Преподаватель, достаточно хорошо зная слабые и сильные стороны студентов, отношение каждого из них к учебе и т.д., определяет персональные задания. Это конкретные первоисточники для изучения и конспектирования, учебная литература и научные журналы. Чтобы достичь эффекта, необходимо продумать, как дифференцировать задание, что должен сделать в рамках общего задания каждый студент.
Материалы учебников рекомендуются для изучения всем студентам, но методы предлагаются индивидуально. Студенты, лучше разбирающиеся в теоретических вопросах, отсылаются дополнительно к конкретным статьям и журналам. Наиболее подготовленным студентам поручают подготовить рефераты, ставить проблемные вопросы и задачи, составлять структурно-логические и поисковые схемы. Преподаватель интересуется у студентов о ходе подготовки реферата, подбора необходимой литературы, дает советы по изложению материала.
Студентам, выполняющим задание по анализу конкретных проблем, необходима постоянная корректировка в поиске нужного материала. Основным методом овладения теорией является самостоятельная работа студентов над первоисточниками. Так как не все студенты могут качественно выполнять данный вид работы, за ними осуществляется руководство и индивидуальный контроль преподавателя. Одному оказывается помощь в полноценном изучении рекомендованной литературы, другому – в преодолении психологических трудностей, мешающим разобраться в первоисточнике, выделить, главные идеи монографии.
|
|
Таким образом, преподаватель в ходе встреч, с одной стороны, контролирует и убеждается, на каком уровне находится выполнение задания, с другой, ориентирует студентов на его дальнейшее выполнение. Нередко у части студентов возникает необходимость получения консультации у преподавателя. В этом случае проводятся кратковременные консультации для дальнейшего стимулирования студентов к самостоятельной работе. Если же обнаруживается, что какой-то вопрос не поддается усвоению, то преподаватель, проводит дополнительную групповую консультацию.
В рамках контроля за самостоятельной работой студентам предлагается такая форма как написание исторического сочинения. Методические рекомендации по выполнению задания: Задание выполняется в форме небольшого сочинения (эссе). Объем - не менее 3-х страниц печатного текста.
Темы эссе-сочинений:
1. Проблемы этногенеза восточных славян.
2. Принятие христианства в Древней Руси и его влияние на историческую судьбу Отечества.
3. «Русская правда» как исторический источник.
4. Золотая Орда: иго или «симбиоз»?
5. Русская православная церковь в XV-XVI вв. и её роль в становлении единого национального Русского государства.
6. «Золотой век дворянства».
7. Взаимоотношения России с Крымским ханством. Князь Г.А. Потемкин-Таврический.
8. Влияние иностранного капитала на развитие Донецкого края.
9. Семья Иловайских и развитие Донбасса.
10. Донбасс-родина стахановского движения.
11. Подпольное и партизанское движение в Донбассе в годы Великой Отечественной войны.
12. Культурная жизнь Донбасса во второй половине XX в.