Самостоятельность – способность личности иметь собственное суждение, вносить элементы новизны и творчества в свою деятельность, выполнять те или иные ее виды

Сайт – набор гипертекстов, размещенных на сервере с определенным адресом в Интернет.

Сервер – сетевой компьютер, используемый для хранения общей информации.

Сервер школьный — компьютер в сети Интернет, на котором помещены страницы и материалы, касающиеся жизни школы.

Семинар -форма самостоятельной коллективной работы, которая способствует углубленному изучению материала и формированию мировоззренческих идей, проявлению в наибольшей степени индивидуальных способностей, коллективного творчества.

Семинарские занятия – организационная форма, в процессе которой учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний и коллективно обсуждают результаты своей деятельности.

Система биологических наук – совокупность взаимосвязанных фундаментальных, таксономических и других дисциплин, обеспечивающих познание многообразия органического мира, форм организации жизни и путей их использования человеком.

Смысл личностный (А. Н. Леонтьев) – значение, которое определенное знание или событие приобретает для данного человека, преломляясь через его опыт и систему оценок.

Содержание биологического образования – система соответствующих целям биологического образования фундаментальных и прикладных понятий, умений, навыков, отношений, ценностей, мотивов, убеждений.

Сообщающее (информационное) обучение – обучение, в котором информация передается в готовой, удобной для усвоения форме.

Сотрудничество в обучении – стремление и умение педагога и учащихся работать совместно, помогая, и поддерживая друг друга.

Социальный заказ образованию – требование со стороны общества и государства к содержанию образования и качествам формирующейся в образовательной системе личности.

Средства обучения – это материальные объекты, носители учебной информации и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком и используемые педагогами и учащимися в учебно-воспитательном процессе в качестве инструмента их деятельности.

Структура биологического образования – последовательность воздействия на учащихся взаимосвязанных интеллектуальных, эмоциональных и практических факторов обучения и развития, обусловленная целями биологического образования и психологическими особенностями школьников разного возраста, межпредметными связями.

Тезаурусв информатике – полный систематизированный набор данных о какой-либо области знания, позволяющий человеку или компьютеру в ней ориентироваться. В лингвистике – словарь языка с полной смысловой информацией.

Телекоммуникационная сеть – сеть обмена и обработки информации, образованная совокупностью взаимосвязанных компьютеров, средств связи и предназначенная для коллективного использования технических и информационных ресурсов.

Термин – член конкретной терминологической системы, поэтому терминология – совокупность системы взаимосвязанных терминов, обозначающих систему понятий какой-либо области знания.

Функции термина: – 1. Служит названием понятия.

2. Отражает содержание понятия.

Тест – задание, дающее возможность быстро выявить и оценить степень развития определенных психологических качеств, а также уровень знаний, умений и навыков.

Технологическая карта – 1. Рациональное описание учебного процесса.

2. Паспорт проекта учебно-воспитательного процесса на уроке, отражающий основные его параметры: целеполагание, содержание, логику, методы, средства обучения, условия (нормы), диагностику, коррекцию и результат.

Технологии коммуникационные — технологии, предназначенные для обеспечения оперативной связи и доступа к информационным ресурсам в любой отрасли знаний без ограничения по объему и скорости.

Технология мультимедиа – информационная технология, основанная на одновременном использовании различного предоставления информации и представляющая совокупность приемов, способов и средств сбора, обработки, хранения, передачи продуцирования аудиовизуальной, текстовой, графической информации в условиях интерактивного взаимодействия пользователя с информационной системой, реализующей возможности мультимедийной, операционной сред. Использование мультимедийных операционных сред позволяет интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, текст, графика, музыка), используя при этом возможности интерактивного диалога. Возможности систем мультимедиа позволяют интегрированно представлять на экране компьютера любую аудиовизуальную информацию, реализуя интерактивный диалог пользователя с системой. При этом система обеспечивает возможность выбора по результатам анализа действий пользователя нужной линии развития, представляемого сюжета или ситуации. В обучении технологии мультимедиа реализуют при создании и использовании программных средств образовательного значения (на базе вычислительной техники, видео-, аудиоаппаратуры). Компонентами таких программных средств являются статические и анимированные изображения, а также текстовая и видеоинформация со звуковым сопровождением, которые создают информационно-предметную среду с большими образовательными возможностями. Характерной особенностью реализации мультимедийных образовательных продуктов является объединение всех их на одном материальном носителе.

Технология обучения (образования) -по определению ЮНЕСКО, это в общем смысле «системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования». В более узком смысле технология обучения предполагает использование разнообразных ТСО, включая компьютерные и электронные средства.

Технология телекоммуникаций – совокупность приёмов, методов, способов и средств обработки, информационного обмена, транспортировки, транслирования информации, представленная в любом виде (символьная, текстовая, графическая, аудио-, видеоинформация) с использованием современных средств связи, обеспечивающих информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких), так и в глобальном, в том числе в рамках всемирной информационной сети INTERNET.

Трудовое воспитание – целенаправленный процесс формирования у школьников трудолюбия, готовности творчески выполнять работу, полезную обществу, сознания ответственности за результаты труда, добросовестного и творческого отношения к решению трудовых задач.

Убеждение –система осознанных потребностей личности, побуждающих её поступать в соответствии с устойчивыми взглядами, принципами и идеями.

Умение –освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Урок – 1. Динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельностей и общения) определенного состава учителей (преподавателей) и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения.

2. Форма организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении при классно-урочной системе обучения, составная часть процесса обучения. Урок проводится с коллективом учащихся постоянного состава (классом) в течение определенного промежутка времени.

Учебная деятельность, реализуемая в предметной информационно-коммуникационной среде – деятельность, обеспечивающая условия взаимодействия между обучаемым (ми), преподавателем и средствами ИКТ, направленная на достижение образовательных целей.

Учебник – книга для школьников и студентов, содержащая систематическое изложение учебного материала в соответствии с образовательными стандартами и программами.

Учебная программа – документ, раскрывающий тематику и содержание изучаемого предмета по каждой теме.

Учебный план – официальный документ, в котором фиксируется состав учебных предметов, изучаемых в данном типе учебных заведений, определяется количество часов по предметам, годам обучения, полугодиям (семестрам), годовая и недельная нагрузка обучающихся.

Учение – деятельность ученика по усвоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний.

Учебная задача – задача, при решении которой школьник ищет и находит общий способ подхода к решению многих конкретно-частных задач определенного класса.

Познавательная учебная задача – описывающая какое-то явление учебная комбинация, формулирование которой содержит определенное противоречие и предполагает ряд учебных действий, приводящих к восстановлению связей, разрешению противоречий и решению задачи.

Учебник – книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы.

Файл (фр. file — ряд, вереница; a la file — подряд, один за другим, друг за другом). В программировании — упорядоченный набор данных, имеющий уникальное имя и признак конца файла.

Факультативное занятие – форма углубленного изучения отдельных предметов по выбору группы учащихся одной или нескольких соседних школ, занимающихся по специально утвержденной программе. Различают факультативы типа «избранных глав», дополняющих основной курс, и спецкурсы – самостоятельные учебные предметы.

Формы биоорганизации – биосистемы: клеточно-организменные, популяционно-видовые, биосферно-биогеоценотические.

Форма организации обучения (по И.М. Чередову) –ограниченная жесткими рамками времени конструкция отдельного звена или совокупности звеньев процесса обучения, включающая управление учителем учебной деятельностью класса, групп или отдельных учащихся над определенным содержанием учебного материала, зафиксированного в соответствующих источниках знаний, с использованием сочетаний методов, приемов и средств обучения и форм учебной работы.

Форма учебной работы (общая форма, форма учебно-познавательной деятельности) (по И.М. Чередову) – конструкция отрезка процесса обучения, характеризующаяся особыми способами управления, организации и сотрудничества учащихся в учебной деятельности (фронтальная, парная, звеньевая, бригадная, кооперированно-групповая, дифференцированно-групповая, индивидуальная, индивидуализированная, индивидуализированно-групповая).

Фронтальная, познавательная и практическая деятельность - относительно синхронная работа учащихся всего класса по общему заданию под наблюдением и руководством учителя.

Фундаментальные отрасли биологии – дисциплины, в русле которых развиваются теории науки о жизни (экология, генетика, биохимия и др.).

Чат — место сбора (клуб) на сайте, где пользователи могут обмени­ваться мнениями с другими лицами по интересующей их проблематике; беседа в режиме реального времени.

Цель – 1. Прогнозируемый результат деятельности.

2. Предметная проекция будущего.

3. Психологическое явление – субъективный образ желаемого.

Учебно-опытный школьный участок – специально спланированный и освоенный земельный участок, на котором учащиеся овладевают сельскохозяйственными умениями, предусмотренными программами по биологии, ставят биологические и сельскохозяйственные опыты и эксперименты, проводят экскурсии, практические работы.

Эволюционизм –принцип исследования и изучения биологических систем как изменяющихся в процессе длительного исторического развития.

Эвристика - теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач; метод обучения, основанный на предъявлении учащемуся ряда вопросов для формирования им правильных выводов.

Эйдология – совокупность наук о популяционно-видовой форме биологической организации.

Экспериментирование – проверка новых идей, подходов, методик, технологий в реальных или специально создаваемых, контролируемых и нередко варьируемых условиях.

Экспертная система – программная система, использующая знания специалиста–эксперта для эффективного решения задач в узкой предметной области.

Электронное издание образовательного назначения – учебное средство, предоставляющее учебную информацию с привлечением средств технологии мультимедиа.

Электронный учебник – учебник, внесенный в компьютер и организованный по принципу гипертекста; сложный объект дидактического проектирования с использованием НИТ; инструмент обучения и познания, его структура и содержание зависит от цели его использования: репетитор, тренажер, самоучитель при нелинейных технологиях обучения; это комплексное средство, обеспечивающее непрерывность дидактического цикла, включающее теоретический материал, обеспечивающее контроль, информационно-поисковые услуги и обратную связь.

Электронное учебное пособие - издание, частично или полностью заменяющее и дополняющее учебник.

Экологизация – один из ведущих современных принципов образования в мире.

Экологизация производства – внедрение замкнутых технологических циклов, исключающих или сводящих к минимуму загрязнение окружающей среды (безотходная технология).

Экология человека – комплексная наука об отношениях общества (человека) к природе.

Эксперимент – научное или учебное познание исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за его ходом и воссоздавать его каждый раз при повторении этих условий. Практический метод обучения.

Экспериментальная задача - задача, для решения которой необходимо использовать биологический эксперимент. Различают задачи на вывод из опыта, на разработку гипотезы, ее проверку, экспериментальное доказательство (опровержение).

Экскурсия учебная (от лат. еxcursio – поездка, прогулка) - форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и пр.

Эксперимент – научное или учебное познание исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за его ходом и воссоздавать его каждый раз при повторении этих условий.

Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут "поддерживать" изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне.

Электронный учебный курс (ЭУК) - учебные материалы, структурированные особым образом и записанные на магнитные носители (дискеты или компакт-диски) или доcтупные через компьютерную сеть (локальную, корпоративную или Internеt).

Эргономика – научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности, связанной с использованием техники.

Эстетическое воспитание – направление в системе воспитания, целенаправленное формирование эстетических вкусов и идеалов личности, развитие ее способности к эстетическому восприятию явлений действительности и произведений искусства, а также к самостоятельному творчеству «по законам красоты», т.е. к формированию предметной деятельности с учетом их эстетических качеств.


Великие личности не созданы природой,

а самостоятельно сделали себя тем,

чем они были; они стали тем, чем хотели быть,

и остались верными этому своему стремлению

до конца жизни.

Гегель


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: