Тема: Формирование рыночных отношений в здравоохранении

Цель: Изучить рыночные отношения в здравоохранении.

 

Конкуренция и свободный рынок – это основные элементы, формирующие основы рыночной экономики любого государства. В этой связи распределение ресурсов и производство товаров осуществляются на основе цен, возникающих в результате свободного обмена, происходящего между производителями, потребителями и собственниками средств производства.

Для того, чтобы устранить недостатки рыночных отношений, принимаются меры государственного регулирования экономики, направленного на стимулирование экономической и социальной стабильности, предупреждение развития кризисных явлений в экономической системе и развития монополии и олигополии.

Сегодня государственное регулирование рыночных отношений является неотъемлемой частью деятельности Правительства любого государства, экономика которого основана на рыночных отношениях, и оно (государственное регулирование) охватывает все сферы экономики, в том числе социальную сферу.

Социальное регулирование является составной частью государственного регулирования экономики. Оно связано с политикой государства в области здравоохранения, народного образования, пенсионного обеспечения, охраны окружающей среды и т.д. Осуществляя вышеназванные направления государственной политики, социальное регулирование обеспечивает достижение уровня жизни граждан определенных государством стандартов.

В конце 80-х годов начался переход к рыночной системе, где действовала бы обратная связь между результатами труда и жизненным уровнем трудящихся. Сегодня такая система создана. Однако обратной связи между трудом и его оплатой, которая бы создавала мощные рыночные стимулы к труду для миллионов наемных работников, по-прежнему нет.

На сегодняшний день слишком мало реальных собственников и организаторов производства и слишком много наемников. Должно же быть наоборот: как можно больше собственников и организаторов и как можно меньше наем­ников. Можно постепенно создавать малые и средние компании, но на это уйдут десятилетия, да и тогда они не будут играть решающей роли в экономике. А можно уже сегодня приобщить к результатам труда, доходу и прибыли миллионы производителей - через собственность работников. Эта форма частной собственности, получавшая мощное развитие в разных странах мира в последние два десятилетия, доказала свою высокую эффективность.

В современной экономической науке понятие экономическая система означает совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм.

Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, организационные формы хозяйственной деятельности, хозяйственный механизм и конкретные экономические связи между субъектами экономики.

Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений обмена товаров.

Рынок - это механизм взаимодействия продавцов и покупателей, баланс спроса и предложения.

Рынок - сфера обмена внутри страны, региона, города и т.д. и между ними, связывающая производителей и потребителей продукции.

Рынок занимает важнейшее место во всей системе общественного воспроизводства (производство, распределение, обмен и потребление), предложение и цена являются главными его элементами.

Конкуренция - это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.

В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:

v несовершенная конкуренция (конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

В отличие от модели рынка совершенной конкуренции, которая является абстракцией и практически не существует в реальной жизни, а только в теории, рынок несовершенной конкуренции встречается практически повсеместно. Большинство реальных рынков в современной экономике — это рынки несовершенной конкуренции.

v рынок совершенной конкуренции (свободной или чистой конкуренции - экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий);

v олигополия (тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм);

v монополия (структура, когда на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна фирма);

v монопсония (ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель и множество продавцов);

v монополистическая конкуренция (тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции).

Главная отличительная черта свободной рыночной экономики: государство не играет никакой роли в распределении ресурсов. Все, абсолютно все решения по поводу распределения ресурсов принимаются домашними хозяйствами и предприятиями на рынках, свободных от какого-то бы ни было государственного вмешательства. Отличительные черты экономики свободной конкуренции: частная собственность на инвестиционные ресурсы, наличие множества самостоятельных продавцов и покупателей каждого товара, и как уже было сказано, исключительно рыночное регулирование макроэкономической деятельности.

Факт, что конкурентная система рынков и цен существует до сих пор, пусть и с "примешиванием" государственного регулирования, является, главным достоинством любой рыночной системы. Такую свободную систему никто не изобрел, и, тем не менее, она функционирует, решая самую сложную из проблем человечества, которая охватывает тысячи переменных и отношений, и модели, которой дают лишь самое отдаленное представление о всеобщем ее характере.

Рынок — механизм формирования и движения воспроизводственных связей, базирующийся на товарно-денежных отношениях и конкуренции экономически самостоятельных субъектов хозяйствования (в широком смысле); совокупность актов купли-продажи, место, где совершаются сделки между продавцами и покупателями конкретного товара (в узком смысле).

Функции рынка.

Самая важная функция рынка - регулирующая. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство.

Конкуренция, без которой рынок немыслим, стимулирует производителя, поощряет рост производительности труда, повышение качества. На макроуровне конкуренция обеспечивает приток капиталов в наиболее перспективные для получения прибыли отрасли. Одной из главных задач государства является поддержание работы этого механизма. Также важную роль в рыночном регулировании играет баланс спроса и предложения.

Рынок выполняет информационную функцию. Через данные о меняющихся ценах, процентных ставках, курсах валют и т.д. рынок поставляет участникам товарооборота информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг.

Посредническая функция рынка дает возможность оптимального выбора конкретным покупателем конкретного продавца и наоборот. Эта функция может быть реализована лишь на рынке с достаточно развитой конкуренцией.

Ценообразующая функция рынка формирует отражение общественной стоимости того или иного товара или услуги - меновое соотношение, устанавливает связь между стоимостью и ценой, которая чутко реагирует на изменения условий.

Рынок также выполняет санирующую функцию. Она позволяет жестко отбрасывать в сторону неэффективно работающие субъекты экономических отношений. В этом плане рынок является достаточно жестокой и даже беспощадной системой, но это приносит, в конечном счете, повышение общей устойчивости национальной экономики в целом. Современная рыночная экономика, обладая определенными недостатками, является все же самой эффективной системой хозяйствования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: