Хронология
№ | Дата | Место | Участников | Стран | Девиз |
I | 25 июля — 16 августа 1947 | Прага | 17 000 | «Молодёжь, объединяйся, вперёд к будущему миру!» | |
II | 14—28 августа 1949 | Будапешт | 20 000 | «Молодёжь, объединяйся, вперёд к будущему миру, демократии, национальной независимости и лучшему будущему для людей» | |
III | 5—19 августа 1951 | Берлин | 26 000 | «За мир и дружбу — против ядерного оружия» | |
IV | 2—16 августа 1953 | Бухарест | 30 000 | «За мир и дружбу» | |
V | 31 июля — 14 августа 1955 | Варшава | 30 000 | «За мир и дружбу — против агрессивных империалистических союзов» | |
VI | 28 июля — 11 августа 1957 | Москва | 34 000 | «За мир и дружбу» | |
VII | 26 июля — 4 августа 1959 | Вена | 18 000 | «За мир и дружбу и мирное сосуществование» | |
VIII | 27 июля — 5 августа 1962 | Хельсинки | 18 000 | «За мир и дружбу» | |
IX | 28 июля — 6 августа 1968 | София | 20 000 | «За солидарность, мир и дружбу» | |
X | 28 июля — 5 августа 1973 | Берлин | 25 600 | «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу» | |
XI | 29 июля — 7 августа 1978 | Гавана | 18 500 | «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу» | |
XII | 27 июля — 3 августа 1985 | Москва | 26 000 | «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу» | |
XIII | 1—8 июля 1989 | Пхеньян | 22 000 | «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу» | |
XIV | 29 июля — 5 августа 1997 | Гавана | 12 325 | «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу» | |
XV | 8—16 августа 2001 | Алжир | 6 500 | «Глобализуем борьбу за мир, солидарность, развитие, против империализма» | |
XVI | 4—19 августа 2005 | Каракас | 17 000 | «За мир и солидарность, мы боремся против империализма и войны» | |
XVII | 13—21 декабря 2010[7] | Цване | 15 000 | «За победу над империализмом, за мир во всем мире, солидарность и социальные изменения» | |
XVIII | 7 — 13 декабря 2013 | Кито | 8 000 | «Молодёжь объединилась против империализма, за мир во всём мире, солидарность и социальные перемены» | |
XIX | 14 - 22 октября 2017 | Сочи | ~20 000 | ~140 | «За мир, солидарность и социальную справедливость, мы боремся против империализма - уважая наше прошлое, мы строим наше будущее!»[8] |
Гимн фестиваля
|
|
· III фестивалю в Берлине посвящён документальный фильм «Песня молодости».
· VI фестивалю в Москве посвящён художественный фильмы «Девушка
с гитарой». «Матрос с „Кометы“», «Цепная реакция», «Человек человеку», «Дорога на фестиваль», «Дорога в рай», мультипликационный фильм «Привет друзьям!», документальный фильм «Любовь и голуби. Фестиваль-57».
· X фестивалю в Берлине посвящён художественный фильм «Улыбнись, ровесник!».
Интересные факты
В честь Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве одна из улиц получила название Фестивальная.
|
|
2. Фестиваль-1957.
На пороге больших событий Формально он был шестым, однако для большей части участников и очевидцев стал первым. Кое-кто и вовсе считает его единственным. И уж точно неповторимым. В общем, оно, наверное, так и есть. Когда говорят «Фестиваль молодёжи и студентов», память тут же любезно подсказывает: «Пятьдесят седьмого года».
Поделать с этим уже ничего нельзя. Можно только попытаться понять – чем именно был тот самый фестиваль для нашей страны. А, возможно, и для всей планеты, каким бы самоуверенным и пафосным это утверждение ни показалось.
Джинсы против идеологии
Любой желающий, едва заинтересовавшись историей вопроса, тут же без труда получит ворох стереотипных и, на первый взгляд, очень даже очевидных сообщений о VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов. Выглядят они примерно следующим образом:
Он был самым массовым за всю историю проведения подобных форумов – 34 тысячи человек из 131 страны мира. Начался в Москве 28 июля 1957 г. Длился две недели. Главное событие хрущёвской оттепели, взломавшее «железный занавес» и приобщившее советских юношей и девушек к условно-западным ценностям. Отечественная молодёжь узнала, что такое рок-н-ролл, джинсы, жевательная резинка, сигареты с фильтром, а также свободная любовь. Иными словами, атмосфера свободы и открытости, в которой было мало советского. Однако власти и идеологи СССР, стремясь показать себя в лучшем виде и открыв «железный занавес», выпустили джинна из бутылки. Под давлением шквала информации о западном мире был запущен процесс разложения советского, тоталитарного общества.
В этом обобщённом и таком типичном фрагменте всё, кроме дат и статистики, нуждается в серьёзной корректировке. Хотя бы по той причине, что подобная картина явно безрадостна и однобока. Получается какой-то фильм категории «В». «Тоталитарный Совок» против «Блестящего Запада». Первый воздвигает «железный занавес», но по воле Никиты Хрущёва имеет неосторожность его приоткрыть. А дальше существует как бы в страдательном залоге – жвачка и джинсы побеждают тоталитаризм, свобода торжествует.