Костюм скифов в греко-скифском искусстве конца V–IV вв. до н.э.: образ «Иного»

Интересно, что на изображениях греко-скифской торевтики у мифоэпических персонажей резко преобладает подол с двумя клиньями, в то время как на синхронных собственно скифских каменных изваяниях с курганов [в поздний период, изображающих предположительно самих умерших (Ольховский, Евдокимов 1994, с. 76), но, судя по имеющимся пока материалам, не слишком знатных] господствует горизонтальный подол. [(Единственное достоверное изображение подола с клиньями на степном изваянии — это использованный вторично обломок из жертвенной ямы кургана 12 у Крыловки в Северо-Западном Крыму (там же, с. 30; № 96, ил. 59)]. Такое резкое различие наводит на мысль, что подол с двумя клиньями мог быть привилегией лишь высшей знати.

… сегодня более детальный анализ возросшей совокупности данных по костюму собственно степных сколотов (см. ниже) позволяет утверждать, что на таком изделии, как пластина головного убора из Карагодеуашха, представлен костюм, во всех микродеталях совпадающий с собственно скифским.

. Большой интерес представляет алебастр типа Crakow 500–480 гг. до н.э. с уникальным изображением «амазонки» в скифском костюме, экспонируемый в Музее Чарторыских в Кракове. Все элементы облика женщины-воительницы вплоть до мелочей соответствуют данной ниже характеристике женской одежды именно эпохи «классики»: очень короткий кафтан с длинными рукавами, застегнутый (?) почти доверху (ср. подвески из Толстой Могилы); обернутая сложным образом вокруг бедер поясная одежда типа восточнославянских запаски и поневы (ср. девочку из Вишневой Могилы), сшитая из ткани с рядами кружков с точкой в центре; белые полусапожки, стянутые вокруг лодыжек ремешком со свисающим коротким концом; очень короткая, длиной чуть ниже ушей стрижка без пробора. Остается загадкой, каким образом скифянка-воительница получила столь точное воплощение в Афинах в самом начале распространения «классической» скифской культуры, однако сам этот факт кажется несомненным.

Общая характеристика костюма «классического» времени

Материал одежды

45 Грекам она, похоже, казалась достаточно качественной, так как они подчас косвенно противопоставляют качество шерсти скифских овец грубой шерсти овец их восточных соседей — савроматов (Arist. De anim. gen. V.3).

Наиболее распространенным материалом была, вероятно, овечья шерсть, по современным критериям — среднего качества45 (однако она сохраняется в местных почвах хуже, чем растительные ткани), пряжа была неравномерной толщины. Из растительных материалов использовались лен и конопля, из которых обычно делали ткани простого полотняного переплетения (Шрамко 1965, с. 29; Клочко 1992а, с. 12; Гаврилюк 1999, с. 214). Не исключено, что такие весьма высококачественные ткани поступали и от «варварских» соседей: в Причерноморье были широко известны лен, производимый колхами (ср.: Her. Hist. II. 105; Strabo. Geogr. XI. 2. 17), и конопляные ткани фракийцев (ср.: Her. Hist. IV. 74). Одна из тканей такого рода найдена в кургане 4 Ак-Каи в Крыму, IV в. до н.э. (Крупа 2001, с. 153–154). Ткань имела желтый фон и была расписана пятнами зеленого и красного цветов.

В ряде курганов (Близнец 2) обнаружены ткани из хлопка, а также неокрашенной шерсти тонкорунных овец, вероятно – из Малой Азии (Крупа 2009).

Наряду с простыми дешевыми тканями зафиксированы ажурные, гобеленового переплетения и парчовые. Местные ткани иногда украшались цветной вышивкой. Известны импортные атласные ткани оранжевого и красного цветов (Шрамко 1965, с. 30; Мозолевський 1979, с. 206–208; Гаврилюк 1999, с. 215; см. также о тканях: Бредис 2001). Предположение об использовании сверхдорогого в те времена шелка, причем в рядовых детских погребениях (Вишневая Могила, ср.: Болтрик, Прилипко 1991, с. 21), вызывает недоумение. В материалах раскопок представлены образцы коричневого цвета, ранее, видимо, бывшие красными (при раскопках курганов знати неоднократно отмечалось, что на обшивавших одежду золотых бляшках сохраняется тлен тканей ярко-алого или пурпурного оттенков красного; см., например: Манцевич 1987, с. 62, 63, 66, 68; Алексеев, Мурзин, Ролле 1991, с. 62). Подчас разные предметы одежды аристократов отличались по цвету. Так, у мужчины в Солохе на бляшках кат. № 39, украшавших ворот кафтана, сохранился тлен от тканей белого, лилового и красного цветов (Манцевич 1987, с. 63). В верхнем облачении мужчины из этого кургана, судя по воспоминаниям присутствовавшего на раскопках А.А. Бобринского-младшего, были «тончайшие нити шелка самых ярких цветов: красные, лиловые, желтые, бирюзовые» (Шильц 2003, с. 70) (впечатление мемуариста о «шелке» кажется весьма сомнительным; однако кафтан был явно сшит из тонкой ткани высокого качества).

В кургане 26 у Холодного Яра сохранилась шерстяная ткань с вышивкой желтым, красным и синим. В Большом Рыжановском кургане шестяной текстиль (одежды, помещенные в котел?) декорирован красными ромбами с рядами точек внутри (Бабенко, Бредис, Клочко 2001, рис. 3); сам умерший мужчина около 50 лет был одет в белую рубаху и красные штаны. В Вишневой Могиле верхняя плечевая одежда девочки из бедноты была сшита из плотного шерстяного сукна, а нижняя — из тонкого редкого холста (Болтрик, Прилипко 1991, с. 26).

В различных курганах Скифии, как рядовых (Мамай-Гора, курган 4/8), так и царских (Чертомлык, камера 2, платье?), найдены шерстяные полихромные полосатые ткани ярких цветов [неоднократно отмечено чередование красных (ныне часто — коричневых) и зеленых полос] (Алексеев, Мурзин, Ролле 1991, с. 203, кат. № 127; Андрух, Тощев 1999, с. 33–34; рис. на 4-й стр. обложки)46. Из той же северо-восточной камеры Чертомлыка происходит полосатая коричневая (красная?) ткань с узкими более светлыми полосками на более темном фоне.

Плечевая одежда, по сообщению Геродота, оторачивалась мехом местных животных, известных в Лесостепи — выдр, бобров и др.; она, в частности, поступала от северных соседей — будинов (Her. Hist. IV. 109). Фрагменты такой оторочки, пришитой толстыми плетеными шерстяными нитями, украшали, видимо, женское платье, висевшее на вбитом в стену крюке в погребальной камере 2 в Чертомлыке (кат. № 121). Она известна в виде полосы вдоль бортов мужских кафтанов на греко-скифской торевтике («шлем» из Передериевой Могилы; чаша из Гаймановой Могилы).

Судя по комментариям Евстафия к Дионисию Периегету, рядовые скифы ходили в кожаных одеждах (Eustathii commen. ad Dionys. 728); это же, как отмечалось выше, сообщалось и о рядовых персах. Под Нимфеем в кургане 4/1876 г. (V в. до н.э.) найдены три мужских костяка и один детский в остатках кожаных кафтанов и штанов (Зинько 2003, с. 110). Скифам была знакома технология золочения кожи и использование для одежды человеческой кожи убитых врагов (Her. Hist. IV. 64, 65).

В разных частях Скифии в конце ее истории предполагается наличие своеобразных «бусинных лавок» греческих и местных торговцев (Островерхов 1990, с. 143; 1996, с. 364–367). Такие лавки были весьма важны не только для пополнения состава ожерелий: скифянки Степи, как принято считать, иногда расшивали бусами головные уборы и покрывала, а молодые незамужние женщины и вдовы — также рукава платьев («перевязи») (см.: Клочко 1992г, с. 38–39).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: