, предоставляя сторонам спо­ра право устанавливать иной порядок его рассмотрения.

Национальное гражданско-процессуальное законодательство к раз­бирательству в международных коммерческих арбитражах не приме­няется, хотя многие положения арбитражных регламентов и нацио­нального процессуального законодательства совпадают. Например, согласно § 34 Регламента МКАС при ТПП РФ при разбирательстве дела сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Ана­логичные положения закреплены в процессуальном законодательстве (см. ст. 65 АПК РФ, ст. 56 ГПК РФ).

Арбитраж ad hoc создается сторонами внешнеэкономических сделок для рассмотрения конкретного спора и после вынесения решения прекращает свое существование. Стороны сами формируют арбитраж (приглашают арбитров), определяют место и время прове­дения заседаний. Стороны также устанавливают правила рассмотре­ния спора. При этом они, как правило, выбирают какой-либо типовой регламент для арбитража, например Арбитражный регламент Эконо­мической комиссии ООН для Европы 1966 г., Арбитражный регла­мент ЮНСИТРАЛ 1976 г. и т.п. Постоянно действующие арбитражи зачастую оказывают организационную помощь и иное содействие арбитражным судам ad hoc.

Существует более 100 постоянно действующих арбитражей. В Ев­ропе наибольшим авторитетом пользуются Лондонский международ­ный третейский суд (Великобритания), Стокгольмский арбитражный институт (Швеция), Арбитражный суд при МТП (Франция), в Рос­сии - Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ (МКАС). При этом, например, Арбитраж­ный суд при МТП находится в Париже, он организует арбитражи по всему миру, исходя из соображений удобства и желания сторон. В США действует Американская арбитражная ассоциация (ААА) - арбитраж­ный институт, рассматривающий, пожалуй, самое большое количе­ство внутренних коммерческих споров (в сравнении с «внутренними» арбитражами других стран). Однако международные споры в деятель­ности ААА составляют лишь небольшой процент.

Вот некоторые факты, касающиеся характеристики рассмотренных дел Арбитражем МТП и МКАС при ТПП РФ.

В 2003 г. в Арбитраж МТП подано 580 исковых заявлений, по 369 из них были вынесены решения. В дела были вовлечены 1584 сторо­ны из 123 различных стран и независимых территорий. В 11% дел по крайней мере одной из сторон выступало государство или государ­ственное образование. Арбитраж проводил заседания в 47 странах мира, а в процессах принимали участие арбитры из 69 стран. В 55,3% дел сумма иска превышала 1 млн. долл.

В 2003 г. МКАС рассмотрел более 200 дел. Более чем в 30% дел иностранными участниками являлись организации, находящиеся на тер­ритории стран бывшего СССР, потеснившие традиционно лидировавшие в последние годы фирмы из стран Западной Европы (1/4 всех дел, посту­пивших в 2003 г.). В 10% дел принимали участие контрагенты из стран Центральной и Восточной Европы. Число споров, в которых стороной (истцом или ответчиком) являлась российская организация, составило около 9/10 от общего количества рассмотренных дел.

Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ (МКАС) рассматривает споры из дого­ворных и иных гражданско-правовых отношений, возникающих при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных эко­номических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон спора находится за границей. Главным образом это споры между отечественными предпринимателями и их иностранными партнерами. В МКАС могут также передаваться споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и орга­низаций, созданных на территории РФ, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права РФ. МКАС осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» 1993 г., Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при ТПП РФ (Приложение 1 к Закону) и Регламентом МКАС. В России именно на МКАС приходится рассмотрение основной части споров с уча­стием иностранных фирм. Например, в 1999-2000 гг. МКАС было закончено производством более 600 дел. Практика МКАС в течение многих лет регулярно публикуется.

Регулирование образования и деятельности международных ком­мерческих арбитражей осуществляется как на национальном, так и на международном уровне. Основными международными докумен­тами в данной области являются Европейская конвенция о внешнетор­говом арбитраже 1961 г., Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958г. (Россия участвует в обеих конвенциях). Порядок организации и деятельности международных коммерческих арбитражей в России регулируется Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» 1993г. В преамбуле Закона сказано, что он учитывает положения об арбит­раже, содержащиеся в международных договорах РФ, а также в Типовом законе о международном торговом арбитраже, принятом в 1985г. ЮНСИТРАЛ и рекомендованном государствам в качестве модели национального закона. Согласно ФЗ «О третейских судах в РФ» его действие не распространяется на международный коммерческий арбитраж (ст. Г). Глава 30 АПК РФ 2002 г. регулирует производство по оспариванию решений и выдачу исполнительных листов на при­нудительное исполнение решений международных коммерческих арбитражей, принятых на территории России, а гл. 31 АПК РФ регулирует производство по делам о признании и приведении в испол­нение решений иностранных судов и иностранных арбитражных ре­шений.

В специальной литературе поднимается также вопрос о правовой природе арбитража, в частности выделяются четыре теории сущно­сти арбитража: договорная, процессуальная, смешанная и автоном­ная. Согласно договорной теории арбитраж представляет собой договорно-правовой институт. Арбитражное соглашение является гражданско-правовым договором, в соответствии с которым стороны обязуются подчиняться решению, вынесенному арбитражем. Сторон­ники процессуальной теории рассматривают арбитраж как особую форму государственного правосудия, поскольку арбитры выполняют схожие с государственными судьями функции - осуществляют пра­восудие. Попыткой объединения договорной и процессуальной тео­рий является смешанная теория, в соответствии с которой арбитраж рассматривается как институт особого рода (sui generis), сочетаю­щий в себе как элементы основанного на автономии воли граждан­ско-правового договора, так и черты государственного правосудия. Признаки договорной теории особенно ярко проявляются в арбитра­же ad hoc, тогда как деятельность институционального арбитража напоминает деятельность государственного суда. Наконец, согласно автономной теории «арбитраж не укладывается в рамки процессу­альной и договорной теорий, не является даже институтом sui generis, а представляет собой оригинальную систему, созданную потребно­стями международного торгового оборота», при этом «сторонники автономной теории наделяют арбитраж характером денационали­зации, а стороны - неограниченной свободой в выборе правовых и процессуальных норм». Выразителем нигилистической теории природы арбитража является Рене Давид, по мнению которого «сущ­ность арбитража не является правовой, арбитраж антагонистичен праву», и «по этой причине юристам не удается установить точно, каково же именно содержание арбитража».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: