Схема распределения равномерной нагрузки по зонам

 

З о н а А Прилегает непосредственно к линии кордона, где могут оказаться случайные грузы с ограниченной высотой штабеля, значение распределенной поверхности нагрузки берется наименьшей, равной 0,5q1. Ширина этой зоны назначается из условия обеспечения свободного перемещения портальных кранов вдоль причала, поэтому зона заканчивается на расстоянии 2 м от первого подкранового пути. При обычных расстояниях между линией кордона и первым подкрановым рельсом 2,25-2,75 м эта зона практически отсутствует.

З о н а Б для расположения основных перегрузочных механизмов и прикордонных транспортных устройств. Возможная высота штабелей складируемых грузов здесь тоже ограничена из-за сравнительно небольшой ширины этой зоны. Кроме того нагрузки в этой зоне оказывают непосредственное воздействие на причальные сооружения, поэтому большие значения этих нагрузок не всегда могут быть оправданы из-за необходимости утяжеления причальных сооружений.

Распределенная поверхностная нагрузка в этой зоне равна q1, а ширина грузовой полосы Б = К – 4 м, где К – ширина колеи. Для двухпутного портала Б = 10,5 – 4 = 6,5 м, а для трехпутного Б = 15,3 – 4 = 11,3 м. Зоны А и Б составляют прикордонный участок территории причала.

З о н а В - переходная зона, в которой располагаются откосы штабелей навалочных грузов. Ширина ее определяется заложением откоса штабеля. При складировании грузов, не создающих откосов (контейнеры, пиломатериалы и т.п.), эта зона отсутствует, распределенная поверхностная нагрузка в этой зоне равна q2.

З о н а Г - тыловая зона. Распределенная поверхностная нагрузка от складируемых грузов здесь наибольшая и равна q3, так как высоты в этой зоне могут быть приняты предельно допустимыми для данного рода грузы. Ширина этой зоны ограничивается радиусом действия перегрузочных машин и размерами тыловой территории. С учетом сказанного характеристика нагрузок по зонам для различных категорий грузов нормируется в соответствии с табличными значениями.

Общая масса складируемых по всем зонам грузов характеризует грузоподъемность причала. Эксплуатационная практика показывает, что при перегрузочных операциях по схеме берег-море и обратно, как правило, имеется некоторый разрыв между поступающими и отправляемыми грузами. С увеличением грузовой емкости причала значительно улучшаются эксплуатационные показатели. С другой стороны, согласно правилам технической эксплуатации для обеспечения безопасности сооружения нагрузки от складируемых грузов не должны превышать установленных паспортом причала пределов.

 

Нагрузки от судов.

К ним относятся:

1. Нагрузки от навала на причальное сооружение пришвартованного судна.

2. Нагрузки от натяжения швартовов.

3. Нагрузки от навала судна при подходе к сооружению.

Навал на причальное сооружение пришвартованного судна обуславливается воздействием на судно ветра и течения, направленных в сторону причала. Зависит от скорости ветра и парусности судна.

При стоянке судна у причального фронта, образованного палами, нагрузка от навала судна передается в виде сосредоточенных сил, причем только на те палы, которые расположены в пределах прямолинейно части борта судна. Распределение нагрузки на палы производят с учетом их жесткости.

Нагрузки на причальное сооружение от натяжения швартовов обуславливаются действием на судно ветра и течения, направленных от причала (в сторону акватории).

Нагрузка от навала судна при его подходе к причалу обуславливается тем, что в момент контакта с причальным сооружением судно еще обладает некоторой непогашенной скоростью. Характер изменения этой нагрузки во времени, и ее значение зависят от целого ряда факторов:

- массы судна и присоединенной массы воды;

- массы сооружения;

- конструкции отбойных устройств;

- угла подхода судна к сооружению;

- скорости судна;

- возможность судна поворачиваться в плане и т.д.

 

Волновое воздействие.

В защищенных акваториях образуется обычно незначительное волнение, не оказывающее ощутимого влияния на причальные сооружения. Однако в некоторых случаях (рейдовые причалы, недостаточно защищенные акватории и бухты) волновое давление на причальные сооружения может быть значительным. Методика определения этого давления приведена в СниП 57-75.

 

Ледовые нагрузки.

Оказывают существенное влияние на работу причальных сооружений в районах со сравнительно тяжелыми ледовыми условиями. В практике эксплуатации портов были случаи, когда причальные сооружения получали серьезные повреждения и даже подвергались полному разрушению льдом в результате недоучета ледовых нагрузок при проектировании сооружений.

Воздействие льда на сооружения обуславливается температурными деформациями льда. Перемещением льда под действием ветра и течения, а также колебаниями уровня воды в водоеме. Силовое воздействие льда проявляется в виде навала ледяных полей на сооружение, удара льдин о сооружение, а также зависания примерзшего к сооружению льда при колебаниях уровня воды. Различают два вида воздействия движущихся льдин на отдельные опоры: льдина, ударившись об опору, полностью останавливается или, продолжая двигаться, прорезается опорой. В последнем случае нагрузка на опору часто оказывается наибольшей, так как ее значение обуславливается прочностью самого льда. Особым видом воздействия льда является истирание им элементов сооружения, что необходимо учитывать при проектировании сооружений.

Рекомендации по определению ледовых нагрузок на причальные сооружения приведены в СНиП 57-75.

 

Воздействие грунта.

Боковое воздействие грунта возникает во всех случаях, когда сооружение в виде стенки поддерживает засыпку с тыловой стороны. Для гравитационных причальных сооружений и больверков под этим воздействием возникает основная нагрузка на причал.

Различают два вида грунтов – сыпучие и связные. В сыпучих грунтах (песок, гравий, щебень и т.п.) между зернами возникают только силы трения. В связных же (глинистых) грунтах, кроме сил трения, образуются силы сцепления при взаимодействии жидкости в опорах с мельчайшими частицами глинистых грунтов.

В причальных сооружениях в качестве засыпки применяют, как правило, сыпучие грунты. Они хорошо пропускают грунтовые воды, исключают возможность образования гидростатического давления, возникающего при повышении уровня воды с тыловой стороны над горизонтом моря. Кроме того, сыпучие грунты быстро уплотняются. Глинистые же грунты в течение длительного времени дают осадки. Существенным недостатком глинистых грунтов является также вымывание мельчайших частиц через швы сооружения, набухание при увлажнении и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: