Правовой институт административной жалобы
Для подготовки к практическому занятию см. список основных и дополнительных источников и литературы по данной теме.
1. Обсуждение контрольных вопросов по теме:
- Понятие и отличительные признаки административной жалобы как вида обращений.
- Правовое регулирование административного обжалования незаконных действий государственной администрации.
- Виды административных жалоб, их отличительные особенности. Общая и специальная административная жалоба.
- Основания для подачи административных жалоб. Общая характеристика предмета административного обжалования.
- Административная процедура разрешения административных жалоб. Субъекты обжалования, сроки, порядок рассмотрения жалобы, виды решений по жалобе.
(i) Вариант проведения семинара с использованием интерактивной формы обучения: деловая игра. Разбирательство по административному иску гражданина.
Проведение деловой игры преследует цель способствовать развитию самостоятельности, умения быстро ориентироваться в сложной ситуации; на личном опыте убедиться в трудности разрешения конкретных правовых вопросов. В процессе игры участвует вся группа студентов. Каждому отводится своя роль, поэтому весь процесс игры от начала до конца зависит от подготовленности, ответственности каждого студента. Деловая игра делится на три этапа:
|
|
I. Подготовка
Важное место в процессе подготовки к игре отводится выбору фабулы дела, т.е. спорному вопросу - он определяется совместно преподавателем и студентами из материалов судебной практики. Примерные фабулы споров можно также взять из практикума.
После изучения распределяются роли с учетом возможностей каждого студента: истец, ответчик, судья, секретарь судебного заседания, прокурор, адвокат, свидетели, представители органов государственной власти и местного самоуправления. Затем, в соответствии с ролью, студенты совершают ряд процессуальных действий, производимых до разбирательства: подготовка искового заявления или жалобы истца с адвокатом; предъявление искового заявления или жалобы; предъявление возражений на иск или жалобу ответчиком; извещение о времени и месте разбирательства дела заинтересованных лиц.
II. Проведение игры
Это основной этап, в котором рассматривается и разрешается дело. Обстановка в зале должна быть приближена к обстановке и условиям проведения судебного разбирательства в суде. В ходе судебного разбирательства необходимо совершить условные процессуальные действия: приостановление, отложение разбирательства по делу, оглашение определения; удаление свидетелей из зала судебного заседания; отводы составу суда; передача дела в другой суд. Руководит судебным заседанием судья. Все действия в ходе судебного разбирательства совершаются в строгом соответствии с КАС РФ.
|
|
III. Подведение итогов
Ввиду того, что судебное заседание состоит из 4-х частей, в конце каждой части судебного заседания объявляется перерыв для обсуждения выявленных ошибок, совершенных бакалаврами. В конце игры (после вынесения судебного решения) отводится время для подведения итогов работы студентов в целом.
Литература
См. список основной и дополнительной литературы ко всем темам курса.
- Абзонова О.В. Проблемы реализации прав на обращение за судебной защитой в гражданском и арбитражном процессе // Закон. 2006. №11.
- Бородин И.А. О праве граждан на обращения в защиту своих прав и свобод // Военно-юридический журнал. 2007. №8.
- Головацкая М.В. К вопросу о порядке рассмотрения обращений граждан // Юрист. 2007. №5.
- Грузнова Г. Организация деятельности прокуратуры по рассмотрению обращений граждан // Законность. 2008. №5.
- Женетель С.З. Теоретический анализ основных положений федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Административное право. 2008. №4.
- Кобзарев Ф. Обращения граждан: новеллы правового регулирования // Законность. 2007. №7.
- Купреев С.С. Административное право и защита прав и свобод человека и гражданина в современный период // Административное право и процесс. 2011. № 9.
- Лыскова Е.И. Становление и развитие института обращений граждан // Право и политика. 2007. №3.
- Лыскова Е.И. Роль органов государственной власти и их должностных лиц в осуществлении защиты прав граждан на обращение // Государство и право. 2007. №9.
- Обращения граждан в системе защиты прав человека. Интервью с начальником Управления Президента РФ М.А. Мироновым // Журнал российского права. 2001. №11.
- Румянцева В.Г., В.В. Им. Институт обращений граждан в органы государственной и местной власти: понятие, сущность, содержание // История государства и права. 2008. №14.
- Хорьков В. Законы об обращениях граждан // Законность. 2008. №7.
- Юдин А. Обращения граждан в органы власти // ЭЖ-юрист. 2006. №29.
2. Вопросы для обсуждения:
- Какие известны нормативно-правовые акты, регулирующие защиту прав и свобод граждан? Идентичны ли понятия “охрана прав” и “защита прав”?
- Можно ли отдать приоритет административному либо судебному способам защиты прав граждан?
- Каков механизм деятельности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации и его роль в защите прав и свобод граждан?
- Какова роль Прокуратуры Российской Федерации в защите прав и свобод граждан?
- Каково содержание отдельных стадий производства по административной жалобе граждан?
- В каких случаях возможна самозащита прав граждан?
- Найдите и назовите нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие ответственность должностных лиц за нарушение прав граждан.