Как правильно подготовиться к семинарским занятиям

В процессе самостоятельной подготовки к семинарам студент может поль­зоваться различными источниками. К главным из них отно­сятся: учебная про­грамма, лекции по соответствующей теме, учебники и учебные пособия, планы семинарских занятий

Начало самостоятельной работы – это ознакомление с учебной про­грам­мой. Приступая к подготовке к семинару по конкретной теме, студент дол­жен подробно изучить соответствующий раздел программы курса, где в самом сжа­том виде определены основные вопросы, дана их последователь­ность, а также указана рекомендуемая учебная лите­ратура (основная и до­полнительная). После этой подготовительной работы следует повторить ма­териал лекции и про­читать планы семи­нарских занятий.

Продолжение самостоятельной работы – это изучение темы семи­нара по учебникам и учебным пособиям. Студент обязательно должен пользо­ваться на­ряду с лекционным материалом учебниками и посо­биями. Это важно и необхо­димо, так как в них ряд вопросов раскрыт более подробно, чем на лекции. Кроме того, лекция – это не пересказ учебника, поэтому эти два источника расширяют кругозор, пополняют базу знаний.

Придерживайтесь списка рекомендуемой литературы, так как он соответ­ствует программе вашего курса. В других учебниках может не оказаться ана­лиза современных экономических процессов, отдельные точки зрения могут быть уп­рощенными или неправильными с позиций сегодняшнего дня, в связи с разли­чиями в программах некоторые воп­росы могут быть просто не раскры­ваться. При изучении конкретной темы по учебнику (или учебному пособию) принци­пиальное значение имеет умение правильно читать текст. В процессе чтения необхо­димо вырабатывать самостоятельные суждения, принимая или отвер­гая те идеи, которые изложены в учебниках. Остерегайтесь при этом пус­тых отрица­ний, приводите аргументы, демонстрируйте на семи­нарах умение подтверждать свою позицию фактами, авторитетными соображениями специа­листов. Порой попытка отвергнуть те или иные положения учебника ведет к их более глубо­кому пониманию и приня­тию их как истинных.

Наряду с основным материалом при подготовке к семинару можно пользо­ваться дополнительными источниками: специальной научной, научно-попу­ляр­ной, справочной, публицистической литературой, а также материа­лами, раз­ме­щенными в глобальной сети Интернет. Это определяющий этап самостоя­тель­ной работы, он очень сложен и важен так как самостоятель­ные суждения по изучаемой проблеме формиру­ются именно здесь, в том числе в вашем умении работать с научной литературой.

Вам предстоит также поиск по каждой теме статей в научных жур­на­лах, например, в таких, как «Вопросы экономики».

Публикуемые в периодической печати статьи и сообщения содер­жат четко и профессионально скомпонованный теоретический мате­риал, отлича­ются опе­ративностью информации, обилием новых фак­тов и цифровых данных. При изу­чении материалов периодики обра­тите внимание на последние события, исполь­зуйте актуальные факти­ческие данные и статистические обзоры.

Выбор статьи, относящейся к исследуемой теме, лучше делать по по­след­ним в году номерам, где дан весь перечень статей, изданных за год. Если такая статья найдена, целесообразно сделать ее аннотацию, т. е. краткое (в 6-10 стро­ках) изложение, выделив только самое существенное в статье. Аннота­ция имеет двоякую цель: 1) помогает изучить тему; 2) обеспечивает подготовку к работе на семинаре, в том числе и к докладу.

После изучения основной и дополнительной литературы по кон­кретной теме наступает самый творческий этап процесса подготовки к семинарским за­нятиямсамостоятельное обдумывание материала. На этом этапе окон­ча­тельно осваивается материал, информация приобре­тает форму знаний, а про­должение этого процесса приводит к вызрева­нию и формированию выво­дов. Если по какому-либо вопросу сущест­вуют различные точки зрения, вы должны выбрать наиболее приемле­мую и аргументировано отстаивать ее при обсужде­нии на семинаре.

Завершающий этап подготовки к семинарам – это ответы на провероч­ные вопросы, решение экономического кроссворда и выполнение тестовых зада­ний, которые помогут правильно осмыслить изученный мате­риал и прове­рить приобретен­ные знания. Обратите вни­мание на то, что мы постоянно акти­визи­руем вашу самостоятельность. Только такой подход дает возможность стать грамотным, современно мыслящим специалистом.

Если пройдены все этапы самостоятельной работы, то на семинаре вы сможете углубить понимание темы, задавая содержательные вопросы, отве­чая на контрольные вопросы и вопросы других студентов, участвуя в дискус­сии по раз­личным научным проблемам, решая задачи и выполняя упражне­ния, готовя док­лады и принимая участие в их обсуждении.

Одной из форм самостоятельной работы при подготовке к семи­нару явля­ется написание докладов. В докладе рассматриваются вопросы, выходя­щие за рамки учебного плана и представляющие не только учебный, но и на­учный ин­терес. Тему доклада следует предварительно согласовать с препо­давателем.

Выбор темы – это одно из определяющих условий успешной работы. Пре­жде всего тема должна соответствовать интересам сту­дента: только такая тема может увлечь и его в процессе работы (т. е. сделать этот процесс твор­ческим), и аудиторию в процессе сообщения. Нужно иметь в виду, что время доклада на семинаре, как правило, огра­ничено – 7–10 минут, поэтому не нужно брать слиш­ком широкую тему. Рациональнее сначала продумать про­блему, которую вы хо­тели бы исследовать, а затем ограничиться рассмотре­ние более конкрет­ного не­большого вопроса, связанного с этой проблемой. Но в любом случае прежде чем определить конкретную тему, нужно ознако­миться с имеющейся литературой по избранной проблеме.

Для доклада общепринятой является следующая форма: вступле­ние, где обосновывается актуальность избранной темы, формулируется цель со­общения; основная часть, включающая постановку проблемы и раскрытие путей ее иссле­дования; и заключение, в котором форму­лируются выводы. Вполне уместно при подготовке доклада высказы­вание студентом своего мнения, показ особенностей своего подхода к анализу излагаемой проблемы.

Если же после семинарского занятия у студента остаются невыяс­нен­ные вопросы, то следует пойти на консультацию к преподавателю (и сделать это нужно до экзамена), чтобы уточнить данные вопросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: