Понятие финансового права, его предмет, метод и принципы

Именно поэтому в первых лекциях я столько внимания уделяю самому предмету, смыслу и сущности финансов, их природе, без осознания которой невозможно изучать и специфические правовые отношения – финансовое право.

Воздействие государства на социально-экономические про­цессы осуществляется с помощью
финансовой системы, как в форме прямой финансовой поддержки, выделения средств на определенные планы, про­граммы и т.п., так и косвенно — путем предоставления налого­вых льгот, применения низких процентных ставок при кредито­вании или беспроцентных кредитов, предоставления отсрочек по налоговым платежам и т. п. в целях стимулирования какой-либо деятельности, признанной государством в качестве при­оритетной.

И как любой системе, финансовой системе свойственны все характерные черты, закрытость или открытость, степень адаптивности, определенность и неопределенность, совершенствование, создание и развитие организаций на основе теории систем. Т радиционные подходы: разделения или объединения организаций, изменение прав и обязанностей, изменение системы показателей и др.. не решают проблему эффективного использования мощных концептуальных, логических и технических средств для совершенствования, создания и развития организаций.

Фина́нсы (от лат. financia — наличность, доход). Вместе с тем лат. finare (finire) – означает «окончание, урегулирование спора». Таким образом, можно сделать вывод, что концепт «финансы» – связан, с тремя основаниями а) деньгами, б) доходом и в) наличием отношений, связи одного и другим. С XVII в. термин «финансы» получает международное признание и применяется для обозначения всех отношений, связанных с доходами и расходами, и тем самым затрагивает несколько аспектов.

Финансы – это прежде всего экономическая категория, развитие которой связано с товаро-денежными отношениями, как в пределах одного государства, так и в международном, межгосударственном общении. Наряду с финансами, в экономической науке используются такие экономические понятия, как прибыль, деньги, себестоимость и др., каждая из которых выполняет свои функции, но связана в свою очередь с политикой, выражает особую сущность и значение (стоимость товаров, средство обращения, определение меры) обмена, производства и потребления.

Финансы в конечном итоге являются средством, неким посредником, помощником, инструментом, а не целью деятельности. Содержание финансовых отношений связано в первую очередь с созданием разнообразных денежных фондов (материальное содержание), их использования во благо или во вред человеку и обществу. Необходимость создания и функционирования финансовой системы, включающей институты, принципы и методы, а также собственно финансовые отношения – связи, обусловлена потребностями в финансовых ресурсах, а в конечном итоге – интересами, человека, представляемыми государством.

Финансы это «кровь государства и бизнеса», «кровь» любой организационной системы. Нет ресурсов, их недостаточно или их излишек, или они неверно распределены по потокам – нарушается «кровообращение» любой организационной системы, она становится неспособной реализовать заложенный в ней потенциал развития. Государство не способно реализовывать свою внешнюю и внутреннюю политику, выполнять социально-экономические программы и проекты модернизации, организации не способны реализовать свои цели и задачи, предприниматели не способны реализовать свои творческие инновационные проекты.

Таким образом, финансы по своей сути это и инструмент, и средство, и способ, с помощью которого организационные системы посредством технологий управления этим ресурсом (финансового механизма) реализуют свои цели и удовлетворяет интересы. Но интерес, неразрывно связан с политикой, как и любая политика – завязана на интересы. Любой интерес, в свою очередь, определяется потребностями человека и общества, которые не могут не зависеть от того, чем вызвана та или иная потребность: нуждой (необходимостью) или желанием (возможностью).

Именно характер и очередность, удовлетворения этих потребностей характеризует общественное устройство. Степень социальной защиты человека, уровень демократии, определяет баланс интересов в обществе, основ публичного и частного интереса. Структурно-функциональный подход никак не способствует выявлению и раскрытию указанной сущности финансов, сводя всю экономическую и правовую науку к функциям и структурам.

Игнорируя сущностные связи – отношения, правоотношения, забывая, что любая политика реализуется посредством власти или права, ставя же на первое место власть, мы тем самым утверждаем произвол и беззаконие.

Таким образом, в этом механизме скрывается связь между социально-экономической и политико-правовой сферами жизни человека и общества. Эта связь часто невидима, не осознаваема и не понимаема, но она существует, но к тому же влияет на духовно-нравственное развитие личности, обеспечивая «достаток» и условия общественного развития.

Сущность финансов в указанном контексте раскрывается не в количественной стороне, а в качественной, в содержании самих общественных отношений порождаемых финансовыми отношениями. Эти же отношения – финансовые отношения, по сути, производственные отношения, связанные с
а) формированием, б) распределением и в) использованием фондов денежных средств
, необходимых для обеспечения расширенного производства и удовлетворения человеческих потребностей.

Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью использования финансовой системы. В резуль­тате оно осуществляет деятельность по планомерному и целе­направленному образованию, распределению и использованию государственных централизованных и децентрализованных де­нежных фондов, т. е. финансовую деятельность.

Неверно и некорректно поэтому говорить,о финансовой деятельности, как об осуществлении функций, или сфере финансовой деятельности, т.к. под сферой подразумевается некая закрытая область, ограниченное пространство, поле.

Деятельность же не может не выходить за пределы сферы, проникая в смежные пространства, связывая эти сферы между собой, осуществляя их взаимодействие. Границы между сферами, таким образом как бы размываются, грани их разделяющие стираются.

Так все отношения в обществе и государстве, и между людьми, только условно можно разделить на три сферы:

– социально-экономическую;

– политико-правовую;

– духовно-нравственную.

Соответственно деятельность человека и организаций как систем можно также условно разделить на три сферы:

– экономику;

– организацию;

– технологию.

Но такой концептуальный подход требует сущностно нового мировоззрения, нового понимания и осознания реальной действительности – системного мировоззрения. В рамках этого нового видения правильно и целесообразно говорить о деятельности в финансовой сфере или в области финансов, в финансовом секторе социально-экономических отношений, направленной на планомерное образование, распреде­ление и эффективное использование денежных фондов (финансовых ре­сурсов) в сферах экономики, организации и экономики в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, прав и свобод граждан.

Главной, определяющей целью этой деятельности дол­жно быть создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, его свободное развитие (ст. 7 Конституции РФ).

Аккумулированные государст­вом денежные средства направляются в отрасли народного хозяйства, социальную и другие сферы с учетом приоритетности финансируемых мероприятий на соответствующих этапах развития страны, ее внешних и внутренних условий.

Посредст­вом финансовой деятельности создается материальная база, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, обеспече­ния обороны и безопасности страны. Аккумуляция, распределение финансовых ресурсов затрагивает все отрасли и сферы не только государственного управления.

Соответственно и раскрытие содержания «финансовой деятельности», заменяется раскрытием сущности отношений (связей) между финансовыми институтами (бюджетом, внебюджетными фондами, кредитно-финансовыми организациями) и другими организациями и гражданами в области финансов, что непосредственно связано с правоотношениями.

Деятельность государства и различных организаций в финансовой сфере выступает как важная, необходимая составная часть механизма социально-экономического регулирования, но далеко не единственная. Управле­ние только часть этого механизма, ибо для эффективного действия любого механизма (системы) необходимы также мониторинг и контроль, с целью несения корректировки и переналадки механизма в связи с воздействием внутренней и внешней окружающей среды, адаптации его к постоянно изменяющимся условиям.

Управление при помощи денег является в условиях рыночной экономики, наиболее эффективным регулятором общественных отношений. Направляя денежные потоки, осуществляя своевременный контроль, проводя периодический мониторинг, субъект управления может образовать денежные фонды, аккумулируя финансы, которые затем используются на нужды организаций, общества и государства, как в честной, так и в публичной сфере. Таким образом стимулируется или наоборот ограничивается деятельность в определенной сфере, обеспечивается «подвижность» капитала и инвестиций.

Как система управления – финансовая система использует разнообразные методы и средства. Их выбор зависит от ряда факторов: от задач государства на конкретном этапе; источни­ков его доходов; от цели использования средств; от соотношения объема финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении государства, и потребностей в средствах; от состояния экономи­ки страны; приоритетности мероприятий и т, д.

В понятие «финансовая система в современном видении включены:

– бюджетная система, включая внебюджетные фонды;

– имущественное и личное страхование, страхование рисков;

– заем, кредит и размещение ценных бумаг (привлечение финансовых ресурсов).

Какую бы организационную систему мы не взяли (государственную, муниципальную, отдельных организаций) центральное место финансовой системы, с чего начинается реализация любого проекта или программы, занимает бюджетная система, для организаций известная под наименованием «бюджетирование» или «финансовое планирование».

Именно на стадии формирования бюджета используются инструменты позволяющие аккумулировать денежные ресурсы, рассмотреть вопросы источников поступления их, порядка их распределения. В любом бюджете есть статьи расходов и доходов. Превышение расходов над доходами именуется «дефицитом» бюджета, превышение доходов на расходами – «профицитом».

Центральное место в финансовой системе РФ занимает федеральный бюджет и бюджеты субьектов РФ, бюджеты муниципальных образований. Бюджет предусматривает формирование доходной части в основном за счет налогов и иных обязательных платежей (сборов) физических и юридических лиц. Однако в бюджет также должна поступать прибыль (доход) от коммерческой и некоммерческой деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных корпораций и иных организаций в которых есть доля участия РФ, субьектов РФ и муниципальных образований. Кроме этого, для формирования бюджетной системы используется привлечение финансовых средств на возвратной основе, через внешние и внутренние заимствования (займы, кредиты, размещение акций и иных ценных бумаг).

Наряду с бюджетом РФ в состав финансовой системы РФ входят внебюджетные социальные фонды:

– Пенсионный фонд;

– Фонд государственного социального страхования;

– Фонд обязательного медицинского страхования;

– Фонд занятости.

Внебюджетные фонды призваны увеличить финансовые ресурсы, для реализации государством своего предназначения, как социального государства, обеспечить их наиболее целесообразное и эффективное использование.

Только право, как мера возможного и должного, как единство прав и обязанностей, публичного и частного начал, может и должно ограничивать властные стремления государства. Право, в том числе и финансовое право, призвано ввести правовое регулирование финансовых отношений, способствовать развитию и совершенствованию финансовой системы, как государства, муниципальных образований, так и любой организационной системы, использующей финансовые ресурсы (далее будем именовать её Организацией).

В систему права, в том числе и российского права, в качестве одной из его отраслей входит финансовое право. Это словосочетание предполагает определяющим (дефиницией) понятием «финансы», основываясь на связи с денежными отношениями. Однако в данном случае имеются в виду не любые, а особые денежные отношения, бюджетно-финансовые.

Прежде чем преступить к определению финансового права давайте вспомним определение права, известное по науке общей теории права, с учетом выше изложенного в первой леки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: