Методические рекомендации для студентов


Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины являются лекции и практические занятия. Студент не имеет права пропускать без уважительных причин аудиторные занятия, в противном случае он может быть не допущен к зачету или экзамену.

На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции необходимо внимательно слушать и конспектировать лекционный материал.

Завершают изучение наиболее важных тем или разделов учебной дисциплины практические занятия. Они служат для контроля преподавателем подготовленности студента; закрепления изученного материала; развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений по изучаемой проблематике; приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов.

Практическому занятию предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением лекционного материала и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также в литературе, рекомендованной преподавателем. По согласованию с преподавателем или его заданию студент может готовить рефераты по отдельным темам дисциплины.

В процессе подготовки к семинару студент может воспользоваться консультациями преподавателя.

Семинары могут проводиться и в форме учебных конференций. Конференция включает в себя выступления студентов с подготовленными докладами по отдельным темам. Основу докладов, как правило, составляет содержание подготовленных студентами рефератов. Желательно предварительно представить текст доклада преподавателю для ознакомления.

Результаты контроля качества учебной работы студентов преподаватель может оценивать, выставляя текущие оценки в рабочий журнал. Студент имеет право ознакомиться с выставленными ему оценками.

Важным видом работы студента при изучении дисциплины является самостоятельная работа, поэтому правильная организация самостоятельной работы является залогом успешного изучения дисциплины. Нельзя надеяться только на тот материал, который был озвучен в ходе лекций или семинарских занятий, – необходимо закрепить его и расширить его в ходе самостоятельной работы. Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», т.е. предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции. Самостоятельная работа студента – этовнеаудиторная работа студента, направленная на освоение теоретического и практического содержания дисциплины. Самостоятельной работой студента является проработка вопросов, рассмотренных в лекциях, подготовка к вопросам, выносимым на практические занятия, выполнение домашнего задания, изучение и аннотирование литературных источников, написание докладов, разработка презентационного материала, подготовка к экзамену.

Самостоятельная работа должна носить творческий и планомерный характер. Ошибку совершают те студенты, которые надеются освоить весь материал только за время подготовки к экзамену.

В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Самостоятельную работу целесообразно начинать с изучения Программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучаемых, ознакомления с разделами и темами в порядке, предусмотренном учебной программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить данную тему, представленную в учебнике, придерживаясь рекомендаций преподавателя, данных в ходе установочных занятий по методике работы над учебным материалом.

Затем полезно ознакомиться с первоисточниками или выдержками из них, по рекомендации преподавателя составить их краткий конспект, ответить на контрольные вопросы и задания, проработать ключевые понятия темы.

Сопровождение самостоятельной работы студентов по данному курсу может быть организовано в следующих формах:

· согласование индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки представления результатов) самостоятельной работы студента в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу;

· консультации (индивидуальные и групповые);

· промежуточный контроль хода выполнения заданий;

· оценка результатов выполнения заданий (в пределах аудиторных часов).

11.3. Основные понятия курса "Инновационные процессы в образовании"

Педагогическая инноватика - особая сфера научного знания, изучающая процессы

развития школы, связанные с созданием новой практики образования.

Инновация – (от латинского «innovation» - нововведениеё изменение, обновление)

деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с

целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое.(Современный словарь иностранных языков)

Инновационный процесс - это процесс развития, объект управления развитием

образовательного учреждения, процесс разработки и освоения новшеств.

Инновация – это не просто создание…. Распространение новшеств, это изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. (А.И.Пригожин)

Инновационные технологии – это производство (изобретение) нового для системы

образования компонента.

Инновационная деятельность – это особая деятельность по согласованию возникающих в результате инноваций дезорганизаций в процессах обучения и воспитания.

Нововведение - это процесс введения «новшеств» - таких компонентов или связей, которых раньше не было в образовательной системы школы.

Различаются следующие новшества:

- по предмету изменений (цели, условия, формы организации образовательного и

управленческого процессов в школе);

- по глубине преобразований (модифицирующие - обеспечивающие усовершенствование,

частичное изменение; комбинированные – новое сочетание традиционных элементов;

радикальные – принципиально новые);

- по масштабности (локальные – частичные изменения в технологии; модульные – целостные изменения в какой-либо из подсистем школы; системные – перестройка всей школы на основе новой идеи);

- по ресурсоемкости (объем материальных, временных, интеллектуальных и иных затрат,

необходимых для внедрения);

- по уровню разработанности (полностью подготовленные – прошедшие апробации и

недостаточно подготовленные новшества) (В.С. Лазарев)

Инновации – радикальные новшества как специфическая форма передового педагогического опыта.

Нововведение – процесс перехода системы из одного качественного состояния в другое на основе внедрения инноваций.

Инновация – это принципиально иной подход на основе новой идеи, существенно

меняющий сложившиеся образовательные технологии, обусловливающий новый тип

школьной организации.

Специфичность инноваций в образовании проявляется в следующем (Т.И. Шамова,

Г.М.Тюлю):

- инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;

- использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащихся;

- внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы

школы.

К инновационным школам могут быть отнесены лишь те школы, которые сами полностью

разрабатывают и реализуют комплексные инновационные программы «от замысла до

воплощения», а не просто внедряют готовые разработки. Школа в этом случае одновременно выполняет функции и научной лаборатории, и экспериментальной площадки, и является пространством жизнедеятельности детей и взрослых.

(А.Н. Тубельский)

В качестве инновационной может рассматриваться школа, которая:

- разрабатывает или реализует отличную от общепринятой в большинстве школ модель

организации жизнедеятельности учащихся;

-разрабатывает принципиально отличное от традиционного содержание образования;

-разрабатывает новое содержание и способы деятельности педагога.

Важнейшие составляющие педагогической инновации (П.Г.Щедровицкий):

-наличие соответствующего исследовательского компонента;

-наличие соответствующего проектного компонента;

-наличие соответствующего управленческого компонента.

Феномен «псевдоновизны» заключается в стремлении к оригинальности любой ценой;

прожектерстве; стремлении сделать не столько лучше, сколько иначе.

Псевдоновизна в процессе модернизации образования проявляется в следующих явлениях:

-в подстраивании нововведений под прежние отжившие нормы («приручение новшеств»);

-в формальной смене названий и вывесок;

-в конъюнктурном воссоздании исторических форм учебных заведений;

-в формальном привлечении в школу титулованных научных руководителей («заигрывании с научными структурами»);

-в массовом создании различных «интеллектуализированных» служб (методологических,

социологических) и формальных экспертных советов.

Критериальный комплекс, характеризующий инновационный процесс:

-изменения проводятся на общешкольном уровне, т.е. «единицей» изменений является вся

школьная организация, а не отдельные ее элементы. Преобразовывается не только собственно образовательная составляющая, но и организационно-управленческая структура школьной системы;

-изменения в школе предполагают новый вариант решения актуальной педагогической или организационно-педагогической проблемы;

-процесс изменений строится на основе соответствующей исследовательской и проектной

деятельности;

-изменения происходят в контексте реализации разработанной школой модели организации жизнедеятельности учащихся, отличной от общепринятых в большинстве других школ;

-изменения касаются принципиальных отличий от традиционного содержания образования;

-изменения обусловливают новое содержание и способы деятельности педагога;

-изменения носят системный и целенаправленный характер, являются результатом

постоянного обновления и саморазвития на основе периодического анализа образовательной деятельности в школе.

К инновационным школам – школам, направленным на обновление, творчество, саморазвитие могут быть отнесены:

-авангардные, пилотные школы, школы-лаборатории, т.е. школы с устойчивой и системной инновационной деятельностью;

-экспериментальные и опытно-экспериментальные школы, в той или иной степени

сконструировавшие или воспринявшие и отрабатывающие новые модели (проекты, системы) образовательной деятельности либо ведущие опытную деятельность в одном или нескольких направлениях;

-поисковые школы с выраженным инновационным потенциалом, стремлением к обновлению, поиском путей «обретения собственного лица».

Инновации в области воспитания:

Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на

использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и

подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юнлшеской среде.

- Инновационные программы воспитания:

Федеральные «Мой выбор», «Школа против насилия», «Растим патриотов»;

Целевые программы: «Здоровье»,»Мое Отечество», «Моя семья», «Интеллект», «Культура».

-Концепции воспитания с учетом нормативных документов, достижений психолого-

педагогической науки, инновационного опыта, местных условий и возможностей,

-Обновление содержания воспитания: экономическое образование, правовая культура,

гражданское и патриотическое воспитание, предпрофильная подготовка, национальная

культура, личная профессиональная карьера, проектирование образовательной траектории.

-Инновационные технологии воспитания:

-национально-образовательные;

- создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы:

-телевизионные (ток-шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы);

-информационные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиатека);

-нестандартные технологии (импровизация, дни науки культуры, интеллектуальный

марафон);

-различные варианты школы полного дня;

-создание гувернерской службы внутри школы, создание детско-родительских объединений внутри школы.

Разработчик:

КГУ им. К.Э. Циолковского: к.п.н., доцент кафедры педагогики - М.А. Заборина

 

 

Приложение.

Лист регистрации изменений и дополнений УМК дисциплины (модуля)

 

№ изменения Номера листов Основания для внесения изменений Дата № протокола заседания кафедры Дата внесения изменений Подпись Расшифровка подписи
Замененных Новых
                 
                 
                 
                 
                 
                 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: