Виды финансового контроля. Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

В зависимости от времени проведения он может быть пред­варительным, текущим и последующим.

Предварительный финансовый контроль проводится до совер­шения операций по образованию; распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и испол­нению документы, которые служат основанием для осуществ­ления финансовой деятельности: проекты бюджетов, финан­совых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.

Текущий финансовый контроль - это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финан­совых обязательств перед государством, получения и исполь­зования денежных средств для административно-хозяйствен­ных расходов, капитального строительства и т.д.).

Последующий финансовый контроль - это контроль, осуще­ствляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета, использо­вания предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути пре­дупреждения и меры по их устранению.

В зависимости от инициативы субъекта финансовых право­отношений можно выделить обязательный и добровольный фи­нансовый контроль.

Обязательный финансовый контроль проводится:

§ в силу требований законодательства, например контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам за год;

§ по решению компетентных государственных органов (на­пример, про верки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны налоговых орга­нов; контроль, проводимый на основе решений право­охранительных органов).

Добровольный финансовый контроль осуществляется по са­мостоятельному решению хозяйствующих субъектов.

В зависимости от органов, проводящих финансовый контроль, его можно разделить на государственный (общегосударствен­ный, вневедомственный и ведомственный), внутрихозяйствен­ный и аудиторский.

Общегосударственный финансовый контроль - имеет наивыс­шее значение в силу особого статуса осуществляющих его ор­ганов (Федеральное Собрание РФи Правительство РФ). Он направлен на объекты, подлежащие контролю вне зависимости от их ведомственной подчиненности. Контролируются за­конность и эффективность использования государственных средств, проекты бюджетов по всем звеньям бюджетной сис­темы, отчеты об исполнении бюджетов.

Вневедомственный финансовый контроль - это контроль спе­циальных финансово-кредитных органов, направленный на объекты независимо от их ведомственной принадлежности. Имеет повседневный, систематический и регулярный характер.

Ведомственный финансовый контроль - это контроль мини­стерств, ведомств, других органов исполнительной власти, го­сударственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Его осуще­ствляют самостоятельные структурные контрольно-ревизион­ные подразделения (управления, отделы, группы) министерств и ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно-ревизионных подразделений на­ходится под контролем Минфина России, финансовых орга­нов субъектов РФ. Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству РФ.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляет­ся на предприятиях, учреждениях и организациях их руково­дителями и структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовыми и экономическими службами). Объектом конт­роля выступает производственная и финансовая деятельность предприятия, а также входящих в него структурных подразде­лений.

Аудиторский финансовый контроль это независимый вневе­домственный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности - аудиторской де­ятельности. Появление такого вида контроля связано с пере­ходом к рыночным отношениям и изменением методов регу­лирования экономики. Создание предприятий, коммерческих банков, других хозяйственных структур, основанных на него­сударственных формах собственности, потребовало решения вопроса о формах и субъектах проведения контроля за их фи­нансово-хозяйственной деятельностью, поскольку контроль компетентных государственных органов в рассматриваемых отношениях направлен главным образом на интересы государ­ственной казны. В то же время сами хозяйствующие субъекты заинтересованы в достоверности и качественности учета и от­четности по финансово-хозяйственной деятельности, что в конечном итоге отвечает и интересам государства. Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы этих двух сторон, причем, что важно, без затрат бюджет­ных средств на контрольную деятельность.

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законода­тельству РФ.

Кроме того, аудиторскими организациями и индивидуаль­ными аудиторами оказываются следующие виды услуг:

1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование;

3)анализ Финансово-хозяйственной деятельности органи­заций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связан­ное с реструктуризацией организаций;

5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение инфор­мационных технологий;

7) оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

8) разработка и анализ инвестиционных проектов, состав­ление бизнес-планов;

9) проведение маркетинговых исследований;

10) проведение научно-исследовательских и эксперименталь­ных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью;

11) обучение в установленном законодательством РФ по­рядке специалистов в областях, связанных с аудиторской дея­тельностью;

12) оказание других услуг, связанных с аудиторской дея­тельностью.

Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, а физические лица, занимающиеся аудитом самостоятельно, ­как предприниматели. Аудиторы должны пройти в установлен­ном порядке регистрацию и их аудиторская деятельность мо­жет осуществляться только после получения лицензии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: