- Их заработок?
- Чем они занимаются?
- Какая острая проблема у них есть, за которую они готовы платить дорого?
- Что им поможет отдать вам деньги? Что им надо про вас знать и понять?
- Определяем тему или проблему.
Тему максимально сужаем, если вы не гуру рынка.
Ошибки:
1. Использование терминов.
2. Отсутствие историй, с которыми может идентифицироваться клиент.
3. Перечисление «диагнозов», а не симптомов. Говорят о том, что клиенту не позволяет получить результат, что ему нужно. Но он так вопрос не ставит.
О том, как говорят клиенты смотрим на https://wordstat.yandex.ru/.
4. Игнорирование результатов клиентов. Какие результаты на самом деле получают клиенты. Четко и однозначно.
5. Слепое повторение за лидерами рынка. Лидеров надо знать. Но гуру можно широкие темы, а вам нет.
6. Руководство профессиональным интересом, а не коммерческим.
7. Сглаживание углов. Когда говорят об улучшении, а не про избавление от боли.
Трудные собеседники
Почему так трудно оставаться спокойным и конструктивным?
|
|
1. Обращение клиента выглядит как нападение на Вас. В этом случае природой заложено 2 варианта поведения: убежать или напасть. Оба при исполнении обязанностей не конструктивны.
2. Возникают мысли о том, что клиенты должны вести себя по-другому. На самом деле они ничего не должны (кроме соблюдения административного и уголовного кодексов).
3. Появляется ощущение, что перед Вами «плохой» человек. Он не плохой – ему плохо. Он «не здоров».
Как справиться с ситуацией?
1. Помните, что клиенты говорят не Вам лично, а вашему бейджу. Вас они не знают.
2. Используйте стратегию «хороший доктор».
3. Используйте техники реагирования на проблемное поведение.
Позиция «хорошего доктора»:
1. Видит конкретного человека
2. Видит, что человеку плохо
3. Внимателен к боли, изучает её
4. Показывает, что боль важна
Действия «хорошего доктора»:
1. Выслушивает, кивает
2. Понимает, сочувствует. Сожалеет, что вы страдаете «Мне жаль, что Вам пришлось…» «Действительно, когда приходится ждать – это очень неприятно!»
3. Уточняет. Собирает информацию о симптомах, зонах конфликта
4. Записывает
5. Резюмирует «Вы хотели это…» (Что еще? Бывает «граната в рукаве») Важно начинать с «Вы…» и говорить о клиенте, а не о себе и организации.
6. Предлагает выход «В рамках моей компетенции могу помочь Вам…» «В рамках моей компетенции могу сделать для Вас…» Примите меры немедленно.
Чего не стоит делать:
- Перебивать, спорить и противоречить. Игра с давлением.
5. Ругать и «воспитывать».
6. Отрицать проблему. Говорить, что не все так плохо, успокаивать (у клиента возникает чувство, что его не принимают всерьез).
|
|
3. Перекладывать вину на других сотрудников фирмы.
4. Приводить доводы, пока клиент взволнован.
Люди, с которыми нам трудно общаться, обычно руководствуются одним из 4 мотивов. О мотиве Вы узнаете по СВОИМ чувствам.
- Привлечение внимания.
Активное привлечение внимания: человек пристает с вопросами, рассказывает много о себе (в том числе то, что к вам отношения не имеет), занимает много вашего времени, ведет себя как «клоун». Пассивное – не делает то, что все делают без дополнительных просьб.
Вы испытаете РАЗДРАЖЕНИЕ.
Ресурс этих людей: интерес к вам и желание общаться. Зла не желают.
Что делать?
Можно попросить собеседника о чем-нибудь. Ему не трудно и часто в радость.
Можно перенести во времени. «Давайте обсудим это в перерыве, в 13.00. Приходите в 103 кабинет». Но тогда уж НЕ ОБМАНЫВАТЬ.
Можно идти по этапам:
- Уделить немного внимания. Назовите по имени, выслушайте внимательно, скажите что-то хорошее.
- Вежливо остановите. Резюмируйте то, что вы поняли. Соотнесите с целью вашего общения.
- Выходите из контакта. Можно пользоваться «Я-высказываниями»: «Я опасаюсь, что не успею сделать …», «К сожалению, мой рабочий день заканчивается через 10 минут».
- Власть.
Активно борется с вами или пассивно, с вызовом, не выполняет то, что должен: «А что ты мне сделаешь? Заставишь силой?»
Вы испытываете гнев и, возможно, страх.
Сильная сторона: энергия. Эту энергию перенаправить в мирное русло.
Что делать?
Технологии:
- Признать силу. Например: «Я действительно не могу применить к тебе силу»
- Проговорить правило. «У нас так принято…» Идея в том, что вы доносите до собеседника идею о том, что его попытка нарушения правил замечена и «не прокатит».
- Условное согласие. «Вы плохой специалист!» -» «Возможно, вы правы. А теперь давайте перейдем к решению нашего вопроса». Используется если обвинение для вас не критично и не существенно.
- Призыв говорить о фактах.
- Делайте записи.
- Безоценочно говорите о том, что сейчас происходит. Как в полицейском протоколе. «Вы подошли ко мне и говорите очень громко (кричите)». Или: «Вы сейчас обратились ко мне за разрешением вашей проблемы. Мы познакомились минуту назад. Разговариваете со мной и говорите о моём непрофессионализме».
- «Заезженная пластинка». Когда вы спокойно повторяете уже сказанное, немного варьируя фразу. Например: «Отнеси инвентарь сейчас!!!» -» «Я смогу отнести его в 14 часов», «Как освобожусь, в 14 часов, сразу отнесу», «После занятий, в 14 часов, я сразу этим займусь»… И т.д. Вы показываете, что давление не приведет к желаемому.
- «Я-высказывание». Например: «Я не считаю возможным, и не буду говорить в таком тоне. Давайте сядем и спокойно обсудим», «Мне неприятно разговаривать на повышенных тонах и трудно сосредоточиться и понять о чем речь. Я готова обсудить проблему иначе»
- Выбор без выбора. Например: «Присядем за стол или в кресла?» или «Вы сами запишете или мне записать?». Смысл в том, что вы даете выбор в мелочах, и это сохраняет самоуважение партнера. Но сесть придется все равно.
- Бесконечное уточнение. Если вас обвинили непонятно в чем, то вы можете попробовать проговорить все смыслы, которые могли скрываться за обвинением. Например: «Ты что, совсем уже???!» -» «Вы хотите сказать, что я совсем глупый, совсем не понимаю ситуации, совсем неожиданно поступил…» Или «Вы договаривались по телефону? На какое число? О каком времени шла речь? Вы имели в виду, что…»
- Спросить какие варианты решения проблемы видит собеседник.
- «Английский профессор». Выслушать, посочувствовать, сказать в связи с чем важно именно то, на чем вы настаиваете.
- Месть.
Активно вредит или не оказывает помощь в критической ситуации.
|
|
Вы испытываете страх и боль, как от удара «ниже пояса», т.к. мститель обдумал ваши болевые точки и бьет именно по ним.
Сильная сторона: жизнестойкость
Что делать?
Технологии:
- Скажите: «Похоже, я вас чем-то обидел…». Обиженный все время думает о своей обиде, она у него «на кончике языка». Но может не сказать, отвергая попытки контакта.
- Если не отвечают, скажите: «Так тяжело, что даже и говорить трудно… Мне важно понять, и я хочу понять…». Делайте так до тех пор, пока разговор не состоится.
- Спокойно выслушайте претензии и резюмируйте, как поняли. Не нападайте в ответ! Это только испортит ситуацию.
- Если виноваты – извинитесь. Если нет – скажите «мне жаль!». Ведь у вас не было намерения причинить боль и вам действительно жаль, что человек её испытывает.
- Скажите, что вы готовы изменить или учитывать в дальнейшем, чтобы ситуация не повторилась.
- Избегание.
Ничего не делает для своего благополучия.
Вы сперва испытываете жалость и хотите помочь, потом гнев, потом отчаяние.
Сильных сторон у этих людей нет.