Споры из внешнеэкономических сделок могут рассматриваться также в международных коммерческих арбитражах - разновидности третейских судов, то есть судов, которые создаются сторонами. Как показывает практика, коммерсанты предпочитают государственному судопроизводству именно арбитражную форму разрешения споров, причем «росту этой тенденции способствуют такие факторы, как расходы, издержки, строгие формальности, публичный характер и недружелюбная атмосфера судебной тяжбы, местничество национальных судей и непредопределимость судебного иска в области, не урегулированной единым коммерческим правом».
В соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ» 1996 г. государственные арбитражные суды входят в судебную систему РФ. По справедливому замечанию В.А. Кабатова, наименование таких судов «не является адекватным характеру их деятельности. Они не являются, по сути, третейскими судами и именуются арбитражными без достаточных к тому оснований. Среди юристов все чаще высказываются предложения об их переименовании в хозяйственные или коммерческие суды».
Неопределенность в связи с наименованиями судов вызвала вопросы и у самих судей, в связи с чем 1 марта 1996 г. ВАС РФ издал специальное письмо № ОМ-37 о том, какими из указанных ниже международных договоров следует руководствоваться при решении вопросов об исполнении решений арбитражных судов одного государства на территории другого государства: Нью-Йоркской конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. или договорами РФ о взаимной правовой помощи по гражданским и уголовным делам. В связи с этим ВАС РФ разъяснил, что «Нью-Йоркская конвенция регулирует вопросы взаимного признания и исполнения на территории государств - участников Конвенции не судебных, а арбитражных решений, то есть решений, принятых на территории другого государства арбитрами, избранными сторонами в международном коммерческом споре или назначенными органами коммерческого арбитража по согласованию со сторонами в установленном порядке. Эти органы именуются по терминологии, принятой в нашей стране, третейскими судами».
В отличие от государственных судов, международные коммерческие арбитражные суды не являются государственными образованиями и не входят в судебную систему РФ. Арбитров в коммерческих арбитражах назначают стороны, арбитражная процедура носит более простой характер, арбитраж может проходить в любом месте и на любом языке, решения арбитража не подлежат обжалованию по существу. Рассмотрение спора в них возможно лишь при наличии письменного соглашения об этом между сторонами (в некоторых случаях - в силу международного договора).
Вместе с тем арбитраж не существует изолированно от государства и системы государственных судов. Как отмечает австралийский профессор О. Чаквумеру, «эффективность арбитражного процесса обеспечивается содействием национальных судов». Так, каждое государство, воспринявшее положения Типового закона ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже 1985 г., определяет суд, который осуществляет функции содействия арбитражу и контроля над ним. Это, в частности, касается назначения арбитров в определенных ситуациях, прекращения их полномочий, контроля в отношении юрисдикции арбитража, оспаривания арбитражных решений (ст. 11, 13, 14, 16, 34). Решения арбитража, не исполненные сторонами добровольно, могут быть приведены к исполнению посредством государственных судов в соответствии с Нью-Йоркской конвенцией 1958 г.
Как отмечает С.Н. Лебедев, «в отличие от государственных форм отправления правосудия, обладающих властными прерогативами в силу самого закона и независимо от воли сторон, третейское разбирательство может иметь место только на основании соглашения сторон, из которого этот суд черпает свою компетенцию». Число оснований для отмены решений международных коммерческих арбитражей ограничено. Наконец, благодаря Нью-Йоркской конвенции 1958 г. арбитражные решения пользуются бóльшим признанием за рубежом, чем решения государственных судов.
В условиях современной России главным недостатком арбитража является, пожалуй, его дороговизна, поскольку все расходы по рассмотрению спора (гонорары арбитрам, арбитражный сбор, плата за аренду помещения и пр.) оплачиваются сторонами, затеявшими процесс.
В отличие от внутригосударственных третейских судов, рассматривающих внутренние хозяйственные споры, международный коммерческий арбитраж рассматривает споры между предпринимателями и хозяйственными организациями, принадлежащими к различным государствам. Термин «международный» в понимании Международного коммерческого арбитражного суда относится к характеру рассматриваемых споров между сторонами международных коммерческих сделок, хотя по природе такой арбитраж является национально-правовым институтом: допускается и учреждается он по национальному праву и руководствуется в своей деятельности специальными нормами национального права об арбитраже.
Следует, однако, отметить, что международные коммерческие споры могут рассматриваться также обычными третейскими судами. Так, согласно ФЗ «О третейских судах в РФ» от 24 июля 2002 г. в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом (п. 2 ст. Г). Понятно, что такой спор может носить и международный характер, например вытекать из контракта международной купли-продажи товаров.
Имеются две разновидности международных коммерческих арбитражей: постоянно действующие и разовые (ad hoc). Постоянно действующие арбитражи создаются, как правило, при национальных торговых палатах и функционируют на постоянной основе. Они имеют свой регламент, помещение, где проводятся судебные заседания, список судей, из которого стороны избирают арбитров. Процесс ведется в соответствии с правилами регламента, которые носят преимущественно диспозитивныи характер, предоставляя сторонам спора право устанавливать иной порядок его рассмотрения.
Национальное гражданско-процессуальное законодательство к разбирательству в международных коммерческих арбитражах не применяется, хотя многие положения арбитражных регламентов и национального процессуального законодательства совпадают. Например, согласно § 34 Регламента МКАС при ТПП РФ при разбирательстве дела сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Аналогичные положения закреплены в процессуальном законодательстве (см. ст. 65 АПК РФ, ст. 56 ГПК РФ).
Арбитраж ad hoc создается сторонами внешнеэкономических сделок для рассмотрения конкретного спора и после вынесения решения прекращает свое существование. Стороны сами формируют арбитраж (приглашают арбитров), определяют место и время проведения заседаний. Стороны также устанавливают правила рассмотрения спора. При этом они, как правило, выбирают какой-либо типовой регламент для арбитража, например Арбитражный регламент Экономической комиссии ООН для Европы 1966 г., Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ 1976 г. и т.п. Постоянно действующие арбитражи зачастую оказывают организационную помощь и иное содействие арбитражным судам ad hoc.
Существует более 100 постоянно действующих арбитражей. В Европе наибольшим авторитетом пользуются Лондонский международный третейский суд (Великобритания), Стокгольмский арбитражный институт (Швеция), Арбитражный суд при МТП (Франция), в России - Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ (МКАС). При этом, например, Арбитражный суд при МТП находится в Париже, он организует арбитражи по всему миру, исходя из соображений удобства и желания сторон. В США действует Американская арбитражная ассоциация (ААА) - арбитражный институт, рассматривающий, пожалуй, самое большое количество внутренних коммерческих споров (в сравнении с «внутренними» арбитражами других стран). Однако международные споры в деятельности ААА составляют лишь небольшой процент.
Вот некоторые факты, касающиеся характеристики рассмотренных дел Арбитражем МТП и МКАС при ТПП РФ.
В 2003 г. в Арбитраж МТП подано 580 исковых заявлений, по 369 из них были вынесены решения. В дела были вовлечены 1584 стороны из 123 различных стран и независимых территорий. В 11% дел по крайней мере одной из сторон выступало государство или государственное образование. Арбитраж проводил заседания в 47 странах мира, а в процессах принимали участие арбитры из 69 стран. В 55,3% дел сумма иска превышала 1 млн. долл.
В 2003 г. МКАС рассмотрел более 200 дел. Более чем в 30% дел иностранными участниками являлись организации, находящиеся на территории стран бывшего СССР, потеснившие традиционно лидировавшие в последние годы фирмы из стран Западной Европы (1/4 всех дел, поступивших в 2003 г.). В 10% дел принимали участие контрагенты из стран Центральной и Восточной Европы. Число споров, в которых стороной (истцом или ответчиком) являлась российская организация, составило около 9/10 от общего количества рассмотренных дел.
Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ (МКАС) рассматривает споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающих при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон спора находится за границей. Главным образом это споры между отечественными предпринимателями и их иностранными партнерами. В МКАС могут также передаваться споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории РФ, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права РФ. МКАС осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» 1993 г., Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при ТПП РФ (Приложение 1 к Закону) и Регламентом МКАС. В России именно на МКАС приходится рассмотрение основной части споров с участием иностранных фирм. Например, в 1999-2000 гг. МКАС было закончено производством более 600 дел. Практика МКАС в течение многих лет регулярно публикуется.
Регулирование образования и деятельности международных коммерческих арбитражей осуществляется как на национальном, так и на международном уровне. Основными международными документами в данной области являются Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 г., Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958г. (Россия участвует в обеих конвенциях). Порядок организации и деятельности международных коммерческих арбитражей в России регулируется Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» 1993г. В преамбуле Закона сказано, что он учитывает положения об арбитраже, содержащиеся в международных договорах РФ, а также в Типовом законе о международном торговом арбитраже, принятом в 1985г. ЮНСИТРАЛ и рекомендованном государствам в качестве модели национального закона. Согласно ФЗ «О третейских судах в РФ» его действие не распространяется на международный коммерческий арбитраж (ст. Г). Глава 30 АПК РФ 2002 г. регулирует производство по оспариванию решений и выдачу исполнительных листов на принудительное исполнение решений международных коммерческих арбитражей, принятых на территории России, а гл. 31 АПК РФ регулирует производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.
В специальной литературе поднимается также вопрос о правовой природе арбитража, в частности выделяются четыре теории сущности арбитража: договорная, процессуальная, смешанная и автономная. Согласно договорной теории арбитраж представляет собой договорно-правовой институт. Арбитражное соглашение является гражданско-правовым договором, в соответствии с которым стороны обязуются подчиняться решению, вынесенному арбитражем. Сторонники процессуальной теории рассматривают арбитраж как особую форму государственного правосудия, поскольку арбитры выполняют схожие с государственными судьями функции - осуществляют правосудие. Попыткой объединения договорной и процессуальной теорий является смешанная теория, в соответствии с которой арбитраж рассматривается как институт особого рода (sui generis), сочетающий в себе как элементы основанного на автономии воли гражданско-правового договора, так и черты государственного правосудия. Признаки договорной теории особенно ярко проявляются в арбитраже ad hoc, тогда как деятельность институционального арбитража напоминает деятельность государственного суда. Наконец, согласно автономной теории «арбитраж не укладывается в рамки процессуальной и договорной теорий, не является даже институтом sui generis, а представляет собой оригинальную систему, созданную потребностями международного торгового оборота», при этом «сторонники автономной теории наделяют арбитраж характером денационализации, а стороны - неограниченной свободой в выборе правовых и процессуальных норм». Выразителем нигилистической теории природы арбитража является Рене Давид, по мнению которого «сущность арбитража не является правовой, арбитраж антагонистичен праву», и «по этой причине юристам не удается установить точно, каково же именно содержание арбитража».