Можно выделить пять направлений, обеспечивающих развитие государственно-частного партнерства в инновационной сфере:
1. предоставление госгарантий на привлечение бизнесом займов на внедрение наукоёмких технологий;
2. постановка на баланс результатов научных исследований на базе реализации инновационных и инвестиционных проектов;
3. субсидирование, за счёт бюджетов всех уровней, части затрат бизнеса на НИОКР;
4. передача созданной научно-технической продукции в счёт погашения долгов бизнес-структур перед государством;
5. комерционализация инновационной продукции на внутреннем и внешних рынках.
Основные направления государственно-частного партнерства в инновационной сфере:
1. участие государства в развитии системы венчурного финансирования;
2. государственно-частное финансирование различных программ инновационной направленности, государственный заказ на иследования и разработки;
3. государственное содействие становлению институтов современного рынка инноваций, центров трансфера технологий, патентования и защиты прав собственников интеллектуального продукта.
|
|
Формирование ГЧП в инновационной сфере как комплекса объективных взаимосвязей и взаимоотношений между властью и бизнесом должно основываться на определенных методологических принципах.
Во-первых, содержание ГЧП должно быть адекватно сути и целям социально-экономического развития страны и ее субъектов, которые и будут определять конкретные формы и структуру взаимодействия государства и бизнеса.
Во-вторых, должен соблюдаться принцип экономического равноправия и ответственности: все участники реализации инновационных проектов в рамках ГЧП имеют равные права в определении вариантов эффективного достижения целей и решения задач. Важным является также определение ответственности и обязанностей участников такого партнерства.
В-третьих, необходим оптимальный учет интересов: системные решения при государственно-частном партнерстве должны приниматься с учетом всего комплекса интересов всех участвующих в нем сторон.
В-четвертых, необходима концентрация различных ресурсов и их источников за счет партнерства власти с бизнесом по приоритетным направлениям реализации инновационных проектов. При этом критерием отбора ресурсов и их источников должна быть возможность получения максимального синергетического эффекта (социального, экономического, инвестиционного).
В-пятых, государственно-частное партнерство должно быть направлено на последовательное решение не только текущих, но и стратегических задач развития национальной экономики и ее регионов. Оно не может и не должно быть простой суммой разрозненных и невзаимосвязанных действий его участников.