Системы управления контентом

Система управления содержимым

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Пример системы управления сайтом (панель администрирования Joomla! 1.6)

Систе́ма управле́ния содержи́мым (конте́нтом) (англ. Content management system, CMS)[1] — информационная система или компьютерная программа, используемая для обеспечения и организации совместного процесса создания, редактирования и управления содержимым, иначе — контентом (от английского content)[2].

Основные функции CMS[3]:

  • Предоставление инструментов для создания содержимого, организация совместной работы над содержимым,
  • Управление содержимым: хранение, контроль версий, соблюдение режима доступа, управление потоком документов и т. п.,
  • Публикация содержимого,
  • Представление информации в виде, удобном для навигации, поиска.

В системе управления содержимым могут находиться самые различные данные: документы, фильмы, фотографии, номера телефонов, научные данные и так далее. Такая система часто используется для хранения, управления, пересмотра и публикации документации. Контроль версий является одним из основных её преимуществ, когда содержимое изменяется группой лиц.

Содержание

  • 1 Разновидности
  • 2 Особенности
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Разновидности

В общем случае системы управления содержимым делятся на:

  • Систему управления содержимым масштаба предприятия (англ. Enterprise Content Management System)
  • Система управления веб-содержимым (англ. Web Content Management System)

В силу того, что ECMS имеют глубокую внутреннюю классификацию по предметным областям (HRM, DMS, CRM, ERP и т. д.)[ источник не указан 2322 дня ], термин CMS заместил собой WCMS, превратившись в синоним системы управления сайтами. Подобные CMS позволяют управлять текстовым и графическим наполнением веб-сайта, предоставляя пользователю интерфейс для работы с содержимым сайта, удобные инструменты хранения и публикации информации, автоматизируя процессы размещения информации в базах данных и её выдачи в HTML.

Существует множество готовых систем управления содержимым сайта, в том числе и бесплатных. Их можно разделить на три типа по способу работы:

  1. Генерация страниц по запросу. Системы такого типа работают на основе связки «Модуль редактирования → База данных → Модуль представления». Модуль представления генерирует страницу с содержанием при запросе на него, на основе информации из базы данных. Информация в базе данных изменяется с помощью модуля редактирования. Страницы заново создаются сервером при каждом запросе, что в свою очередь создаёт дополнительную нагрузку на системные ресурсы. Нагрузка может быть многократно снижена при использовании средств кэширования, которые имеются в современных веб-серверах.
  2. Генерация страниц при редактировании. Системы этого типа служат для редактирования страниц, которые при внесении изменений в содержание сайта создают набор статических страниц. При таком способе в жертву приносится интерактивность между посетителем и содержимым сайта.
  3. Смешанный тип. Как понятно из названия, сочетает в себе преимущества первых двух. Может быть реализован путём кэширования — модуль представления генерирует страницу один раз, в дальнейшем она в несколько раз быстрее подгружается из кэша. Кэш может обновляться как автоматически, по истечении некоторого срока времени или при внесении изменений в определённые разделы сайта, так и вручную по команде администратора. Другой подход — сохранение определённых информационных блоков на этапе редактирования сайта и сборка страницы из этих блоков при запросе соответствующей страницы пользователем.

Особенности

Система управления — программа, предоставляющая инструменты для добавления, редактирования, удаления информации на сайте.

Большинство современных CMS имеют модульную архитектуру, что позволяет администратору самому выбирать и настраивать те компоненты, которые ему необходимы.

Типичные модули:

  • динамическое меню,
  • блог,
  • новости,
  • опросы,
  • поиск по сайту,
  • статистика посещений,
  • гостевая книга и т. д.

Сайты, организованные посредством системы управления контентом, основаны на следующих технологиях: веб-сервер, хранилище данных (зачастую СУБД, например такие как MySQL или PostgreSQL, однако существуют и noSQL CMS), веб-приложение для обеспечения работы самой системы, визуальный (WYSIWYG) редактор страниц, файловый менеджер с веб-интерфейсом для управления файлами сайта, система управления правами пользователей и редакторов сайта.

Существуют разнообразные системы управления сайтом, среди которых встречаются платные и бесплатные, построенные по разным технологиям. Каждый сайт имеет панель управления, которая является только частью всей программы, достаточной для управления сайтом.

Наиболее распространены следующие технологические платформы, используемые в качестве основы веб-приложения, реализующего работу CMS: PHP, Perl,.NET.

Существует термин контент-менеджер, обозначающий род профессиональной деятельности — редактор сайта или сотрудника, работающего с CMS.

Большая часть современных систем управления содержимым реализуется в виде визуального (WYSIWYG) редактора — программы, которая создаёт HTML-код из специальной упрощённой разметки, позволяющей пользователю проще форматировать текст.

См. также

  • Метаданные
  • Content Management Framework

Примечания

  1. По причине неблагозвучности русскоязычных сокращений выражений «система управления содержимым» (СУС) и «система управления контентом» (СУК) в компьютерной прессе и литературе обычно используется англоязычное сокращение CMS.
  2. Обычно это содержимое рассматривается как неструктурированные данные предметной задачи в противоположность структурированным данным, часто находящимися под управлением СУБД.
  3. Савельева, 2004.

Литература

  • Nirav Mehta. Choosing an Open Source CMS. Beginner's Guide. — Packt (англ.)русск., April 2009. — 340 p. — ISBN 978-1-847196-22-4.
  • Martin Brampton. PHP5 CMS Framework Development. — PACKT publishing, June 2008. — 328 p. — ISBN 978-1-847193-57-5.
  • Денис Колисниченко. Движок для вашего сайта. CMS Joomla!, Slaed, PHP-Nuke. — Петербург: БХВ, 2008. — 352 с. — ISBN 978-5-9775-0258-0.
  • Савельева Н. Системы управления контентом (рус.) // Открытые системы. — 2004. — № 4.

Ссылки

  • Системы управления содержимым сайтов в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz)

 

Системы управления контентом

  • Ключевые слова / keywords:
  • Приложения
  • Управление контентом

Словосочетание «система управления контентом» сегодня у всех на слуху. Рынок подобных продуктов растет, но до сих пор в данной области нет единых стандартов, в том числе, и на терминологию. Что же представляют собой подобные системы и какую функциональность они обеспечивают?

Регистрация на конференцию

 

Рынок систем категории CMS (content management system) достаточно бурно развивается, но единых стандартов в этой области, в том числе на терминологию, еще нет. Английское слово content означает «нечто, содержащееся внутри» и применительно к письменным работам обычно входит в словосочетание table of contents — содержание, перечень разделов (скажем, книги). Отличительная черта контента состоит в том, что он конструируется из отдельных кусочков. Однако при переводе термина content на русский язык произошел забавный казус. Дело в том, что английский вариант этого слова означает «содержание» только в тех случаях, когда ударение ставится на его первый слог. В противном же случае (а мы обычно так и произносим) слово content является глаголом со значением «удовлетворять».

Бытует мнение, что в ИТ данный термин стали использовать, чтобы обобщить в понятии «документ» такие не типичные ранее данные, как видео, аудио и мультимедиа [1]. Такое утверждение представляется не совсем корректным: документ — это форма передачи информации, а контент — собственно информация, поэтому ставить их на один уровень не совсем правильно.

История управления контентом началась с управления документами в традиционном смысле этого слова, т.е. текстовыми файлами. По мере развития понятия «документ», системы управления документами стали называть системами управления контентом. Почему? Считается, что это позволяет подчеркнуть способность таких систем управлять информацией независимо от формы ее представления, а также отделить информацию-контент от документа-формы. Однако абстрактно управлять информацией невозможно — она обязательно должна быть представлена в какой-либо форме. Пытаясь управлять контентом, мы неизбежно приходим к управлению документами. Системы управления контентом, действительно, «научились» разделять управление документами (хранение, изменение и т.п.) и их представление конечному пользователю. Но они все-таки управляют документами в какой-то форме, а не информацией.

Само понятие «управление контентом» первоначально прочно ассоциировалось с процессом публикации и обновления информации на Web-сайтах — требовалась технология, позволяющая следить за ее актуальностью. Поэтому в качестве синонима content management часто используют термин Web content management. Применительно к организациям, оперирующим огромным количеством информации, уместно говорить уже о системах управления информационными ресурсами предприятия (enterprise content management, ECM) [1]. В результате термин content management расширился: им стали обозначать управление не только информацией на сайте, но и всеми разрозненными и разнообразными фрагментами корпоративной информации. Есть и другие определения. Скажем, в энциклопедии Wikipedia системой управления контентом названа система, применяемая для организации и упрощения совместного создания содержимого.

Функции систем управления контентом можно разделить на несколько основных категорий.

  • Создание — предоставление авторам удобных и привычных средств
  • создания контента.
  • Управление — хранение контента в едином репозитории. Это позволяет следить за версиями документов, контролировать, кто и когда их изменял, убеждаться, что каждый пользователь может изменить только тот раздел, за который он отвечает. Кроме того, обеспечивается интеграция с существующими информационными источниками и ИТ-системами. CMS поддерживает контроль за рабочим потоком документов, т.е. контроль за процессом их одобрения. Короче говоря, управление контентом включает в себя хранение, отслеживание версий, контроль за доступом, интеграцию с другими информационными системами и управление потоком документов.
  • Публикация — автоматическое размещение контента на терминале пользователя. Соответствующие инструменты автоматически «подгоняют» внешний вид страницы к дизайну всего сайта.
  • Представление — дополнительные функции, позволяющие улучшить форму представления данных; например, можно строить навигацию по структуре репозитория.

CMS-системы управляют небольшими взаимосвязанными единицами информации, и в данном контексте документ приобретает смысл гипертекста. Поскольку CMS-системы управляют информацией, а у информации есть свой жизненный цикл, то, естественно, эти системы должны иметь адекватные средства управления контентом на каждом из этапов его жизни (создание, модификация, публикация, передача в архив и т.д.). В этом смысле CMS можно рассматривать как часть комплекса ILM (information lifecycle management).

Среди CMS-систем часто выделяют так называемые каркасы (content management framework, CMF) — инструментарии для создания системы. Как уже говорилось, естественным расширением CMS стали ECM-системы, которые управляют всей разрозненной информацией предприятия, взаимодействуя с другими приложениями, такими как ERP и CRM. Пожалуй, наиболее известный производитель ECM-систем — компания Documentum. Разработкой систем управления контентом занимаются многие компании, в том числе IBM, Microsoft, Oracle, Macromedia. В последнее время начали появляться организации, пытающиеся объединить разработчиков CMS, создать единую информационную среду для потенциальных пользователей подобных систем, продвигать и утверждать единые стандарты. Прежде всего, это ассоциации OSCOM (Open Source Content Management) и CMSWatch.

OSCOM утвердила такие стандарты, как WebDav, RSS, ATOM и JSR-170. Один из ее интересных проектов, CMSML, предусматривает создание основанного на XML языка для описания систем управления контентом, списка свойств CMS, словаря для их описания и соответствующих имен для каждого свойства в XML-разметке. Свойства разделены на три больших класса — создание, управление и доставка контента конечному пользователю.

В свою очередь, CMSWatch ежегодно выпускает отчет, включающий в себя обзор рынка CMS-систем, сравнение некоторых из них, описание жизненного цикла контента и управления им в CMS-системах.

В этой статье мы будем придерживаться классификации, основанной на модели представления данных — объектной, сетевой или модульной.

Объектная модель

Объектная модель представления данных оперирует такими понятиями, как класс и объект. Классы определяют структуру данных и представляют собой набор атрибутов (текстовая строка, целое число, изображение и т.д.). Представители класса (объекты) имеют определенную структуру и могут содержать другие объекты, образуя произвольную иерархическую структуру. Объекты могут наследовать свойства, содержание и поведение объектов, которые в них содержатся [2,3,5]. Примерами объектов служат документы, картинки, папки и учетные записи пользователей. Класс контента не хранит в себе реальных данных — такую информацию содержат объекты (экземпляры класса). Определив один класс, можно создать множество его представителей (контент объектов).

В CMS-системах данные обычно хранятся в реляционной или объектной базе данных. В первом случае объектная модель данных отображается на реляционную модель базы данных. Связи между объектами создаются, например, с помощью таблиц вида id, from_object, from_object_version, to_object. На рис. 1 приведена возможная структура класса «Статья» и его представителя.

Рис. 1. Пример организации контента с помощью объектной модели данных

Среди объектно-ориентированных CMS-систем можно встретить каркасы. Классический пример — Zope CMF. Вообще, Zope — ведущий свободно распространяемый сервер приложений, специализирующийся на управлении контентом в порталах и пользовательских приложениях. Zope позволяет совместно работать над созданием и управлением динамических Web-ориентированных бизнес-приложений. На основе этого сервера приложений построен каркас управления контентом Zope CMF, с помощью которого, в свою очередь, создан целый ряд CMS-систем, в частности, Plone.

Еще одна очень распространенная CMS этого класса — eZ Publish. Ее относят и к каркасам, и к ECM. Системы семейства eZ базируются на свободно распространяемом продукте eZ Publish. Наличие двух лицензий — GPL и профессиональной — позволяет создавать коммерческие продукты на основе каркаса eZ Publish, обеспечивая этой системе поддержку как сообщества Open Source, так и профессиональных разработчиков.

К этому классу можно отнести и систему APC ActionApps, которая позволяет зарегистрированным пользователям обновлять контент их сайта с помощью только браузера. Особенность этой системы состоит в том, что она имеет настраиваемый вывод. APC ActionApps интегрируется в существующие системы, позволяя упростить структуру и автоматизировать работу сложных порталов и Web-сайтов. Кроме того, механизм content pooling и наличие инструментов редактирования делают эту систему подходящей для распределенных команд, совместно подготавливающих публикацию контента.

Microsoft Content Management Server (MCMS) представляет собой систему управления Web-контентом, которая дает возможность создавать, развертывать и поддерживать динамично меняющиеся Web-сайты. Благодаря тесной интеграции с Visual Studio.NET и поддержке функций управления исходными кодами, MCMS позволяет разработчикам создавать сайты, которые потом могут управляться и поддерживаться как ИТ-специалистами, так и бизнес-пользователями. Первые могут централизованно управлять брэндингом, рабочим потоком документов и безопасностью, тогда как вторые — создавать собственный контент, управлять им и публиковать его, используя знакомые приложения, такие как Word или Internet Explorer.

Объектная модель поддерживает разработку в среде Visual Studio.Net и.Net Framework. Возможно объединение через Microsoft Solutions for Internet Business (MSIB) Content Connector с сервером Microsoft Commerce Server для создания решений в области электронной коммерции.

Как правило, системы, основанные на объектно-ориентированной модели данных, наиболее функциональные, гибкие, но, в то же время, и наиболее сложные.

Сетевая модель

Данная модель представления данных опирается на теорию графов: структура информации представляется в виде узлов с помеченными связями между ними. Фундаментом системы может служить как сетевая, так и традиционная реляционная СУБД, на которую отображена сетевая модель описания данных. В реляционных таблицах хранится информация об узлах, их атрибутах и связях между ними. Связь отличается от атрибута тем, что в ней хранится ссылка на другой узел, а в атрибуте — собственно значение [4,5]. Для извлечения данных из направленного графа обычно используются рекурсивные процедуры обработки, такие как составление списков узлов, определение атрибутов узла по атрибутам родителя и др. На рис. 2 представлен вариант организации структуры данных сайта в виде графа.

Рис. 2. Пример организации контента с помощью сетевой модели данных

Пример системы такого типа — Communiware. Эта система представляет собой инструментарий нового поколения для создания вертикальных Web-сайтов и порталов.

Модульная модель

В подобных системах контент разделен на отдельные модули по типам содержимого. Структура данных зависит от модуля, и вся работа с контентом сосредоточена внутри модуля. Модули независимы и полностью отвечают за работу с документами данного типа. Документы описываются с помощью фиксированного набора характеристик — типы документов строго фиксированы. Расширять функциональность можно за счет добавления нового модуля, замены или редактирования существующего кода. Чаще всего нет никакой системы связей между документами разных модулей и между документами одного и того же модуля. Стандартный набор типов контента (модулей) таков: ссылки, статьи, файлы, новости, разделы, форум.

Несмотря на очевидную ограниченность модели данных, системы на ее основе наиболее популярны благодаря своей простоте. В качестве примера можно упомянуть такие системы, как PHPNuke, Mambo и Xoops.

У модульных CMS-систем есть один общий недостаток — строго фиксированная в пределах модуля структура содержимого. Однако для расширения их функциональности можно воспользоваться внешними модулями, которых в Сети немало. Очевидное преимущество этих систем — возможность получения почти полностью готового к использованию портала за короткое время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: