РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
7 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008).
Количество часов по учебному плану – 68 часов
Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (ред. От 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
2017– 2018 учебный год
Пояснительная записка
|
|
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2009г.).
На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
1. Введение к рабочей программе:
Цели и задачи
Цели:
— формирование и развитие у обучающихся потребности в систематическом, системном, инициативном чтении;
— воспитание в процессе чтения нравственного идеала человека и гражданина;
— создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие художественного вкуса (который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного) содействуют появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
В круг образовательных задач входят: формирование умений творческого углубленного чтения; читательской самостоятельности; умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа; освоение предлагаемых произведений как искусства слова; формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, подготовить конспект статьи, прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте; умений воспринимать творчество писателя в контексте национальной культуры, истории и мирового искусства.
|
|
Главной целью рабочей программы является формирование способности ориентироваться в информационно-культурном пространстве путем реализации в курсе литературы метапредметных программ: «Развитие УУД», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работы с текстом».
Задачи программы:
· развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, необходимые для успешной социализации и самореализации личности;
· развивать умение смыслового чтения и анализа, основанного на понимании образной природы искусства слова, опирающегося на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
· формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
· способствовать овладению возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
· способствовать овладению важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
· научить использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;
· повысить индивидуальную активность;
· повысить внутреннюю мотивацию к изучению предметов;
· расширить кругозор школьников.
Требования к видам и количеству тетрадей
Предмет | Класс | Количество тетрадей | Порядок ведения и оформления тетрадей по литературе |
Литература | 5-9 класс | Одна тетрадь, 48 листов | Записи в тетрадях ученики обязаны делать с выполнением следующих требований: 1. Все записи следует оформлять аккуратным и разборчивым почерком, пользоваться ручкой синего цвета. Работы, написанные неразборчивым почерком, оцениваются от 0 до 2 баллов. 2. Следует проводить поля с внешней (правой) стороны тетради. 3. Оформлять титульный лист по образцу: Тетрадь для работ по литературе ученика 5 класса ЧОУ «Гимназия «Грейс» Васильева Олега |
По литературе:
в 5-11 классах – одна рабочая тетрадь и тетрадь для написания творческих работ.
1.2. Для выполнения графических работ, составления таблиц, схем по теме, плана к параграфу, текстам, эйдос-конспектам и т.п. работам ученикам необходимы: простой и цветные карандаши (домашний вариант предполагает возможное использование красок: акварель, гуашь…), фломастеры, линейка, резинка.
1.3. Для письма: шариковая ручка с синей и зеленой (для подчеркивания по членам предложения, схем и т.д.) пастами.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
В соответствии с целями и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования определены задачи курса, отражающие планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) обучения школьников 5—9 классов.
Личностные результаты обучения:
— формировать понимание важности процесса обучения;
— формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;
|
|
— формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
— формировать уважение к литературе народов многонациональной России;
— формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения;
— совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения;
— развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста;
— формировать в процессе чтения основы гражданской идентичности;
— формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию;
— развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;
— развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
— развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;
— развивать и углублять восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства.
Метапредметные результаты обучения:
— формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения;
— формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности при изучении курса литературы;
— формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
|
|
— развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;
— формировать умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
— формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Литература»;
— развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
— совершенствовать владение логическими действиями сравнения (персонажей, групп персонажей, двух или нескольких произведений), умениями устанавливать аналогии и при-
чинно-следственные связи, строить рассуждения в процессе характеристики текста;
— развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;
— формировать умение определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
— формировать готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
— формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории;
— развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием изучаемых произведений;
— совершенствовать владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения внутри литературных текстов, между литературными текстами и другими видами искусств (музыка, живопись, театр, кино);
— развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе для реализации личных притязаний и потребностей.
Предметные результаты обучения:
— воспитывать творческую личность путем приобщения к литературе как искусству слова;
— совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами (полный, выборочный, краткий);
— способствовать совершенствованию читательского опыта;
— совершенствовать мотивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе досуговому, чтению;
— совершенствовать умения пользоваться библиотечными фондами (нахождение нужной книги по теме урока; для досугового чтения; для выполнения творческих работ и т.д.);
— развивать интерес к творчеству;
— развивать умение характеризовать художественные и научно-популярные тексты;
— развивать навыки характеристики (в 5—6 классах) и анализа (в 7—9 классах) текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами на уроках литературы различных типов;
— развивать умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге; создавать творческие работы различных типов и жанров;
— формировать умения нахождения родовых и жанровых особенностей различных видов текстов;
— формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста или нескольких произведений.