Цель: принять личное участие в решении проблемы, найти возможные стратегии выхода

Материалы: для того, чтобы ролевая игра прошла более естественно, можно зара­нее подготовить некоторые атрибуты для членов семьи.

Группа делится на две подгруппы. Каждая подгруппа должна придумать историю семьи, где кто-то страдает зависимостью от психоактивных веществ. Вся группа участвует в на­писании истории, распределении ролей Задача каждого участника - найти способы реше­ния проблемы и подумать, как лично он может повлиять на ситуацию. Группа разыгрывает ситуацию. После этого необходимо обсуждение наиболее приемлемых способов решения проблемы

"Марионетка" (30 мин.)

Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, ко­гда он не свободен.

Участники должны разбиться на тройки. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один участник будет играть роль куклы Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5-3 метра Цель "кукловодов" - перевести "куклу" с одного стула на другой. При этом человек, который играет "куклу", не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды».

Очень важно, чтобы на месте "куклы" побывал каждый участник. Обсуждение:

Что чувствовали участники во время игры, когда были в роли "куклы"? Понравилось ли им это чувство, комфортно ли им было? Хотелось ли что-либо сделать самому?

"Вопросы" (15 мин.)

Цель: выяснить информированность аудитории, спланировать информационный блок. Ведущий обдумывает вопросы, которые записывают участники, на их основе планирует информационный блок на 3 дня

Каждый пишет на листке бумаги вопрос(ы), на которые он хотел бы получить ответ в ходе семинара. Листочки с вопросам отдаются ведущему.

Тренинг ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Занятие первое.

Цель: создание благоприятной атмосферы в группе

Содержание тренинга

Вначале с воспитанниками проводится беседа о том, чем они будут заниматься на тренинге, вырабатываются правила поведения (говорит один человек, соблюдается конфиденциальность, безоценочное принятие личности)

1.Передача чувств

Участников тренинга ведущий обучает поддерживающему контакту, т.е. умению особым образом держаться за руки во время беседы друг с другом: тот, кто слушает, держит руки ладонями вверх; тот, кто говорит, кладет свои руки сверху. Слушающий

поддерживает говорящего. Участников тренинга просят смотреть друг другу в глаза приветливо и поддерживать партнера взглядом.

 

2. Знакомство

Члены группы по очереди подходят к ведущему, который берет их за руку. Каждый представляется, т. е. говорит, как его зовут, для чего он пришел в группу, какие у него черты характера. Группа слушает говорящего молча и приветливо

3. Видение других

Игра на внимательность друг к другу: один садится спиной к аудитории. Он должен подробно описать внешний вид кого—либо из присутствующих—детали костюма, обувь, прическу и т д.

4.У меня есть чувства

Игра проводится с помощью куклы, которую воспитатель надевает на руку. Дети знакомятся со способами повышения своего настроения, совместно обсуждают и предлагают пути улучшения самочувствия, если дела идут плохо. Каждый ребенок записывает свои предложения на доске. Затем ведущий проводит анализ предложений совместно с членами группы.

5. Афоризм

«В чем сомневаешься, того не делай» (Плиний Старший) - высказывание, которое дети обсуждают. Ведущий помогает наводящими вопросами.

6. Прощание

Воспитанники становятся в круг и держатся за руки. Каждый на прощание говорит одно слово, отражающее его настроение.

Тренинг.

Занятие второе

Цель: овладение умениями отстаивать свое мнение.

Содержание тренинга

Свободное сочинение сказки (по подгруппам)

Тема сказки «Плохие привычки».

Дж. Родари, обучая детей и взрослых сочинять сказки, выделил 20 элементов в построении сказки и определил их последовательность:

1.Предписание или запрет.2.Нарушение.3.Вредительство или недостаток.4. Отъезд героя. 5. Задача. 6. Встреча с дарителем. 7. Волшебные дары. 8. Появление героя. 9.Сверхъестественные свойства противника. 10.Борьба. 11.Победа. 12.Возвращение.13. Прибытие домой. 14. Ложный герой.15. Трудные испытания.

16. Препятствия ликвидируются. 17. Узнавание героя. 18. Ложный герой изобличается. 19. Наказание противника. 20. Свадьба

2. Прощание.

Воспитанники становятся в круг, держась за руки. По очереди они говорят о своих впечатлениях и настроение.

Тренинг

Занятие третье.

Цель: формирование навыков отказа.

Содержание тренинга.

1Цунами.

Ведущий направляет реакцией детей, разводя руки и соединяя ладони. Когда руки соединены, дети тихо топают, стучат по столу ладонями, издают звук «а». По мере разведения рук ведущего звук удерживается на максимуме и постепенно уменьшается.

2. Сигареты и мои планы

На левой половине ватмана воспитанники по очереди пишут свои планы на будущее, затем каждый делится этими планами с группой. После этого дети по очереди подходят к ватману и пишут напротив каждого плана, какое препятствие в достижении выбранной цели создается курением.

3.Игра «Прилет инопланетян»

Первая группа изображает инопланетян и рассказывает о жизни и развлечениях на своей планете. Вторая группа земляне рассказывает о жизни на земле. Рассказ можно изобразить рисунком. Затем разрабатывается проект общей деятельности. При обсуждении проекта, оказывается нет места вредным привычкам.

3. Подведение итогов

Воспитанники становятся в круг, держась за руки. Каждый говорит о том как он умеет отказывать. «Я умею говорить нет….»

Тренинг

Занятие четвертое

Цель: развитие коммуникативных умений.

1.Приветствие

Воспитанники здороваются ладонями, локтями, плечами, щеками.

2. Как просить об услуге

У воспитанников формируется умение правильно обращаться к знакомым и незнакомым людям с просьбой (смотреть в глаза, обращаться по имени, говорить «спасибо», «пожалуйста», когда просьбу удовлетворили. Когда в услуге отказывают спросить о причине отказа, произнести «хорошо»

3.Как отказывать.

Формируется навык говорить нет, когда просьбы, даже друзей, не соответствуют их моральным принципам и убеждениям. Упражнение проходит в форме ролевой игры

4. Подведение итогов

Воспитанники становятся в круг, взявшись за руки, каждый произносит фразу: «Сегодня я понял….» - и заканчивает предложение.

Тренинг

Занятие пятое

Цель: развитие индивидуального и группового самосознания.

Содержание тренинга

1.Приветствие. Воспитанники встают вкруг. Каждый говорит: «Наша группа делает вот так...»- и показывает какой—либо жест, и все повторяют.. Ведущий проводит беседу: «Мы собрались, чтобы помочь друг другу стать умнее, сильнее, научиться вести себя среди людей, защитить себя и слабого, уметь общаться с ребятами в классе и во группе, общаться на равных, без страха, унижения и обид, без ссор и драк, честно и справедливо, понимать самого себя, других людей и жизнь. Человек должен добиваться уважения к себе. За что уважают мальчика? За что уважают девочку? Далее группа приступает к обсуждению, а ведущий в заключении подводит итог: «Надо говорить о себе «я» и о группе «мы».

2 Кто я?

Каждый воспитанник на листке пишет ответ на вопрос «Кто я?», завершая предложения «Я—...», «Мой любимый герой—...».Затем каждый читает ответы группе. Группа воспринимает ответы безоценочно.

3.Проективный рисунок «Наша группа»

Группа делится на подгруппы, и каждая подгруппа создает рисунок группы. Затем происходит обсуждение. После этого все создают общий рисунок и делятся своими впечатлениями.

4 Подведение итогов

Каким я хочу быть

Воспитанники становятся в круг, взявшись за руки. Каждый говорит «Я хочу быть...» и называет желаемые качества, а заканчивает свою фразу словами: «Я все сделаю, чтобы так было».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: