Как подготовиться и отвечать на экзамене

 

Ваша работа на экзамене строится согласно регламенту высшей школы: студент получает экзаменационный билет, по вопросам которого готовится от­вечать. Принципиальное отличие экзаменацион­ного зачета от экзамена со­стоит лишь в том, что результатом первого будет «зачет» или «незачет», а второго – оценка от «неудовлетвори­тельно» до «отлично» и потому правила (А), порядок (Б) и методика (В) подготовки к этому виду контроля знаний одинаковы.

Вам следует знать и помнить, что в процессе экзаменов происходит про­верка и оценка не только объема и качества усвоения предмета в рамках учебной программы, но и умения применять полученные зна­ния на практике и от уровня познавательной активности и самостоя­тельности будущего спе­циалиста.

А. Правила:

– не откладывайте подготовку к экзамену или зачету, не тяните до по­след­него; за два-три дня вы не справитесь с таким объемом работы. Начните ее с са­мой первой лекции;

– не готовьтесь к экзамену на ходу. Готовьте ответы на вопросы во время всего изучения курса. Обязательно задавайте вопросы на предэкзаме­национном тьютериале (консультации);

– не повторяйте материал непосредственно перед экзаменом, под две­рью аудитории – этим вы собьете себя. Повторение полезно и разумно тогда, когда оно постоянно, самостоятельно, осозна­но и основано на проработке всей основ­ной и дополнительной литературы и других источников;

– готовьтесь к экзамену или зачету на протяжении всего периода изу­чения дисциплины. Будьте к себе жестким и требовательным, в этом тоже проявляется ваша самостоятельность, и вы это мо­жете.

Б. Порядок:

вы пришли сдавать экзамен или экзаменационный зачет, поэтому:

– явитесь точно ко времени, обозначенному в расписании;

– имейте при себе зачетную книжку;

– готовьтесь к ответу на билет в определенное регламентом ВУЗа время;

– категорически и решительно исключите пользование шпаргал­ками как проявление собственной некорректности или неради­вости. Строго под­ходя к этой, казалось бы, неразрешимой про­блеме, воспримите «шпору» как инстру­мент самоуничижения либо полной неуверенности в своих силах;

– если вы не знаете ответов ни на один из поставленных в билете
вопросов, вы имеете право взять еще один билет, однако оценка в этом слу­чае снижается на один балл; следовательно, на экза­менационном зачете реа­лизовать подобное положение крайне затруднительно.

В. Методика:

– взяв экзаменационный билет, назовите его номер преподавателю и сразу внимательно прочитайте вопросы – они должны быть вам понятны, т. е., вы знаете, о чем будете рассказывать, отвечая;

– начните готовить ответы с того, что вспомните все категории, звуча­щие в вопросе, и их определения в первую очередь;

– ограничьте ответы рамками вопросов билета и «не растекайтесь мыслью по древу». Например, если требуется изложить основ­ные принципы ценообразо­вания на мировом рынке, не следует подробно рассказывать о причинах возник­новения мирового рынка, о спросе, предложении и равновесии на этом рынке. Вспомните графические изображения процессов или их фор­мализованные ха­рак­теристики (формулы), это поможет вам четче и яснее ответить;

– справились с одним вопросом – переходите ко второму; если что-либо вспомните по первому – вернитесь и дополните его;

– справились с обоими вопросами – не спешите отвечать, перечитайте все, что написали, почти наверняка вы найдете ошибки и необходимость до­полне­ний. Доработайте билет и готовьтесь идти к столу преподавателя;

– не читайте свои записи, не отрываясь от листа, покажите, что вы дей­ст­вительно знаете и понимаете то, о чем говорите, что умеете и учиться, и воспри­нимать, и понимать, и отвечать;

– нелепыми и беспомощными будут просьбы отвечать «своими сло­вами», вам следует шаг за шагом овладевать экономической лексикой;

– если вы не готовы сразу ответить на поставленные дополнитель­ные во­просы, которые предусмотрены регламентом хода экзаме­на, сообщите об этом преподавателю и продумайте ответ. В случае, если вопрос не понят – переспро­сите у преподавателя и, лишь поняв, отвечайте;

– если вас постигла неудача («незачет», «неудовлетворительно») – че­рез какое-то время вам следует пересдать экзамен; подготовьтесь к нему с еще большей тщательностью. При необходимости вернитесь к началу курса или уг­лубленно выучите тему, раздел, вопрос, которые к экзамену не были готовы. Это – тоже само­стоятельная, не слишком приятная и интересная, но нужная и важная часть работы студента в вузе. Только с этой позиции сле­дует подходить к переэкзаменовке, и лишь такая позиция прине­сет успех.

Мы знаем, что назидания и нравоучения принесут мало пользы; редко по­лучается хорошее дело из-под палки, а учеба – хорошее дело.

Попробуйте подойти к нашим советам и рекомендациям твор­чески – возь­мите из них то, о чем не знали, а может быть, не умели. Со времен Ивана Гроз­ного бытует поговорка: «Корень учения горек, зато плоды его – сладки». И пом­ните, что наши рекомендации могут принести вам пользу не только при изуче­нии экономической теории, но и при изучении других дисциплин вашей про­граммы обу­чения.


 


[1] См. подробнее: Мировая экономика. Практикум: учеб. пособие / под ред. И.П. Николаевой. – М.: Прогресс, 2009. – С. 5–26.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: