Полностью эта (также довольно длинная) процедура описана ниже

Обнаружьте, нет ли у вас какого-то поведения, изолированного от обычного.

Подберите условное, приблизительное название этого поведения, но будьте готовы изменять его по мере обнаружения нового материала. Названия должны быть очень широкими и общими (например, «часть, поддерживающая»). Они предназначены для того, чтобы разделить поведение на две большие группы, так что не стремитесь быть слишком точным.

Спросите себя: у меня есть часть, которая? И получите подтверждение этого.

Теперь задайтесь вопросом: чем занимается (что делает) эта моя часть? Узнайте ее общее поведение и деятельность. Будьте при этом совершенно беспристрастны и постарайтесь не навешивать отрицательных ярлыков.

Спросите себя: есть ли у меня часть, противоположная? Узнайте обратную сторону. Ее не

Нужно особо искать, это просто дополняющая часть, которая не делает того, что делает первая, но делает все остальное ши что-то противоположное.

Теперь последовательно задайте своим частям следующими вопросами:

«Чем занимается эта часть?»

«Какие хорошие качества части А?». «Чего ей не хватает?»

«Какие хорошие качества части Б?». «Чего ей не хватает?»

«Эти части присутствуют одновременно или по очереди?»

«Если бы часть А могла говорить с частью Б, что бы она сказала?»

«Если бы часть Б могла говорить с частью А, что бы она сказала?»

Побудите эти две части говорить друг с другом, отвечать друг другу и просто обмениваться информацией.

Теперь спросите себя или части: «Часть А ценит (хорошо относится, восхищается, любит) часть Б?» и наоборот.

Поощрите части начать больше ценить друг друга и признать, что они взаимодополняющие части одного целого. Не настаивайте на этом сверх того, к чему части готовы.

Задайтесь вопросы: «Чему может часть А научиться у части Б?». Если они еще не поняли, что могут учиться друг у друга, побудите каждую из них понять, что ей чего-то не хватает, и согласиться работать над достижением этого. Обратите внимание части на другую часть как на источник обучения этому.

Договоритесь о том, как части могут начать обмениваться информацией и учиться друг у друга. Побудите части обмениваться энергиями. Вообразите, что они это делают.

Если части после этого не начали быстро сливаться, узнайте, что разделяет их. Выясните, что стоит между ними и разберитесь с этим. Это может быть неприятное ощущение, которое вы испытываете, когда части сталкиваются вместе. Может быть. полезно справиться с этим с помощью изменения личной истории и реимпринтинга, а потом вернуться к процессу объединения.

Если вы почему-то чувствуете, что все это происходит слишком быстро wiu слишком сильно, то вы можете составить план, по которому эти части будут продолжать сотрудничать или объединяться. Вы даже можете оставить части разделенными — но так, чтобы они хорошо общались и сотрудничали друг с другом.

Если слияние частей начало происходить, вы можете ускорить его. Способ осуществить это объединение следующий. Вьипянув руки вперед ладонями вверх, вообразите в каждой руке часть и наблюдайте, как они обмениваются энергией. Когда вы ощутите или увидите, что это происходит, сведите руки вместе. Такие действия скорее всего дадут толчок

Для полного объединения частей, если они уже готовы

1 */

К этому.

Теперь проверьте слияние, обратившись к себе как к целостной личности. Задайтесь вопросом: как изменится моя жизнь теперь, когда у меня все это воссоединилось и слилось? Обязательно спросите себя, как начиная с этого момента пойдут ваши дела в той области, с которой вы работали. И не удивляйтесь, если там все очень существенно изменится.

Возвращение утраченных частей. И последнее —

о третьем ограничении/возможности, связанным с возвращением частей, потерянных нами на жизненном маршруте. Хотите вы того или нет, но шаманское по сути представление о том, что некая Единица Сознания может отделиться от вас и начать самостоятельную жизнь, давно уже получила подтверждение в современном нейропрограммировании. И нашла свое воплощение в технике возвращения утраченных частей — восстановления фрагмента или элемента личности, который она (личность) оставила где-то или потеряла (или который даже был кем-то украден или кому-то одолжен). Автором данной процедуры является Ф. Фанч, и поскольку процедура эта для обыденного сознания выглядит весьма экзотически и даже эзотерически, во избежание обвинений в субъективном идеализме, именно ему я и предоставлю слово.

«Люди по своей сути целостны, у них от природы есть все необходимые им качества. Если они внешне кажутся не такими, то это обычно из-за того, что они так или иначе расколоты. Если клиент «потерял уверенность в себе», то она все равно где- то существует. Может быть, она существует 30 лет тому назад или она спит в кладовке, но ее можно найти.

Часто можно найти конкретные подсказки о частях личности в речи человека: «У меня душа в пятки ушла», «Она украла мое сердце», «Я потерял свою невинность», «Моя молодость осталась в горах», «У меня уже нет моей юношеской силы».

«Часть» — это обычно набор личных качеств, способностей или ощущений. Человеку сейчас, той части, которая здесь, обычно недостает этих качеств. Можно считать часть собранием единиц осознания или духовной энергии. У нее есть собственное сознание. Когда часть воссоединяется с остальной личностью, мы уже не называем ее частью, а обращаемся с личностью как с единым целым.

В общем, так или иначе у вас появляется подозрение, что не хватает части личности. Это может всплыть во время работы над проблемой, или вы можете специально искать это.

Один из способов найти именно моменты потери частей — это попросить человека просмотреть свою жизнь и заметить периоды крупных изменений, когда он обладал какими-то качествами и вдруг они пропали.

Попросите клиента подтвердить, что он согласен с этой метафорой:

«Тебе не хватает как своей части?»

Затем нам, по сути, нужно найти эту часть.

«Мы собираемся найти и вернуть ее!»

«Где эта часть сейчас?»

Бывает полезно подсказать клиенту какие-то возможности, чтобы он начал искать эту часть.

«Может быть, она в прошюм или сейчас рядом, где в последний раз она у тебя была, может быть, она у кого-то другого или прячется?»

Чаще всего оказывается, что часть осталась в прошлом, в том времени, когда клиент ее потерял. Вторая возможность - он передал ее во время общения другому человеку, и она осталась с ним. Но возможны и другие варианты. Часть может находиться в любой другой реальности. Довольно часто она находится в поэтичном, сказочном месте: «В сверкании моря на восходе солнца», «В глазах ребенка», «В замке волшебника рядом с хрустальным шаром».

Если клиенту трудно найти свою часть, фасили- татор может дать ему совет: используйте свою интуицию или просто угадывайте. Кроме того, фаси- литатор старается излучать абсолютную уверенность, что эта часть будет найдена. Если вы уверены, что часть будет найдена, клиент поддержит вас и она будет найдена.

Когда часть найдена, нам нужно пойти и встретиться с ней. Еще можно путешествовать, разыскивая часть в самых невероятных местах. Найти ее — это не вопрос логики, клиенту нужно следовать своей интуиции и принимать все предлагаемые подсказки, какими бы невероятными они ни были.

Если часть находится в прошлом, клиент возвращается туда, аналогично с повторным переживанием. Неважно, где это, мы не хотим, чтобы человек беспокоился о том, как мы туда попали. Мы просто воображаем, что переносимся туда, и мы там.

Когда мы добрались туда, где находится часть, нужно выяснить, что она делает.

«Чем занимается эта часть?»

Интересно, что у нее часто оказывается собственная жизнь. Маленькая девочка все еще играет на школьном дворе и радуется. Это часто другой вариант клиента, может быть с более молодым телом и с другими качествами, чем у клиента сегодня. Затем нам нужно начать общаться с этой частью.

«Обрати свое внимание на эту часть».

«Скажи ей «Привет».

Когда клиент наконец понимает, что это действительно его часть, вполне может всплыть печаль о ее потере. Предоставьте ему любое требуемое время, чтобы просто побыть с ней.

Человек может как ему угодно поговорить с частью. Они могут обменяться информацией и хорошими пожеланиями, аналогично тому, что мы делаем при объединении противоположностей. Им нужно снова лучше познакомиться друг с другом.

Но главное, чего мы стремимся достичь, — это поощрить часть вернуться.

«Спроси эту часть, хочет ли она вернуться к тебе».

Совсем не обязательно она этого захочет. Есть причины, по которым она находится здесь, вдали от остальной личности. Обычно нужно провести переговоры, или кому-то из них что-то изменить в себе, прежде чем он смогут снова объединиться.

«Спроси, в чем тебе нужно измениться, чтобы она вернулась».

«Ты согласен сделать это?»

Часть обычно предлагает сделать что-то очень положительное и нужное. Это может быть «больше заботиться о других», «быть более уверенным в себе» и пр.

Довольно часто все это не получается завершить сразу. Клиенту и его потерянной части иногда нужно выработать взаимное соглашение, может понадобиться испытательный срок большего взаимодействия. Прекрасно, в сеансе мы проведем это так далеко, как можем, и сделаем все необходимое, чтобы этот процесс продолжался.

Иногда нужно провести часть через какие-то изменения. Может быть, ей нужно вырасти, если это маленький ребенок. Она может пройти процесс роста и прийти а настоящее время. Это займет не больше пары минут.

Проверьте, чего мы достигли. Объединение часто бывает едва заметным, поэтому спросите клиента:

«Где эта часть сейчас?»

«Она вернулась?»

Если часть готова к воссоединению, бывает нужно подсказывать клиенту, как это сделать.

«Пригласи свою часть вернуться. Покажи ей, как ты рад, что оно возвращается, и покажи, что ты будешь заботиться о ней. Протяни к ней руки, обними ее и прими ее в свое тело».

Когда произошло объединение, клиент часто находится в эйфории или в каком-то изумлении. Ведь для человека многое изменилось, он может даже и не понимать, насколько много».

Упражнение 141.

- Определите основные противоположности, которые существуют в вашей жизни. Например:

Краткое удовольствие против Долговременного блага;

Делать для себя против Делать для других;

Прошлое (ребенок) против Будущего (взрослый);

Эмоциональное против Рационального;

Рост против Защиты;

Мечтатель против Критика;

Игра против Работы;

Хорошо против Плохо.

Осуществите объединение всех этих своих противоположностей.

Упражнение 142.

- Выявите части «про» и «контра» любого вашего важного действия, которое вы должны сделать, дабы стать хозяином своей жизни и судьбы, но почему-то откладываете. То есть ту, которая хочет сделать его и ту, которая по каким-то причинам этого не желает. И осуществите слияние частей по схеме Р. Дилтса. Закончив с одним действием жизни, разберитесь со всеми другими, давно и безнадежно откладываемыми.

Упражнение 143.

- Вернитесь к результатам своего самоперепрограммирования и определите, нет ли среди них новых (да и старых тоже) качеств и свойств вашей личности, которые то появляются, то исчезают. Выделите в каждом из них «побуждающую» и «тормозящую» части и осуществите их слияние.

Упражнение 144.

- Проанализируйте свою текущую жизнедеятельность с точки зрения эмоций и поведения, как бы изолированного от обычного (т. е. буквально возникающего ни с того, ни с сего и мешающего вам управлять своей жизнью и судьбой). Определив их, для каждой по- отдельности, сделайте технику объединения противоположностей, дабы воссоединиться с отторгнутой частью.

Упражнение 145.

- Составьте список всех тех «жизненно» и «судьбоносно» важных качеств и состояний, которые у вас когда-то были, но которых больше нет, и для важнейших из них попробуйте осуществить процедуру возвращения утраченных частей.

ГЛАВА 7.

ВРЕМЯ В ВАШЕЙ СУДЬБЕ

«В экспериментах по перемешению во времени было обнаружено, что при попытке идти «вперед в будушее» экспериментатор начинал «осуществлять» свои собственные иели в своем будущем и видел в воображении «желаемые мысленные решения» текущих проблем. Когда осуществлялась метапрограмма возвращения в детство, пробуждались «реальные воспоминания и фантазии».

Однажды психологи провели следующий — весьма любопытный — эксперимент (который, кстати, вы тоже проделали, выполняя упражнение 2). Группе испытуемых было предложено представить, что в их паспорте проставлена неверная дата рождения и, основываясь на внутренних ощущениях, ответить на вопрос: сколько им «на самом деле» лет? Не помню полную картину результатов этого эксперимента, но одно крепко засело в моей памяти. То, что ни один из испытуемых не назвал в ответ своей «паспортный» возраст, а подавляющее большинство утверждало, что они намного моложе, чем указано в документе.

Еще кое-что «из той же оперы», но немного в другом контексте. Средняя продолжительность жизни человека нынче составляет примерно семьдесят лет (у женщин чуть больше, а у мужчин — меньше). Таковы масштабы нашего, человеческого века. А сколько длится век бабочки-однодневки? Один день? Или по ее, неизвестному нам, но вполне вероятному, субъективному времявосприятию, этот один день равен всей человеческой жизни? Жизни, в которой утро соответствует молодости, день — зрелости, а вечер — старости? Да и потом, действительно ли мы живем все эти свои семьдесят лет? Или только лишь проживаем их

• с редким моментами исключения? Как в той китайской притче, в которой европеец, посетив местное кладбище, был несказанно удивлен тому, что самый «долгожительный» из покоящихся на нм жителей деревни, прожил всего полтора месяца (а продолжительность жизни других вообще измерялась неделями и днями). А староста деревни успокоил его, объяснив, что все они они были долгожителями, а на памятниках указано совсем другое: то время прожитой жизни, которое они действительно жили...

И еще одно. В медицине существует точка зрения, по которой продолжительность человеческой жизни определяется своеобразными биологическими часами, причем у каждого они настроены на свой

Аж. Лилли

срок. И когда этот срок наступает, такой вот внутренний таймер как бы выключает жизнь в данном человеке — причем безотносительно к уровню его здоровья. Да, некоторые из нас за счет всяческих «нехороших излишеств» умудряются не доживать даже до этого «последнего звонка». Но получается, что все, чего мы можем добиться с помощью даже самого что ни есть здорового образа жизни, так это только заметно отсрочить свою старость, но, к сожалению, не смерть — в полном соответствии с давнишней шуткой: «Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет!».

Что объединяет все вышеприведенное? То, что во всех трех случаях мы имеем дело с психологическим временем — субъективным по своему естеству и сути. И это самое субъективное время как-то ну совсем никак не соотносится с временем физическим. А часто даже как бы поступает наперекор ему или просто наоборот (вспомните-ка хотя бы известную поговорку: «Часы идут; дни бегут; годы летят...»).

Теперь напомню совсем-совсем простую вещь. То, что ваша судьба разворачивается не где-нибудь, а именно во времени. Но во времени не столько физическом, сколько именно и более всего психологическом. А раз так, нам просто необходимо, продолжая (и в чем-то даже завершая) работу по очищению своего биокомпьютера от чужих или просто неэкологичных программ, разобраться в некоторых вопросах психологического времени (и его роли в вашей жизнедеятельности), а именно с тем:

• в каком времени вы живете,

• как организована ваша временная линия и

• как можно изменить свое психологическое время, дабы стать хозяином собственной жизни и судьбы.

ВРЕМЕНА, В КОТОРЫХ ВЫ ЖИВЕТЕ

«Жизнь может быть объяснена только задним числом, но она должна быть прожита вперед».

С. Кьеркгор

Предпочитаемое человеком время. «Времена не выбирают» — не без горечи заметил как-то известный поэт. «В них живут и умирают». Прав ли он был в этой своей сентенции? С одной стороны — да. Ибо хотим мы того или нет, но живем сейчас, в настоящем, а вся наша жизнь и судьба разворачиваются на вполне конкретном временном отрезке — дороге длиною в жизнь, которая, увы, задана до нас и помимо нас некими загадочными причинами, условиями и обстоятельствами (для объяснения которых нам бы пришлось уйти в область эзотерического знания). С другой стороны — нет. Поскольку и на этом кратком отрезке протяженностью в какие-то жалкие семьдесят лет, чисто физически непрерывно пребывая в собственном настоящем, мы все-таки! совершаем выбор времени, в котором предпочитаем жить. Ибо каждый из нас, живущих на этой земле людей, совершенно бессознательно отдает свои предпочтения — прошлому, настоящему или будущему. И согласно нейролингвистического программирования, всех нас можно разделить на три типа:

предпочитающих прошлое,

живущих в настоящем или

ориентирующихся на будущее.

Люди, действиями которых руководит прошлое, особое внимание придают тому, «как это обычно было». Ощущение времени связано для них с мощными убеждениями о том, какими следует быть вещам. Такие люди предпочитают ориентироваться на то, что традиционно или на то, что руководит их и других действиями неким опять-таки традиционным образом. Употребляемые ими слова и суждения главным образом относятся к прошлому, а в жизни они обычно ориентируются по причинно-след- ственным соображениям, сравнениям и каузальным (кауза — это тоже причина, но по-латыни) связям.

Как правило, руководствующиеся прошлым являются консервативными людьми, причем порой весьма артистического склада (кстати, в эту категорию попадают большинство врачей и пациентов). К. Юнг называл их «чувствователями».

Люди, действиями которых руководит настоящее, самым важным считают момент «сейчас» — то, что происходит в сию минуту, непосредственно в

настоящем. Время для них — это то, что происходит «здесь и теперь», и потому настоящие, опять-таки сиюминутные интересы, эмоции и чувства перевешивают у них обстоятельства прошлого и обязательства будущего. Речевые высказывания у таких людей относятся, главным образом, к настоящему, а в жизненных ситуациях они руководствуются контекстом (где и когда) и местоположением. Отдельные события для субъектов, живущих в настоящем — это действительно раздельные вещи или инциденты, которые не соединяются для них друг с другом в причинно-следственные цепочки (такие люди держат события как бы по-отдельности).

Руководствующиеся настоящим люди часто бывают атлетами и деятелями. К. Юнг называл их «ощущателями» — именно в том смысле, что они испытывают свои ощущения в настоящее время, прямо сейчас.

Ну а у людей, действиями которых руководит будущее, именно «футуристические» возможности, прогнозы или планы перевешивают при организации их деятельности настоящие или прошлые соображения и обстоятельства. В разговоре они подчеркивают важность планирования будущего и обычно оказываются весьма диссоциированными от своих прошлых воспоминаний. Как и руководствующиеся прошлым, такие люди ориентируются по причинно- следственным связям и зависимостям, а также строят каузальные связи. Однако, естественно, что будущее для них куда как важнее. Подобные субъекты видят время структурированным — таким, в котором одно событие ведет к другим событиям и видно, что случилось сначала, а что потом.

Ориентированные на будущее — это обычно философы в подлинном смысле этого слова. Люди, которые развивают новые идеи (К. Юнг назвал их «ин- туиторами» — от слова «интуиция»). К этой же категории относятся и так называемые вневременные люди — например, ученые, которые живут как бы вне времени (К. Юнг обозначил их как «мыслители»).

Судьба и ориентации во времени. Зачем вам это надо знать? А как без этого знания вы собираетесь строить свою судьбу? Если только по будущему (т. е. вы — человек, ориентированный на будущее), го это еще может оказаться более или менее экологичным. Ведь планировать свое будущее — это, в общем-то, и значит делать свою судьбу (если, конечно, не только планировать, но еще и делать). Хотя и в данном случае вы будете все-таки ограничены в своей жизнедеятельности — тем, что, настойчиво стремясь в будущее, никогда не окажетесь довольным настоящим (все достигнутое вами очень быстро как бы обесценится), и при этом свое собственное прошлое будете отбрасывать так же быстро и неумолимо, как ракета — отработанную ступень... Но это, повторяю, еще куда ни шло. Хуже, если вы станете строить свою судьбу, ориентируясь на прошлое — что бессмысленно и безнадежно, ибо прошлые умственные «карты» сейчас устаревают куда быстрее, чем планы быстро строящихся городов. Или просто не будете этого делать, поскольку живете в настоящем — по принципу «день прошел и ладно». Но если вы не делаете усилий, чтобы держаться на плаву и двигаться к цели, вы явно рискуете оказаться на мели, а то и просто утонуть...

И еще одно соображение. Вы ведь не просто предпочитаете прошлое, настоящее или будущее, но часто и просто подчиняете ему свою жизнь. Например, ориентируясь на будущие успехи, начисто отказываете себе в радостях настоящего. Или, предпочитая прошлое, намеренно исключаете и настоящее, и будущее. Или, живя настоящим, просто манкируете своим будущим. Нужны примеры? Пожалуйста! Возьмите трудоголиков — бизнесменов, руководителей и/или чиновников, которые отказывают себе в настоящих радостях жизни ради будущих власти, славы или богатства (и это при том, что многое из этого у них есть уже прямо сейчас — вполне достаточно для жизни, особенно если учесть, что в саване карманы не предусмотрены, а вся достигнутая тобой ценою жизни власть и слава в лучшем случае обеспечат пышные похороны...). Или вдов, а также «разведенок», которые поставили на себе крест и живут, либо храня никому не нужную верность прошлому, либо приносят себя в жертву будущему своих детей. Или бездельников и шалопаев, которых из вежливости именуют плейбоями, и которые просто прожигают свою жизнь

• не вспоминая прошлое, не делая никаких выводов и не задумываясь о будущем...

А теперь вернитесь в начало этого раздела и еще раз вспомните о том, что все свои решения мы можем принимать, ориентируясь на прошлое, настоящее или будущее. Подумайте над тем, как в общем- то это глупо, когда бессознательно считаешь, что какие-то отрезки времени важнее (опять-таки прошлое, настоящее или будущее). Обратите внимание на то, что — тем не менее — «сидение» в прошлое (особенно ассоциированное) «якорит» наше внимание, отвлекая нас от настоящего и будущего и допустимо только в случае сентиментального путешествия «по волне моей памяти» (в противном случае безвозвратное погружение в прошлое означает депрессию). Озадачьтесь, узнав, что наши временные ориентации определяют состояние многих других наших метапрограмм (например, устремленность в будущее обычно оказывается связанной с движением К и ориентацией на возможности (альтернативы), тогда как обращенность в прошлое часто бывает сопряженной с движением От и ориентацией на процедуры (рецепты). И озаботьтесь типичными ловушками временных ориентаций —- подчинением:

настоящегобудущему, что не дает возможность быть счастливым здесь и сейчас (счастье — это ассоциированное состояние, а ассоциироваться с будущим практически невозможно — его просто еще нет);

настоящегопрошлому, что также лишает нас удовольствий текущего момента (в этом случае вы, уйдя в сентиментальное путешествие «там и тогда», рискуете прийти к серьезной депрессии — ив ней остаться);

будущегопрошлому, когда вы попросту прекращаете жить (в полном соответствии с лаконичной формулой М. Эриксона, как-то обмолвившегося, что, мол, некоторые люди умирают в 25 лет — просто их до восьмидесяти не хоронят) — больше уже не живете, ибо воистину мертв тот, у кого нет будущего;

будущегонастоящему, когда вы, как бабочка-однодневка или стрекоза из басни Крылова, бездумно и беспутно прожигаете свою жизнь, не замечая признаков надвигающихся гроз и приближающейся зимы (отчего в конце концов и остаетесь у разбитого корыта...).

А после в порядке этакой медитации с осмыслением поразмышляйте над удивительно мудрой (может быть это шутка, а может и нет) мыслью, которая пришла ко мне во время обучения на мастерском курсе М. Аткинсон и каковую я собственноручно начертал на полях своего конспекта:

«Будущее нужно иметь, ибо в противном случае оно поимеет тебя».

Думаю достаточно. Скорее всего, вам и так уже многое стало ясно и сейчас вас уже интересуют два весьма важных вопроса. Первый — как определить, что именно предпочитаете вы: прошлое, настоящее или будущее? И второй — что с этими самыми предпочтениями теперь делать?

Определение и изменение временных предпочтений. Как определить, кто вы по вашим временным предпочтениям? А что, вы еще не определились? Ну тогда попробуйте ответить на следующие вопросы техники определения временных предпочтений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: