Методы социальной психологии
Чаще всего используются:
І.При исследовании личности.
1/ Наблюдение (срезы, лонгитюдный).
2.Опросы (интервью, анкеты, опросники).
3.Тесты (бланковые, рисуночные, проективные).
ІІ. При исследовании групп людей:
1)Социометрия.
2)Референтометрия.
ІІІ. При обработке данных.
1)Шкалирование.
2)Контент-анализ.
3)Корреляция.
Социометрия позволяет определить положение испытуемого в группе, к которой он принадлежит. Социометрию можно проводить, если в группе не менее 10 человек и группа существует не менее года. На основании социометрии строится социограмма (схема, где обозначаются все сделанные в группе выборы и лидер группы в центре (мишень), вокруг него может быть некое число окружностей, а за их пределами те, кого не выбрал никто. Все рисуется специальными условными знаками, отдельно обозначаются мальчики и девочки). Представляемые на социограмме данных часто нужны для получения более подробной информации о положении человека в группе. Возможны индивидуальные социограммы диагностируемого члена групп, тогда он находится в центре, а все остальные вокруг него. Представляемые данные могут дополняться числовыми показателями наиболее известный из них индекс групп сплоченности, который высчитывается по определенной формуле.
|
|
Референтометрия – это способ выявления референтности (значимости) членов группы для каждого входящего в нее индивида. Она включает в себя 2 процедуры: 1)вспомогательная – с помощью опросного листа выявляются позиции (мнению, оценки) каждого по поводу значимого объекта или события.
2)выявление лиц, которые представляют наибольший интерес для других испытуемых. Испытуемые проявляют высокую избирательность в отношении тех лиц в группе человека, позиция для них важна.
–трансформация качественных характеристик в количественные. Она представляет собой числовой ряд, который в обобщенном виде показывает степень выраженности или частоту проявлений изучаемого процесса. Наиболее распространены в психологии порядковые (ранговые) шкалы. С середины 20в в широко распространяется методика семантического дифференциала на основе полярных характеристик.
Основные институты социализации.
Семья. Учебные заведения. Неформальные объединения. Трудовые коллективы. Механизмы социализации: идентификация, подражание, внушение, конформность (соглашательство), чувство стыда и вины, социальная фасилитация.
В этой классификации механизмов первые 2 (идентификация и подражание) являются положительными, позитивными, а стыд и вина - негативными механизмами, запрещающие или подавляющие определенное поведение.
|
|
Основные направления социализации соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально – чувствительной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной.
Иерор.
В процессе производства и потребления, материальных благ, люди вступают друг с другом в связи. Так формируются общественные отношения. В их основе материальные, а под ними: социальные, политические, идеалологические и другие, которые в совокупность составляют систему общественных отношений.
Во все виды отношений проникают психологические отношения людей. Они являются результатом контактов между конкретными людьми и носят сугубо личностный характер. Жизнедеятельность людей – это социальный интерес, где их действия распределены в отношении друг к другу, к способам и средствам производства. Общественное массовое сознание возвышается под экономической структурой общества – оно результат материальной, духовной и психологической жизни общества.
Идеология – это часть общественного сознания и не может существовать без общественной психологии. Между ними много общего:
1)один и тот же объект (социального бытия и деятельности людей).
2)они исторически конкретны и специфичны.
3)относительно самостоятельные и эффективные.
Но в это же время между ними есть и различия. Идеология отражает индивидуальное и общественное бытие, социальные отношения идей и взглядов, интересов людей и культивируется и внедряется семьей, государством общественными организациями.
Сама же общественная психология – это отражение в сознании людей воздействий окружающего мира психологии изменяется вслед за обществом. Идеология же более консервативна.
Задачи общ. психологии отражать бытие, а идеологии систематизировать результаты этого отражения. Общественная психология входит в непосредственную жизнь и деятельность людей, наполняет их социальным смыслом и эмоциональными переживаниями.
Каждому историческому периоду соответствует свои формы проявления общественной психологии. Определяющий фактор общественной психологии – это общественное бытие, которое порождает интересы, мотивы поведения, социальное заказ. развитие эмоций, чувств, воли и мыслей познавательной деятельности.
При помощи воспитания ребенку прививается определенную роль, которую он будет играть в своей семье и в обществе. Всю совокупность условий, где протекает социализация человека на протяжении всей его жизни можно разделить на 4 группы: 1)мегафакторы (космос, планета, мир).
2)макрофакторы (страна. Общество, этнос, государство).
3)мезофакторы (условия социализации больших групп в регионе в селе, в городе, субкультура).
4)микрофакторы влияют на человека через агентов социологии, т.е. ближайшего социального окружения. Социология – процесс непрерывный, т.к. человек постоянно взаимодействует с социумом, а воспитание процесс дискретный т.к. осуществляется в определенных организациях, т.е. ограничен местом и временем.
Задачи психолога, учитывая тенденции социализации на каждом этапе развития общества использовать ее позитивные и компенсировать негативное влияние социализации.