Вот почему мудрец, проведя в странствии целый день,
Не отлучится от своей поклажи.
5 Даже обладая прекрасным дворцом,
Он сидит безмятежно, воспаряя привольно над миром.
Как может господин тысяч колесниц
Относиться к себе легкомысленнее, чем к царству?
Кто легкомыслен, лишится корня,
10 Кто спешит, потеряет в себе господина.
Ч. 26.
Тяжелое является основой легкого. Покой есть главное в движении. Поэтому мудрый человек действует весь день, не оставляя тяжелого дела. Хотя он питает блестящую надежду, но находится в совершенно спокойном состоянии. Напрасно властитель десяти тысяч колесниц, занятый собой, так легкомысленно смотрит на мир. Легкомыслие разрушает его основу, а его торопливость приводит к потере опоры.
1. Цзяо Хуну: «Тот, кто покоен, владеет другими, а тем, кто подвижен, владеют другие».
Несон: Когда в тяжёлом споре мы остаёмся безмятежны – мы не ошибаемся в словах и не уходим от главной темы, когда же мы даём волю чувствам, то люди это видят и могут взять себе на вооружение наши ошибки. Мы становимся себе не хозяева.
|
|
ЧЖАН XXVII «Искусность в использовании»
1 Умеющий ходить не оставляет следов.
Умеющий говорить никого не заденет словом.
Умеющий считать не пользуется счетами.
Умеющий запирать не пользуется засовом,
а запертое им не отпереть.
5 Умеющий связывать не пользуется веревкой,
а связанное им не развязать.
Вот почему премудрый человек всегда спасает людей
и никого не отвергает.
Всегда спасает вещи и ничего не отвергает.
`(7)[«А в вещах он никогда не отбрасывает пригодное»]`
Это зовется «сокрытое преемствование просветленности».
Посему добрый человек — учитель недоброму человеку,
10 А недобрый человек — орудие доброму человеку.
Не чтить учителя, не любить орудие —
Тут и великий ум впадет в заблуждение.
Вот что такое предел утонченности.
Ч.27.
Умеющий шагать не оставляет следов. Умеющий говорить не допускает ошибок. Кто умеет считать, тот не пользуется счетом. Кто умеет закрывать двери, не употребляет затвор, и закрывает их так крепко, что открыть их невозможно. Кто умеет завязывать узлы, не употребляет веревку, и завязывает их так прочно, что развязать невозможно. Поэтому мудрый человек постоянно умело спасает людей и их не покидает. Он всегда умеет спасать существа, поэтому он их не покидает. Это называется глубоким просвещением. Таким образом, добродетель является учителем недобрых, а недобрые - его опорой. Если [недобрые] не ценят своего учителя и добродетель не любит свою опору, то они хотя [считают себя] разумными, [на деле] погружены в слепоту. Вот что наиболее важно и глубоко.
|
|
- Несон: Умеющий философствовать – не философствует. Философия, мудрость, опыт, меняют человека, и он живёт на этом багаже произошедшего. Философу не надо «включать философа» чтобы о чём-то рассудить, его рассуждения уже «натренированы», они и есть – его истинные рассуждения.
ЧЖАН XXVIII «Возвращаться к первозданной целостности»
1 Знай свое мужское`[твёрдое]`, но блюди свое женское`[мягкое]`:
Станешь ущельем Поднебесного мира.
Если уподобишься ущелью мира,
Превечное Совершенство не оставит тебя.
5 Тогда будешь как новорожденный младенец.
Знай свое светлое, но блюди свое темное:
Станешь образцом для Поднебесного мира.
Если станешь образцом для мира,
Превечное Совершенство не потерпит ущерба `[не уйдёт]`.
10 Тогда вернешься к Беспредельному.
Зная свою славу, но блюдя себя в умалении,
Станешь долиной `[пустотность]` Поднебесного мира.
Если уподобишься долине мира,
Превечное Совершенство будет в достатке.
15 Тогда будешь как Цельный Ствол.
Когда Цельный Ствол `[необработанное дерево]` разрубят, появляются предметы;
А пользование премудрого таково, что он встает
во главе чинов: