Составление библиографического пособия

 

1-й этап - подготовительный

 

Прежде всего надо изучить методику и технологию библиографирования по учебной литературе. Основные источники: Коготков, Д.Я. Библиографическая деятельность библиотеки: Организация, технология, управление: Учеб. / Д.Я. Коготков. – М, 2003. – С. 154–185; Справочник библиографа / Науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. – СПб., 2002; 2-е изд., 2003. Можно использовать также: Библиография. Общий курс / Под ред. О.П. Коршунова. – М., 1981. – С. 400–427; Брискман М.А. Основы методики составления библиографических указателей / М.А. Брискман, М.П. Бронштейн; ЛГБИ. – Л., 1969. То же – 2-е изд. – Л., 1974.

Следует руководствоваться стандартами:

ГОСТ 7.0–99 Информационно-библиотечная деятельность, библиография: Термины и определения // Стандарты по библиотечному делу. – СПб., 2000 – С. 14–49;

ГОСТ 7.1–2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

ГОСТ 7.9–95 Реферат и аннотация // Стандарты по издательскому делу. – М., 1998. – С. 132–137;

ГОСТ 7.12–93 Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила // Стандарты по библиотечному делу. – СПб., 2001. – С. 134–152;

ГОСТ 7.60–90 Издания. Термины и определения. // Там же – С. 170–191.

ГОСТ 7.80–2000. Библиографическая запись. Заголовок: Общие требования и правила составления. – Введ.01.07.2001. – Минск: Изд-во стандартов, 2000. – 11 с.

ГОСТ 7.82–2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов: Общие требования и правила составления. – Введ. 01.07.2002. – Минск: Изд-во стандартов, 2000.– 23 с.

Поскольку ГОСТ 7.1–2003 будет опубликован и вступит в действие в 2004 г., советуем обратиться к статье: Бахтурина Т.А. Изменения в библиографическом описании // Библиотека. – 2001. – № 9. – С. 68–69.

Полезно обратиться и к учебникам по отраслевым библиографическим курсам, в которых рассмотрена специфика библиографирования литературы в отраслевом аспекте – например, художественной литературы и литературоведения.

Уясните сущность темы пособия, ее аспекты. Для этого обратитесь к новым справочным изданиям, учебной литературе, статьям из журналов и газет. Обдумайте смысл рекомендательного указателя, особенно его цели. Составьте список библиографических источников выявления литературы: ранее опубликованных библиографических пособий (их можно выявить по систематическому каталогу, «Библиографии российской библиографии» и другим БП2), каталогов и картотек (наименования) библиотек (наименования).

Подготовьте и заполните по форме (см. Прил. 1) проспект (программу) будущего БП. Особое внимание обратите на критерии отбора литературы. Структура пособия – предварительная. Определите 3-5 основных разделов и порядок расположения библиографических записей внутри разделов/подразделов (логический или формальный: алфавитный, хронологический и др.).

Установите очередность просмотра источников выявления литературы с тем, чтобы сначала обработать наиболее полные источники, а другие – дополнительно. Источники лучше просматривать в обратной хронологии.

Ведите «Картотеку (или лист) просмотренных источников». В нем отмечайте номера (выпуски) просмотренных текущих и продолжающихся БП.

Библиографические описания выявленных в источниках документов рекомендуем копировать на отдельных карточках (можно самодельных). Сразу редактируйте описания, если они не соответствуют ГОСТу 7.1–2003 и ГОСТу 7.80–2000. Элементы описаний располагайте в подбор (сплошь), а не так, как на каталожной карточке.

Организуйте рабочую картотеку пособия. Карточки в ней располагают в разделах, предусмотренных проспектом.

 

2-й этап – основной.

На этом этапе прежде всего производится отбор наиболее ценных и значимых для отражения темы документов в соответствии с установленными в проспекте критериями. Отбор осуществляется на основании изучения документа de visu: ознакомление с титульным листом и оглавлением, чтения издательской аннотации и предисловия, просмотра текста.

В результате качественного окончательного отбора рабочая картотека сокращается. Часть документов может оказаться устаревшей, некоторые из них во многом дублируют друг друга по содержанию. Необходимо остановиться на каком-либо одном издании, так как оно интересно будущему читателю.

Следует ориентироваться на установленный кафедрой объем рекомендательного БП. Оно должно включать 40–50 записей. Объем профессионально-вспомогательного, профессионально-производственного, научно-вспомогательного БП оговаривается совместно с руководителем в каждом конкретном случае.

Характеристику требований к рекомендательным и справочным аннотациям можно найти в учебных и справочных изданиях, а также в ГОСТе 7.9–95 Реферат и аннотация. Рекомендательные аннотации должны содержать краткие характеристики содержания, структуры и других особенностей документов, их оценки. Важно избегать повторения в аннотациях элементов библиографических описаний, стилистических стереотипов. Можно включать цитаты, авторитетные документов.

Избегайте повторения шаблонных словосочетаний (эта книга рассказывает…, автор повествует…), громоздких предложений.

Полезно для сравнения обратиться к аннотациям в рекомендательных указателях РГБ, РНБ и других крупных библиотек, вышедших в прошлые годы, например, к ежегоднику «Литература и искусство». Это необходимо для творческого осмысления и сравнения собственных результатов аннотирования.

Не допускается списывание аннотаций из ранее вышедших БП, заимствование издательских аннотаций.

При составлении рекомендательных БП можно использовать и другие способы библиографической характеристики: обзор, беседы о книгах.

Документы, не изученные de visu по объективным причинам, например, новые, но без которых БП будет заведомо неполным, нужно отмечать знаком *(звездочкой). Это оговаривается в «Предисловии» либо в подстрочных примечаниях.

Расположение библиографических записей внутри структурных делений зависит от вида БП. В рекомендательных БП не применяются формальные способы расположения. И в других видах БП они используются ограниченно. Разделы и подразделы рекомендательного БП не должны быть перегружены (предпочтительно от 6 до 12 записей).

При объеме 40-50 названий в рекомендательном БП можно выделить 3-5 тематических разделов. Для других видов БП характерна большая детализация материала.

Документы, посвященные теме пособия в целом, объединяйте в первом разделе. Если документ по своему содержанию относится к разным разделам, размещайте запись в одном разделе, а от других разделов давайте ссылки к основной записи. Если таких документов один-два, то возможно дублирование описаний, но с соответствующими разделам аннотациями. Качество поиска повышают также ссылки (см. также №...; см. также раздел…).

 

3-й этап – заключительный.

Далее следует приступить к составлению вспомогательных указателей. Они увеличивают поисковые возможности БП, дополнительно раскрывают содержание документов. Вспомогательные указатели можно составить на карточках, которые расставляют в алфавитном порядке в конце рабочей картотеки. Ссылки делаются к номерам библиографических записей. Нумерация библиографических записей должна быть сплошной. Вспомогательные указатели следует снабдить пояснительными примечаниями.

Одновременно оформите дополнительные элементы: вводные замечания к разделам, биографическую справку, даты жизни и деятельности лица, которому посвящено персональное БП. При использовании цитат в качестве эпиграфов необходимо снабдить их библиографическими ссылками на источник. Набор дополнительных элементов определяется составителем. Самостоятельной может быть вступительная статья с характерным названием, обстоятельно знакомящая с темой БП, раскрывающая ее аспекты.

В последнюю очередь пишут статью «К читателю» – в рекомендательном БП, «От составителя» – в других видах БП. Она носит методико-консультативный характер. В ее основе лежит проспект БП. Завершает составление БП тщательное библиографическое и литературное редактирование.

Для профессионально-вспомогательных БП главными являются две функции:

1) ориентация в системе информационно-библиографического обеспечения отрасли (специальности).

2) оказание помощи в решении конкретных проблем профессиональной деятельности, с которыми специалисты прежде не сталкивались.

Понятие «специалист» как потребитель информации охватывает не только лиц с профессиональным образованием. Важнее качественный подход к информации, уровень и характер информационной культуры. С этой точки зрения специалистами как потребителями профессионально-вспомогательной информации являются знатоки, коллекционеры в тех областях деятельности и знания, в которых отсутствует профессиональное образование. К этим потребителям можно отнести и студентов высших учебных заведений.

Целевое назначение проблемно-тематических профессионально-вспомогательных БП обусловлено необходимостью оказания информационно-библиографической помощи в освоении новых методов и форм профессиональной деятельности, ознакомление с заново открытым или образованным явлением, предметом, деятелем, пластом знания.

В методическом отношении при составлении этих пособий применяют отдельные приемы рекомендательного и научно-вспомогательного библиографирования. От рекомендательного – качественный отбор наиболее ценных документов, написание ориентирующих и объяснительных текстов, от научно-вспомогательного – краткость и четкость (деловой стиль) подачи информации о теме пособия, различных видах отраженных документов.

Критерии отбора документов должны дифференцироваться в зависимости от специфики отрасли или рода деятельности (управленческой, исполнительской, педагогической и др.). Необходим качественный отбор ценной в научно-практическом отношении литературы. Желательно стремиться к выявлению документов различных видов и жанров, разносторонне раскрывающих тему пособия. Для этого при разработке проспекта пособия полезно обратиться к ГОСТу 7.60–90 Издания. Основные виды. Термины и определения (см.: Стандарты по издательскому делу. М., 1998. С. 174–191).

В отборе документов и организации информации составители ориентируются преимущественно на конкретный характер запросов: что собою представляет? (если специалист сталкивается с новым для себя явлением), как подготовить, исполнить, решить? И т.п.

Как правило, в пособиях должны быть представлены основные, относящиеся к отрасли или роду деятельности правовые акты, сериальные издания, книги и статьи общего характера, справочные и библиографические пособия. Основной массив отобранной литературы представляют собою книги и статьи, конкретно излагающие на современном уровне знание предмета. При возникновении потребности в познании истории вопроса, обсуждениях проблем, художественной литературе либо произведениях искусства пути поиска этих документов подскажут источники текущей и ретроспективной библиографической информации. Помимо традиционных печатных изданий нужно включать и электронные информационные ресурсы: на компактных оптических дисках и сайтах библиотек и других информационных центров.

Структура пособия – типовая: предисловие делового характера, основная часть, дополнительные материалы, вспомогательные указатели. В основной части предпочтительнее детальная систематическая группировка литературы. В разделах нижнего уровня (последних делениях) желательно помещать не более 10 документов. Если их число превышает этот минимум, создавать тематические рубрики либо связывать библиографические записи текстовыми переходами.

Формы библиографической характеристики документов: помимо стандартного библиографического описания, справочные аннотации на документы однородного характера (например, летопись событий) или аннотации реферативного типа, достаточно полно знакомящие с содержанием документа либо концепциями автора. Полный отказ от рекламности, пропаганды, навязывания информации. Наиболее значительные издания по теме пособия желательно снабжать аннотациями реферативного типа, достаточно полно знакомящими с их содержанием.

Вспомогательные указатели: авторов и заглавий, предметный и его разновидности. При необходимости: именной, географический и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: