Уильям Тёрнер (1775-1851)

 

Уроженец Лондона. В 1789 г. впервые выставляется – вундеркинд (в зале акварельной живописи). Первая самостоятельная работа – цикл руин. Начинал как акварелист. Интерес к руинам и национальной старине.

В 1790-е гг. делает потрясающую карьеру. Будучи учеником академии пишет работы. В скорости станет академиком.

Пишет несколько гигантских картин-катастроф (пятая казнь египетская, переход Ганнибала через Альпы и т.п.). Увлечение героическим пейзажем, героическим сюжетом. Всё это время мечтал попасть за границу, но это было невозможно в силу целого ряда причин. Сложные для страны годы, террор, смена власти. Постоянно нуждается в новых впечатлениях, в отличие от Констебла. Первая поездка во Францию, далее Италия, Германия, Швейцария.

 

В 1800-е много путешествует (Швейцария, Франция). Много новых впечатлений (не только природных), а также ряд технических новшеств. Переносит опыт акварельной живописи в масляную. Посещает Лувр и начинает интересоваться классическим, историческим пейзажем. В это время он открывает собственную галерею и много работает на пленэре (1806-1807 гг). Отходит от топографического пейзажа.

 

У. Тёрнер. Фрегат первого класса, пополняющий запасы. 1818 г. Сочетание голубовато-серых и тёплых жёлтых цветов – характерное для Тернера сочетание (это у него может быть в разной степени интенсивности). Тонкая живопись. Снимает излишки краски тонкой кисточкой.

 

У. Тёрнер. Снежная буря. Переход армии Ганнибала через Альпы. 1812 г. Галерея Тейт, Лондон. Модный жанр «картин-катастроф» - это из их числа. Огромные картины. Большая историческая картина сделана из пленерного этюда. Важен год – 1812 – Наполеоновская эпопея. Эта явная политическая аллегория на Наполеона. Увлечение героическим пейзажем. Связано с его поездками во Францию. Реальные впечатления – это отправная точка для него.

 

Он параллельно пишет очень разные вещи.

 

У. Тёрнер. Пурпурный закат. 1829. Ритим красочных пятен. Изображение скорее угадывается, нежели читается. Из «авангардных» произведений Тернера.

Пэтфордский цикл. 1830-е гг. Написан в имении лорда Пэтфорда. Он уникален тем, что Тернер оказывается от традиционного для него жанра пейзажа. Работает ещё и в жанре интерьера, рисунки очень своеобразны. Интерьер предполагает пристальный интерес к тому, что находится в комнате, а у Тернера совсем не так. Иногда сложно понять, что это за помещение.

У. Тёрнер. Спальня. Интересует атмосфера, среда, воздух.

У. Тёрнер. Музыкальная комната. Интерьеры иногда производят впечатление огромных, безмерных. Интересно, что он делает эти наброски в самой разной технике (масло, гуашь).

В 1830-е гг. максимально свободен в приёмах и стилистике. Пик творчества.

У. Тёрнер. Интерьер. Сложно определить, что за помещение. Золотистый свет. Интерьер производит впечатление огромного, безмерного, как будто это гигантские пространства с широкими арочными проёмами

 

Дым, туман, всепроникающий свет, природа. Строит композиции на разнобое ритма. Тернер всегда любил разные эффекты – природные, естественные или искусственные. Привлекало всё необычное и феноменальное.

 

У. Тёрнер. Пожар Парламента. 1834 г. Горел Парламент (после чего выстроено новое здание). Тернер выглянул на улицу и делал этюды (акварели). Натурный этюд. Эскиз. Живописный хаос, который передаёт стихию огня, пламени.

У. Тёрнер. Пожар парламента.1835 г. Уже законченная картина, более упорядоченная (разница с этюдом). Здесь ясно читается река, мост. По центру – факел пожара. Всё встало на свои места, композиция приобрела уравновешенный симметричный характер.

 

Т.н. «Подмалёвки» - сюжет определить нельзя. То ли не законченные, брошенные (он был экспрессивным и темпераментным человеком), то ли специально. Если специально – то он просто передовой художник, предтеча живописи XX в. Своего рода авангардист. Если брошенные – то модернизация неуместна.

У. Тёрнер. Пейзаж.

У. Тёрнер. Норем кастл (Norham castle. Sunrise). Немножко охры, фигурка лошади на переднем плане. Всепроникающий цвет.

 

У. Тёрнер. Дождь, пар и скорость. Большая Западная железная дорога. 1844. Одна из ключевых вещей. Тернера не могла не проникать тема железной дороги. Необходимо передать стремительное движение. Паровоз буквально мчится. Передаёт за счёт уменьшения чёткости изображения. Точка зрения сверху вниз – панорамная. Интерес к сложным, необычным атмосферным эффектам.

 

У Тёрнер. Невольничий корабль (Slave ship) 1839 г. Museum of Fine arts, Boston. Драматический сюжет на злобу дня. Выбрасывают за борт умерших и больных негров и их пожирают всякие морские гады.

 

У. Тёрнер. Снежная буря (Snow storm). 1842. Tate Gallery, London. Авторские названия очень длинные. Буйство живописи. Изгоняет зелёный цвет. Опять белый грунт, тонкие слои краски. Очень свободная кисть, не только кисть, но и работает пальцами. В этой вещи есть мистическое начало. Предтеча импрессионизма. Краски теряют вещественность.

 

У. Тёрнер. Вечный покой. Похороны на море. 1842 г. Галерея Тейт, Лондон. Охра, жёлтый, синий цвет. Чёрный – знак траура. На злобу дня.

 

У. Тёрнер. Озеро в горах. Снова путешествия. Совершенно прозрачная, почти монохромная живопись. Несколькие пятна цвета, которыми передаётся пейзаж.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: