Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

11.1. Методические рекомендации для преподавателя

 

Содержание курса построено на принципах:

· преемственности - использование межпредметных связей с учебными дисциплинами, изученными студентами ранее;

· междисциплинарности – установление межпредметных связей с курсами педагогики, детской психологии и предметных методик;

· единства - предъявление единых требований к уровням подготовки студентов, в соответствии с действующим государственным образовательным стандартом;

· практической направленности - востребованность полученных знаний и умений в будущей профессиональной деятельности;

 

Процесс подготовки учителя к инновационной деятельности (ИД) в рамках курса, будучи составляющей целостного педагогического процесса предусматривает изучение нового, его оценку и освоение.

В начале совместной работы важно выяснить ожидания студентов от включения в данную деятельность по подготовке к ИД. Студентам можно предложить вопросы, целью которых является выявление имеющихся представлений о современной школе, учителе, инновационных процессах:

· В современной школе я больше всего ценю…

· В современной школе я не принимаю…

· Своеобразие современной образовательной ситуации, на мой взгляд, состоит в следующем…

· Какой учитель, по вашему мнению, соответствует современной школе?

· Какая грань деятельности педагога выступает сегодня на первый план?

· Сегодняшнюю школу называют развивающейся. Что Вы под этим понимаете?

· Что, на ваш взгляд, изменилось в школе за последние 2-3 года?

Суждения оцениваются по содержанию, полноте информированности и качеству аргументации.

Для более полной оценки стартовых представлений в области инноватики учитываются не только данные анкеты, но и результаты последующей проведенной беседы-интервью, которая может включать ряд уточняющих вопросов.

· Как Вы понимаете значение слова “инновация”?

· Очертите круг проблем школы, на решение которых направлена ИД.

· Какова роль инновационных процессов в современном образовании?

· Каким должен быть учитель инновационного типа?

· Попробуйте определить, что поможет избежать негативных последствий инновационных процессов. Как можно их избежать?

В ходе занятий анализируются основные термины, изучается сущность инновационной деятельности. Предусмотрены анализ инновационных процессов в современной школе на различных уровнях, проектирование пилотажных инновационных проектов.

Лекционный материал курса представляет собой синтез философских и психолого-педагогических знаний по проблемам образования и основ педагогики.

Содержание практических занятий не повторяет лекционный материал, но расширяет и углубляет видение тех актуальных проблем педагогики, которые составляют содержательный и технологический аспекты педагогической деятельности.

Самостоятельная работа студентов направлена на осуществление как репродуктивной, так и продуктивной, творческой, исследовательской учебной деятельности; на закрепление полученных знаний; на формирование у будущего педагога интеллектуальной, психологической и практической готовности к созданию принципиально нового технологического продукта, отвечающего актуальным общественным и личностным потребностям; на развитие творческих способностей будущего воспитателя.

Лекционный курс сформирован на основе требований ФГОС ВО и учебного плана. Лекции являются ведущим и организующим звеном учебного процесса и включают в себя следующие виды:

1. Вводная лекция – дает первое целостное впечатление о предмете и ориентирующая студента. В содержание вводной лекции включены цели и задачи дисциплины, ее место в системе педагогических наук. Дается краткий обзор курса, вехи развития науки, анализ научной и учебной литературы по дисциплине, а так же сроки и формы промежуточного и итогового контроля, которые ориентируют студента на выполнение необходимых требований к уровню освоения содержания дисциплины.

2. Информационная лекция – ориентированная на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию.

3. Проблемная лекция – новое знание вводится через проблемные вопросы, задания, научные задачи или практические жизненные ситуации. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска способов ее преодоления или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

4. Обзорная лекция – основана на систематизации научного знания на высоком уровне. Данный вид лекции завершает крупные разделы и весь курс.

5. Лекция визуализация – базируется на визуальной форме подачи материала (использование технических средств обучения, аудио и видео материалов)

6. Лекция-конференция – научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, каждый из которых является логически законченным текстом, совокупность этих текстов позволяет всесторонне рассмотреть проблему.

7. Лекция-консультация – состоит из вопросов студентов и ответов преподавателя.

Кроме лекционных занятий курс предусматривает проведение практических занятий.

Практическое занятие – форма обучения, целью которой является углубленное изучение, наиболее важных тем систематического курса в рамках практической деятельности студентов. Главная цель практических занятий – обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.

Практические занятия развивают творческую самостоятельность студентов, укрепляют их интерес к науке, научным исследованиям, помогают связывать научно-теоретические положения с педагогической практикой, содействуя выработке практических навыков работы, а также выступают средством контроля за результатами самостоятельной работы студентов, своеобразной формой коллективного подведения ее итогов.

Практический курс сформирован тоже на основе требований ФГОС ВО, учебного плана и включают в себя следующие виды:

Учебная дискуссия – э тот метод обучения заключается в проведении учебных групповых дискуссий по конкретной проблеме в относительно небольших группах обучающихся (от 6 до 15 человек).

Мозговой штурм – наиболее свободная форма дискуссии, позволяющей быстро включить в работу всех членов учебной группы. Используется там, где требуется генерация разнообразных идей, их отбор и критическая оценка. Этапы продуцирования идей и их анализа намеренно разделены: во время выдвижения идей запрещается их критика. Внешне одобряются и принимаются все высказанные идеи. Больше ценится количество выдвинутых идей, чем их качество. Идеи могут высказываться без обоснования.

Деловые игры: имитационные, операционные, ролевые – э то метод, предполагающий создание нескольких команд, которые соревнуются друг с другом в решении той или иной задачи. Например, команды могут изображать банки, конкурирующие в области кредитования населения, или политические партии, стремящиеся во время выборов в парламент приобрести наибольшее количество голосов избирателей. Деловая игра требует не только знаний и навыков, но и умения работать в команде, находить выход из неординарных ситуаций и т.д. разыгрывание ролей.

Тренинг – с пециальная систематическая тренировка, обучение по заранее отработанной методике, сконцентрированной на формировании и совершенствовании ограниченного набора конкретных компетенций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: