Практическое занятие №23

Правовой институт административной жалобы

Для подготовки к практическому занятию см. список основных и дополнительных источников и литературы по данной теме.

1. Обсуждение контрольных вопросов по теме:

  1. Понятие и отличительные признаки административной жалобы как вида обращений.
  2. Правовое регулирование административного обжалования незаконных действий государственной администрации.
  3. Виды административных жалоб, их отличительные особенности. Общая и специальная административная жалоба.
  4. Основания для подачи административных жалоб. Общая характеристика предмета административного обжалования.
  5. Административная процедура разрешения административных жалоб. Субъекты обжалования, сроки, порядок рассмотрения жалобы, виды решений по жалобе.

(i) Вариант проведения семинара с использованием интерактивной формы обучения: деловая игра. Разбирательство по административному иску гражданина.

Проведение деловой игры преследует цель способствовать развитию самостоятельности, умения быстро ориентироваться в сложной ситуации; на личном опыте убедиться в трудности разрешения конкретных правовых вопросов. В процессе игры участвует вся группа студентов. Каждому отводится своя роль, поэтому весь процесс игры от начала до конца зависит от подготовленности, ответственности каждого студента. Деловая игра делится на три этапа:

I. Подготовка

Важное место в процессе подготовки к игре отводится выбору фабулы дела, т.е. спорному вопросу - он определяется совместно преподавателем и студентами из материалов судебной практики. Примерные фабулы споров можно также взять из практикума.

После изучения распределяются роли с учетом возможностей каждого студента: истец, ответчик, судья, секретарь судебного заседания, прокурор, адвокат, свидетели, представители органов государственной власти и местного самоуправления. Затем, в соответствии с ролью, студенты совершают ряд процессуальных действий, производимых до разбирательства: подготовка искового заявления или жалобы истца с адвокатом; предъявление искового заявления или жалобы; предъявление возражений на иск или жалобу ответчиком; извещение о времени и месте разбирательства дела заинтересованных лиц.

II. Проведение игры

Это основной этап, в котором рассматривается и разрешается дело. Обстановка в зале должна быть приближена к обстановке и условиям проведения судебного разбирательства в суде. В ходе судебного разбирательства необходимо совершить условные процессуальные действия: приостановление, отложение разбирательства по делу, оглашение определения; удаление свидетелей из зала судебного заседания; отводы составу суда; передача дела в другой суд. Руководит судебным заседанием судья. Все действия в ходе судебного разбирательства совершаются в строгом соответствии с КАС РФ.

III. Подведение итогов

Ввиду того, что судебное заседание состоит из 4-х частей, в конце каждой части судебного заседания объявляется перерыв для обсуждения выявленных ошибок, совершенных бакалаврами. В конце игры (после вынесения судебного решения) отводится время для подведения итогов работы студентов в целом.

 

Литература

См. список основной и дополнительной литературы ко всем темам курса.

  1. Абзонова О.В. Проблемы реализации прав на обращение за судебной защитой в гражданском и арбитражном процессе // Закон. 2006. №11.
  2. Бородин И.А. О праве граждан на обращения в защиту своих прав и свобод // Военно-юридический журнал. 2007. №8.
  3. Головацкая М.В. К вопросу о порядке рассмотрения обращений граждан // Юрист. 2007. №5.
  4. Грузнова Г. Организация деятельности прокуратуры по рассмотрению обращений граждан // Законность. 2008. №5.
  5. Женетель С.З. Теоретический анализ основных положений федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Административное право. 2008. №4.
  6. Кобзарев Ф. Обращения граждан: новеллы правового регулирования // Законность. 2007. №7.
  7. Купреев С.С. Административное право и защита прав и свобод человека и гражданина в современный период // Административное право и процесс. 2011. № 9.
  8. Лыскова Е.И. Становление и развитие института обращений граждан // Право и политика. 2007. №3.
  9. Лыскова Е.И. Роль органов государственной власти и их должностных лиц в осуществлении защиты прав граждан на обращение // Государство и право. 2007. №9.
  10. Обращения граждан в системе защиты прав человека. Интервью с начальником Управления Президента РФ М.А. Мироновым // Журнал российского права. 2001. №11.
  11. Румянцева В.Г., В.В. Им. Институт обращений граждан в органы государственной и местной власти: понятие, сущность, содержание // История государства и права. 2008. №14.
  12. Хорьков В. Законы об обращениях граждан // Законность. 2008. №7.
  13. Юдин А. Обращения граждан в органы власти // ЭЖ-юрист. 2006. №29.

 

2. Вопросы для обсуждения:

  1. Какие известны нормативно-правовые акты, регулирующие защиту прав и свобод граждан? Идентичны ли понятия “охрана прав” и “защита прав”?
  2. Можно ли отдать приоритет административному либо судебному способам защиты прав граждан?
  3. Каков механизм деятельности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации и его роль в защите прав и свобод граждан?
  4. Какова роль Прокуратуры Российской Федерации в защите прав и свобод граждан?
  5. Каково содержание отдельных стадий производства по административной жалобе граждан?
  6. В каких случаях возможна самозащита прав граждан?
  7. Найдите и назовите нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие ответственность должностных лиц за нарушение прав граждан.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: