Теории происхождения государства, его сущность, признаки и функции

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства. Говоря о теориях происхождения государства и причинах их возникновения, следует отметить, что одной из главных ролей в решении этих вопросов, на протяжении всей истории человечества отводилось религии. Ещё в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства. Более широкое распространение данные идеи получили на стадии перехода народов к феодализму и в феодальный период.

Наряду с религиозными теориями происхождения государства, существовали и продолжают существовать идеи о том, что на возникновение и развитие государства решающее значение влияние оказали человеческие слабости и страсти, стремление к обогащению и власти, жестокость, высокомерие и другие отрицательные черты человека.

Как показал исторический опыт, главной причиной возникновения и развития государства коренятся в области экономики и в социальной сфере жизни людей. Необходимо отметить, что теории происхождения государства отличаются множеством различных подходов к пониманию государства.

Одной из самых древних является  теологическая теория. Теологическая теория происхождения государства зародилась ещё в глубокой древности. Суть её состояла в том, что государство как упорядоченная социальная структура ниспослана человечеству свыше. Эта мысль отражалась в Законах Хаммурапи, Послании Апостола Павла к римлянам. Религиозные обоснования этой теорий также содержатся еще в библейских текстах.

Сторонники теологической теории настаивают на божественном происхождении не только государства, но и государственной власти в лице абсолютного монарха. Не случайно эта теория была весьма распространена в средние века. Её ярким представителем в XIII в. был итальянский философ и богослов Фома Аквинский. Разновидностью теологических теорий в средние века явилась «теория двух мечей», согласно которой Бог дал церкви два меча, один из которых она оставила у себя, ибо не пристало церкви самой использовать меч, а другой вручила светским правителям для управления мирскими делами. В исламе распространение получила концепция имамата, согласно которой деятельность правителя есть продолжение пророческой миссии.

Не менее древней считается  патриархальная теория происхождения государства, основателем которой по праву считается древнегреческий философ Аристотель, который утверждал, что государство возникает из разрастания и объединения семьи. Согласно этой теории, неорганизованное общество преобразуется в государство вследствие разрастающейся из поколения в поколение семьи, глава которой - отец - становится главой государства.

Отличие патриархальной теории от теологической в том, что она видела истоки власти монарха не столько в божественном происхождении, сколько в тех формах семьи, где существовала неограниченная власть главы семьи, патриарха. Эта теория нашла свое развитие в XVII в. во взглядах английского мыслителя Роберта Фильмера. В России ее сторонником был Н. К. Михайловский. Например Фильмер считал, что Бог вручил Адаму не только семейную власть, но и государственную, которую Адам в свою очередь передал по наследству своим детям.

Как бы ни была привлекательна патриархальная теория, но нет ни одного исторического свидетельства подобного пути возникновения государства. Патриархальная семья возникла вместе с государством, поэтому она никак не может быть причиной его возникновения. Хотя, безусловно, образование больших династических семей сыграло важную роль в переходе к новым организационно-управленческим способам жизнедеятельности общества. Недостаток патриархальной теории в том, что она преувеличивала роль семьи, придавала ей универсальное значение.

Наиболее теоретически обоснованной и популярной является  договорная теория происхождения государства, или, теория общественного договора. Сторонниками этой теории были Джон Локк и Томас Гоббс в Англии, Жан-Жак Руссо во Франции, Радищев в России. Согласно договорной теории, государство возникает из соглашения между правителем и народом, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни.

Получалось, что государство представляло собой сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы и своей власти особым органам управления. Значимость этой теории в том, что в ней процесс возникновения государства впервые ставится в зависимость от проявления воли людей. Но в этом же состоит ее субъективизм, поэтому люди могут захотеть, а могут и не захотеть объединиться. Теория общественного договора не давала ответа на вопрос о причинах, побуждающих людей добровольно объединяться. Сомнительно, чтобы большие сообщества людей по своей воле сознательно лишали себя возможности самостоятельно решать свою судьбу, отдаваясь во власть единоличного правителя.

В XIX в. наибольшее число сторонников получает  теория насилия, согласно которой все государства возникли в результате завоевания и порабощения одного народа другим. Основатель этой теории австрийский социолог Людвиг Гумплович считал, что государство создавалось для закрепления власти народа-победителя. Подобных взглядов придерживался и Карл Каутский. Действительно, история знает много примеров образования новых государств путем завоеваний одних народов другими. Но по этой же причине многие государства распадались и исчезали, народ-завоеватель как бы растворялся (ассимилировал) в порабощенном. Таким образом, теория насилия не раскрывает сущностных причин происхождения государства, так как, хотя завоевания и отражались на социально-этнической структуре вновь созданного общества, но это были уже вторичные процессы.

Широкое распространение в XIX веке в связи с изданием работ Герберта Спенсера, Рене Вормса и ряда других авторов получила органическая теория.

Определенное влияние на эту теорию оказали идеи естественного отбора Чарлза Дарвина. Согласно этой теории, развитие неорганизованного первобытного общества в процессе естественного отбора и борьба за выживание приводят к объединению людей в государство, которое представляет собой живой организм. Правительство выполняет функцию мозга, а различные слои общества - составные части организма. Идея эта не нова.

Еще Платон в IV веке до нашей эры сравнивал государство с разумным живым существом, а законы государства - с процессами человеческой психики. Однако также как нельзя объяснить эволюцию животного мира, исходя лишь из законов физики или химии, невозможно напрямую применять биологические законы на развитие человеческого общества. Хотя определенное рациональное зерно в этой теории есть. Например, некоторые современные политологи считают, что органическая теория указывает на важные геополитические факторы, способствовавшие организации отдельно существующих групп людей в государство.

В XIX в. появляется  психологическая теория происхождения государства, которая рассматривала эту проблему в ином аспекте. Основатели этой теории - французский социолог и криминалист Габриэль Тард и русский правовед и социолог Л. И. Петражицкий. Суть данной теории в том, что в самих людях заложена психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, и в условиях коллективного взаимодействия. Считалось, что свойством человеческой психики является потребность подчиняться кому-либо и быть зависимым. Таким образом, предполагалось, что возникновение государства есть следствие психологических закономерностей развития человека.

Немецкий социолог К. А. Витгофель в работе "Восточный деспотизм" обосновал так называемую  ирригационную теорию происхождения государства, обосновавшую образование государства необходимостью строительства и поддержания мощных ирригационных систем в восточных аграрных областях (Месопотамии, Египте, Индии, Китае и т.п.). Вполне очевидна связь этих процессов с формированием слоя управленцев-чиновников. Грандиозные земельные работы диктовали необходимость жесткого централизованного управления, планирования, учета и подчинения, что возможно лишь в условиях государства. Данная теория может служить объяснением причин возникновения государства лишь для наиболее засушливых территорий.

Современные политологи и социологи отдельно выделяют  демографический фактор, согласно которому процесс возникновения государства рассматривается в зависимости от численности и плотности проживания населения на конкретной территории. Выделяют также  психологический фактор, связанный с образом жизни того или иного народа. Так, например, кочевой образ жизни цыган в сочетании со свободолюбием объясняет отсутствие у них государственных структур. Это обстоятельство можно назвать этнографическим фактором.

До недавнего времени в официальной советской науке считалась единственно верной Марксистская теория происхождения государства  (историко-материалистическая или социально-экономическая). Данная теория является наиболее аргументированной и доказательной, так как ее основы были изложены в работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", опиравшегося на труд Л. Моргана «Древнее общество», а затем развиты в работах В.И. Ленина. Согласно данной теории, процесс образования государства есть не что иное, как процесс вхождения в цивилизацию. Главная движущая сила этого процесса - развитие производительных сил.

В результате совершенствования орудий труда и способов организации труда происходят крупные общественные разделения труда (земледелие отделяется от скотоводства, ремесло - от земледелия, торговля выделяется в самостоятельную сферу экономики), образуются излишки продуктов труда, что приводит к возникновению частной собственности и имущественному расслоению общества. Вследствие этого возникает необходимость наличия специальных групп людей, основным занятием которых является охрана сложившихся отношений. Но главное в том, что появляется возможность содержания подобных групп людей, которые не участвуют в процессе производства материальных благ, а призваны регулировать и защищать интересы общества, олицетворяя собой государство. Ф. Энгельс отмечает три формы возникновения государства: афинскую, римскую и древнегерманскую.

Раскрыть сущность государства - значит уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без него.

В первобытном обществе регуляция общественных отношений с помощью особого аппарата политической власти отсутствовала. Не было и самой политики, но имела место реальная власть, власть авторитета вождя племени. Кроме того, многие вопросы общественного устройства решались на основе принятых в данном племени обычаев, традиций, обрядов и т.д. Другими словами существовала стихийная система саморегуляции общественной жизни.

Впоследствии стал происходить процесс слияния родов, образования союзов племен, что привело к смешению обрядов и обычаев. Система межличностных отношений рушилась. Возникла необходимость разработать новые всеобщие регулятивы взаимоотношений между людьми, объединенными в одно общество, но имеющими различные интересы и приоритеты. Этот новый регулятор общественных отношений не мог больше опираться на власть авторитета. Место власти авторитета постепенно, с жестокой неизбежностью занимала власть силы, ибо не было другой альтернативы для выживания человеческого общества.

Исходя из вышеизложенного, можно определить: государство - это единственно возможная, всеобщая, универсальная политическая форма организации исторически сложившегося общества, обеспечивающая решение как сугубо специальных задач, так и выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

" Единственно возможная " - означает, что пока не найдено другой формы существования цивилизованного общества, кроме государства. "Всеобщая" - это значит, что такая политическая организация власти, как государство, присуща всем народам независимо от территории проживания. "Универсальная" - значит, что, сколько бы ни существовало государств в различные исторические эпохи (или в один и тот же исторический период), ни одно из них никогда абсолютно не повторяло черты другого.

Признаки государства – это его существенные характеристики, которые отличают государство от других политических организаций.

Выделяются следующие основные признаки государства:

- административно-территориальное деление (внутренние и внешние границы). Территория государства обозначена государственной границей.

К государственной территории относятся земная поверхность, недра, внутренние воды, воздушное пространство над ними, территория посольств, консульств за рубежом, борт военных кораблей и самолётов, космических аппаратов, а также гражданских самолётов и кораблей, находящихся в нейтральных водах;

- наличие населения, характеризует принадлежность людей к данному государству (гражданство);

- наличие публичной легитимной власти, имеющей три основные ветви: законодательную, исполнительную и судебную;

- обладание суверенитетом (состояние независимости государственной власти при решении как внутренних, так и внешних задач);

- наличие особого аппарата управления, обеспечивающего выполнение функций государства;

- единая денежная система, единое экономическое и правовое пространство;

- существование системы взимания налогов;

- наличие внешней атрибутики: гимн, флаг, герб, столица.

Функции государства - это основные направления его деятельности, благодаря которым реализуется назначение государства. Принято делить функции государства по сферам распространения на внутренние и внешние; по продолжительности действия - на постоянные и временные.

Внутренние функции государства (осуществляются внутри страны):

- принятие законов и контроль за их соблюдением;

- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

- определение общих программ экономического развития, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием (административно-хозяйственная функция);

- осуществление единой финансовой, кредитно-денежной и таможенной политики (функция финансового контроля);

- обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений (функция охраны правопорядка);

- оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества (социальная функция);

- осуществление мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природной окружающей среды (экологическая функция). Внешние функции государства (на международной арене):

- осуществление внешней политики, установление и координация международных отношений;

- заключение международных договоров по вопросам войны и мира, экономического и культурного сотрудничества;

- обеспечение национальной безопасности и оборона от внешних посягательств на территориальную целостность и суверенитет;

- определение статуса государственной границы и ее защита.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: