Основные показатели социально-экономического роста

Калашников В. В., Узлова И. В.

К17 Новейшая история России: учеб. пособие / под ред. В. В. Калашникова. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2015. ХХ с.

ISBN 978-5-7629

Изложены ключевые проблемы политической и социально-экономической истории России в период 1985–2015 гг.

Предназначено для студентов технических вузов как дополнение к лекционному курсу и учебным пособиям, посвященным истории России в ХХ в.

 

 

УДК 94(47)(07)

ББК Т3(2)7я7

 

 

Рецензенты: кафедра новейшей истории России Института истории СПбГУ; д-р ист. наук Р. В. Костюк (СПбГУ).

 

Утверждено

редакционно-издательским советом университета

в качестве учебного пособия

 

 

ISBN 978-5-7629 Ó СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2015

 
 


Глава 1. Эпоха «перестройки» (19851991)

Эпохой «перестройки» называется период в истории СССР, связанный с деятельностью М. С. Горбачева, который в марте 1985 г. был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС и положил начало серии реформ. Речь шла о переходе от модели «административно-командного социализма», сложившейся в стране в 1930-е годы и мало изменившейся в послевоенный период, к модели «демократического социализма», которая в сфере экономики сочетала бы рыночные и плановые начала, а в политической сфере опиралась на развитые институты политической демократии. Готового плана реформ у нового лидера не было. Стратегия реформ вырабатывалась уже в процессе их осуществления. Необходимость реформ вытекала из итогов развития страны всего предыдущего периода.

Итоги развития СССР к середине 1980-х гг.

Итоги экономического развития СССР к середине 1980-х гг. носили противоречивый характер. С одной стороны, произошло явное замедление темпов развития по отношению к 1970-м гг. (снижение темпов роста за последние четыре пятилетки наглядно показывает табл. 1.1).

Таблица 1.1

Основные показатели социально-экономического роста

Годы 1966–1970 1971–1975 1976–1980 1981–1985
Национальный доход 41 % 28 % 21 % 17 %
Промышленность 50 % 43 % 24 % 20 %
Сельское хозяйство 21 % 13 % 9 % 6 %
Производительность труда 37 % 23 % 17 % 16,5 %
Реальные доходы на душу 33 % 24 % 18 % 11 %

Наиболее значительным было падение темпов роста сельского хозяйства. Среднегодовой прирост за последнее пятилетие составил всего 1,1 %. Это было связано с неблагоприятными погодными условиями, старением сельского населения и оттоком квалифицированных кадров в города.

С другой стороны, темпы экономического развития СССР, несмотря на их снижение, были выше, чем темпы развития развитых капиталистических стран, и обеспечивали постоянный рост благосостояния всего народа и высокий уровень обороноспособности страны. Так, средний размер зарплаты в 1965–1985 гг. рабочих и служащих (при стабильных ценах на продукты питания и коммунальные услуги) увеличился со 100 до 190 рублей в месяц. Объем жилья, построенного в 1965–85 гг., превысил объем всего жилого фонда, имевшегося в СССР в начале 60-х гг.

Гораздо большими проблемами, чем снижение темпов, были проблемы роста затратного характера экономики, снижение ее эффективности, низкого качества товаров широкого потребления, которые уступали импортным и не отвечали возросшим потребностям советских людей.

Начиная с 1982 г., руководство страны искало оптимальные пути реформирования экономики, склоняясь к постепенному переходу к использованию рыночных методов экономического развития при сохранении государственной формы собственности на основные средства производства и природные ресурсы. Работа шла медленно. Высшие руководители правящей партии и государства, находившиеся в преклонном возрасте, с крайней осторожностью относились к любым экономическим новациям.

Также осторожно они относились и к реформам в политической сфере, в то время как возросший уровень образования и политической культуры советских людей требовал реформирования и этой сферы. Растущее недовольство людей вызывал порядок формирования органов власти – советов всех уровней. Выборы депутатов в советы проходили на безальтернативной основе и не носили состязательного характера. Кандидаты в депутаты подбирались партийными комитетами. Сформированные таким способом советы избирали свои руководящие органы по аналогичной процедуре. Отсутствие реальной оппозиции в органах власти способствовало кадровому застою, снижало эффективность принятых решений и контроля за их исполнением. Состязательности выборов и созданию оппозиции препятствовали однопартийная система и монополия КПСС на власть.

Однопартийная система сложилась в России в период гражданской войны 1918–1920 гг. и сохранялась в 1920–1930-е гг. на фоне трудностей форсированной индустриализации и модернизации страны в условиях нарастания опасности новой мировой войны. Победа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. закрепила авторитет КПСС как партии, сумевшей в предвоенный период создать экономические и социально-политические предпосылки этой победы, а в годы войны возглавить народ в борьбе за ее достижение. В послевоенный период развернувшаяся «холодная война» также не способствовала усилению демократических начал в политической системе. Партия в целом сохранила прежние формы своей монополии на власть. Ситуация усугублялась ограниченностью внутрипартийной демократии: партийные «низы» имели мало возможностей влиять на решения партийных «верхов», что вело к кадровому застою в высших эшелонах власти и снижало эффективность управления. Монополия КПСС на власть вызывала недовольство активных беспартийных граждан. Дело в том, что принадлежность к КПСС открывала дополнительные возможности для карьерного роста. Это вызывало стремление активной части общества вступить в ряды партии. С 1966 по 1985 гг. число членов и кандидатов в члены партии выросло с 12,5 до 19 млн чел. Стремительный рост размывал ряды правящей партии, поэтому ЦК КПСС ограничивал прием. Многие из тех, кто не мог или не хотел вступать в КПСС, чувствовали себя ущемленными и негативно относились к сложившейся политической системе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: