В процессе самостоятельной подготовки к семинарам студент может пользоваться различными источниками. К главным из них относятся: учебная программа, лекции по соответствующей теме, учебники и учебные пособия, планы семинарских занятий
Начало самостоятельной работы – это ознакомление с учебной программой. Приступая к подготовке к семинару по конкретной теме, студент должен подробно изучить соответствующий раздел программы курса, где в самом сжатом виде определены основные вопросы, дана их последовательность, а также указана рекомендуемая учебная литература (основная и дополнительная). После этой подготовительной работы следует повторить материал лекции и прочитать планы семинарских занятий.
Продолжение самостоятельной работы – это изучение темы семинара по учебникам и учебным пособиям. Студент обязательно должен пользоваться наряду с лекционным материалом учебниками и пособиями. Это важно и необходимо, так как в них ряд вопросов раскрыт более подробно, чем на лекции. Кроме того, лекция – это не пересказ учебника, поэтому эти два источника расширяют кругозор, пополняют базу знаний.
|
|
Придерживайтесь списка рекомендуемой литературы, так как он соответствует программе вашего курса. В других учебниках может не оказаться анализа современных экономических процессов, отдельные точки зрения могут быть упрощенными или неправильными с позиций сегодняшнего дня, в связи с различиями в программах некоторые вопросы могут быть просто не раскрываться. При изучении конкретной темы по учебнику (или учебному пособию) принципиальное значение имеет умение правильно читать текст. В процессе чтения необходимо вырабатывать самостоятельные суждения, принимая или отвергая те идеи, которые изложены в учебниках. Остерегайтесь при этом пустых отрицаний, приводите аргументы, демонстрируйте на семинарах умение подтверждать свою позицию фактами, авторитетными соображениями специалистов. Порой попытка отвергнуть те или иные положения учебника ведет к их более глубокому пониманию и принятию их как истинных.
Наряду с основным материалом при подготовке к семинару можно пользоваться дополнительными источниками: специальной научной, научно-популярной, справочной, публицистической литературой, а также материалами, размещенными в глобальной сети Интернет. Это определяющий этап самостоятельной работы, он очень сложен и важен так как самостоятельные суждения по изучаемой проблеме формируются именно здесь, в том числе в вашем умении работать с научной литературой.
Вам предстоит также поиск по каждой теме статей в научных журналах, например, в таких, как «Вопросы экономики».
|
|
Публикуемые в периодической печати статьи и сообщения содержат четко и профессионально скомпонованный теоретический материал, отличаются оперативностью информации, обилием новых фактов и цифровых данных. При изучении материалов периодики обратите внимание на последние события, используйте актуальные фактические данные и статистические обзоры.
Выбор статьи, относящейся к исследуемой теме, лучше делать по последним в году номерам, где дан весь перечень статей, изданных за год. Если такая статья найдена, целесообразно сделать ее аннотацию, т. е. краткое (в 6-10 строках) изложение, выделив только самое существенное в статье. Аннотация имеет двоякую цель: 1) помогает изучить тему; 2) обеспечивает подготовку к работе на семинаре, в том числе и к докладу.
После изучения основной и дополнительной литературы по конкретной теме наступает самый творческий этап процесса подготовки к семинарским занятиям – самостоятельное обдумывание материала. На этом этапе окончательно осваивается материал, информация приобретает форму знаний, а продолжение этого процесса приводит к вызреванию и формированию выводов. Если по какому-либо вопросу существуют различные точки зрения, вы должны выбрать наиболее приемлемую и аргументировано отстаивать ее при обсуждении на семинаре.
Завершающий этап подготовки к семинарам – это ответы на проверочные вопросы, решение экономического кроссворда и выполнение тестовых заданий, которые помогут правильно осмыслить изученный материал и проверить приобретенные знания. Обратите внимание на то, что мы постоянно активизируем вашу самостоятельность. Только такой подход дает возможность стать грамотным, современно мыслящим специалистом.
Если пройдены все этапы самостоятельной работы, то на семинаре вы сможете углубить понимание темы, задавая содержательные вопросы, отвечая на контрольные вопросы и вопросы других студентов, участвуя в дискуссии по различным научным проблемам, решая задачи и выполняя упражнения, готовя доклады и принимая участие в их обсуждении.
Одной из форм самостоятельной работы при подготовке к семинару является написание докладов. В докладе рассматриваются вопросы, выходящие за рамки учебного плана и представляющие не только учебный, но и научный интерес. Тему доклада следует предварительно согласовать с преподавателем.
Выбор темы – это одно из определяющих условий успешной работы. Прежде всего тема должна соответствовать интересам студента: только такая тема может увлечь и его в процессе работы (т. е. сделать этот процесс творческим), и аудиторию в процессе сообщения. Нужно иметь в виду, что время доклада на семинаре, как правило, ограничено – 7–10 минут, поэтому не нужно брать слишком широкую тему. Рациональнее сначала продумать проблему, которую вы хотели бы исследовать, а затем ограничиться рассмотрение более конкретного небольшого вопроса, связанного с этой проблемой. Но в любом случае прежде чем определить конкретную тему, нужно ознакомиться с имеющейся литературой по избранной проблеме.
Для доклада общепринятой является следующая форма: вступление, где обосновывается актуальность избранной темы, формулируется цель сообщения; основная часть, включающая постановку проблемы и раскрытие путей ее исследования; и заключение, в котором формулируются выводы. Вполне уместно при подготовке доклада высказывание студентом своего мнения, показ особенностей своего подхода к анализу излагаемой проблемы.
Если же после семинарского занятия у студента остаются невыясненные вопросы, то следует пойти на консультацию к преподавателю (и сделать это нужно до экзамена), чтобы уточнить данные вопросы.