Покой — господин подвижности.(1)

Вот почему мудрец, проведя в странствии целый день,

Не отлучится от своей поклажи.

5 Даже обладая прекрасным дворцом,

Он сидит безмятежно, воспаряя привольно над миром.

Как может господин тысяч колесниц

Относиться к себе легкомысленнее, чем к царству?

Кто легкомыслен, лишится корня,

10 Кто спешит, потеряет в себе господина.

 

Ч. 26.

Тяжелое является основой легкого. Покой есть главное в движении. Поэтому мудрый человек действует весь день, не оставляя тяжелого дела. Хотя он питает блестящую надежду, но находится в совершенно спокойном состоянии. Напрасно властитель десяти тысяч колесниц, занятый собой, так легкомысленно смотрит на мир. Легкомыслие разрушает его основу, а его торопливость приводит к потере опоры.

 

1. Цзяо Хуну: «Тот, кто покоен, владеет другими, а тем, кто подвижен, владеют другие».
Несон: Когда в тяжёлом споре мы остаёмся безмятежны – мы не ошибаемся в словах и не уходим от главной темы, когда же мы даём волю чувствам, то люди это видят и могут взять себе на вооружение наши ошибки. Мы становимся себе не хозяева.

 

ЧЖАН XXVII «Искусность в использовании»

1 Умеющий ходить не оставляет следов.

Умеющий говорить никого не заденет словом.

Умеющий считать не пользуется счетами.

Умеющий запирать не пользуется засовом,

а запертое им не отпереть.

5 Умеющий связывать не пользуется веревкой,

а связанное им не развязать.

Вот почему премудрый человек всегда спасает людей

и никого не отвергает.

Всегда спасает вещи и ничего не отвергает.
`(7)[«А в вещах он никогда не отбрасывает пригодное»]`

Это зовется «сокрытое преемствование просветленности».

Посему добрый человек — учитель недоброму человеку,

10 А недобрый человек — орудие доброму человеку.

Не чтить учителя, не любить орудие —

Тут и великий ум впадет в заблуждение.

Вот что такое предел утонченности.

 

Ч.27.

Умеющий шагать не оставляет следов. Умеющий говорить не допускает ошибок. Кто умеет считать, тот не пользуется счетом. Кто умеет закрывать двери, не употребляет затвор, и закрывает их так крепко, что открыть их невозможно. Кто умеет завязывать узлы, не употребляет веревку, и завязывает их так прочно, что развязать невозможно. Поэтому мудрый человек постоянно умело спасает людей и их не покидает. Он всегда умеет спасать существа, поэтому он их не покидает. Это называется глубоким просвещением. Таким образом, добродетель является учителем недобрых, а недобрые - его опорой. Если [недобрые] не ценят своего учителя и добродетель не любит свою опору, то они хотя [считают себя] разумными, [на деле] погружены в слепоту. Вот что наиболее важно и глубоко.

- Несон: Умеющий философствовать – не философствует. Философия, мудрость, опыт, меняют человека, и он живёт на этом багаже произошедшего. Философу не надо «включать философа» чтобы о чём-то рассудить, его рассуждения уже «натренированы», они и есть – его истинные рассуждения.

 

 

ЧЖАН XXVIII «Возвращаться к первозданной целостности»

1 Знай свое мужское`[твёрдое]`, но блюди свое женское`[мягкое]`:

Станешь ущельем Поднебесного мира.

Если уподобишься ущелью мира,

Превечное Совершенство не оставит тебя.

5 Тогда будешь как новорожденный младенец.

Знай свое светлое, но блюди свое темное:

Станешь образцом для Поднебесного мира.

Если станешь образцом для мира,

Превечное Совершенство не потерпит ущерба `[не уйдёт]`.

10 Тогда вернешься к Беспредельному.

Зная свою славу, но блюдя себя в умалении,

Станешь долиной `[пустотность]` Поднебесного мира.

Если уподобишься долине мира,

Превечное Совершенство будет в достатке.

15 Тогда будешь как Цельный Ствол.

Когда Цельный Ствол `[необработанное дерево]` разрубят, появляются предметы;

А пользование премудрого таково, что он встает

во главе чинов:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: