Религиозная философия античного мира.
Олимпийская религия.
Первобытная религия.
Античная религия и Римская Империя.
Итак, иудея стала частью огромного римского мира. Нас будет особенно интересовать религиозный аспект, а потому скажем несколько слов о религии античного мира: В последней можно выделить два пласта - первобытную примитивную религию и религию олимпийскую. Несколько особняком стоит другой пласт культуры - религиозная философия.
Примитивная формы религии (анимизм, фетишизм, тотемизм, май др.) были оттеснены более развитыми формами, однако они не исчез полностью, войдя в более поздние религиозные представления. Саш ранней формой примитивной религии можно считать анимизм - представление о всеобщей одушевленности мира и фетишизм, да особой силой наделялись конкретные предметы (напр, возвышенности и камни). У греков и римлян было развито поклонение деревьям, тр; и животным. В Европе был очень распространен культ дуба, а многие имели свое священное дерево. Очень развитой была магия трав. Еще большее распространение имел культ животных. Это были обычный анимализм, т.е. поклонение животным как богам или сверхъестественным существам, тотемизм (вера в родство человека и животного в происхождение от них) и териоморфизм, когда божество, как, например, в Египте, имело черты животного. Териоморфизм был не только в Египте, но и в Греции (сатиры, кентавры). Распространенными были семейные и домашние боги. В Риме все святыни делились на общественные и частные, в Риме были культы хранителей дома (ларов и пенатов) и манов, душ умерших предков.
|
|
Наконец, в древности были очень распространены магия и гадания. Если гадания были предназначены для выявления воли богов, то целью ее магических обрядов было желание направить ее в нужное русло и научить управлять этой волей. Позже христиане преследовали магию, поскольку универсальная религия исходила из идеи всемогущества Бога.
Олимпийская религия. Постепенно создается Пантеон главных богов и их традиционные образы. У греков Пантеон уже сложился к У111-У11 вв. до н.э., ко времени Гомера и Гесиода, а, возможно, и раньше. Это были два основных поколений богов. К старшему принадлежали верховный бог Зевс, два его брата, Посейдон и Аид, жена Зевса Гера и сестра Деметра. Младшее поколение представляли дети Зевса от разных богинь, Афина, Аполлон, Артемида, Гермес, Арес и др. Женские божества, невидимому, происходили от Великой Матери, почитаемой на Крите, и сохраняли основную функцию богини плодородия. Впрочем, некоторые культы приобретали новые функции. Артемида была богиней-девственницей, божеством лесов и охоты и сохраняла функции владычицы зверей. Афина была Полиадой, покровительницей городов, ремесел и индустрии, богине! цивилизованной войны, наук и искусств. Мужские боги имели более специализированные функции: Зевс был йогом неба, грома и молнии, Посейдон управлял морем, Аид - подземным царством. Арес был богом войны, Гефест-ремесел и т.п.
|
|
Римский Пантеон испытал на себе влияние этрусков и греков. Уже в древности появилась троица, Юпитер (верховный бог), Марс (достаточно мирный бог плодородия) и военный бог Квирин. Этот Пантеон сливается с этрусскими богами, Тинией (аналог Юпитера), Уни (Юноной) и Менервой (Минерва). Видную роль играли древние боги, Янус, Веста, Сатурн, I J-IJ вв. до н.э. в Рим стали проникать греческие культы, а к III—II вв. до н.э. устанавливается аналогия между греческими и римскими богами: Юпитер (Зевс), Юнона (Гера), Марс (Арес), 1енера (Афродита), Меркурий (Гермес) и др.
Античная религия отличалась гражданственностью, патриотичностью, связями с общинной жизнью. Античные религии носили недогматический характер и отличались веротерпимостью, античный мир не знал религиозных войн, как это было в Средние века. Она была тесно связана с полисом
Религиозная философия. Античная философия была тесно связана с религией и именно в ее рамках наметился определенный поворот. Интересно, что ее основным направлением был не атеизм (в древности людей, не верящих ни в какого бога было мало) и даже не религиозный скепсис. Это был поиск новых религиозный идей. Идея единого бога была очень популярна среди философов и писателей.
Основоположник элейской школы Ксенофан верил в единого бога, но похожего на смертных. Эта же идея и особенно - идея рока была популярна j трагиков, Эсхила, Софокла и Еврипида. Философ-материалист Демокрит (У век до н.э.) не отрицал веру в богов, но считал, что боги не вмешиваются в человеческие дела. Эту идею развивал и Эпикур, Особенно резкой критике подверглась религия в творчестве философов У века до н, э., именуемых софистами. Пафосом их доктрины была общая критика всего мироздания с точки зрения здравого смысла. Софист Протагор считал, что не знает, есть ли боги или нет, другой софист, Продик, считал, что вера произошла от почитания полезных предметов, а по мнению Крития религию изобрели ловкие политики для того, чтобы держать народ в повиновении.
Важный поворот был связан с Сократом и Платоном, оказавшими огромное влияние на всю общественную и религиозную мысль античности. Отвергну релятивизм софистов, Сократ считал благо и справедливость объективной истиной и делал акцент на внутреннее, духовное постижение Божественной истины, соединение духовного мира человека с миром богов. Учение Сократа было развито Платоном, который создал учение об "эйдосах" (идеях), общих понятиях, которые постижимы только разумом. Платон верил как в существование единого бога-демиурга, так и в существование бессмертной души.
Идеи Платона и Аристотеля были развиты эллинистическими философскими школами. Эпикурейство выступало против учения о предопределении и проповедовало свободу от страха смерти. Напротив, стоики видели в человеке часть общего мира. Даже боги подвластны логосу или Судьбе, воспринимаемой как непознаваемая, всемогущая божественная сила. Стоики верили в правящий миром всеобщий разум, равенство людей перед Судьбой и долге жить согласно природе. В отличие от эпикурейцев, стоики призывали к выполнению долга перед обществом, родителями, друзьями. Наконец, учение киников (основатель-Диоген из Синопы) было реакцией на мораль правящего класса. Киники проповедовали свободу от материальных благ, отрицали рабству, традиционную религию и государство»
|
|
Религия эллинизма и Римской Империи. Походы Александра изменили религиозную жизнь. Это было время наступления восточных культов (Изиды? Митры, Кибелы и даже собственно иудаизма) и появления синкретических культов (напр, культ Сераписа). Растет роль мистики, магии и астрологии.
Еще в III веке до н.э. Рим сохранял свой Пантеон, не будучи связан с эллинистическим миром, однако во II—I вв. до н.э. римляне завоевали этот последний. Эллинистические культы сливаются с также достаточно сложным миром запада. На завоеванных территориях Испании, Галлии и северной Африки также сохранялись местные культы. В I веке до н.э. Рим испытал тяжелейший кризис эпохи гражданских войн. Общество болезненно реагировало на кризис, что создавало очень тяжелую духовную обстановку, однако это же было и время создания оригинальной римской культуре. Растет интерес к философии, в Рим приходят все основные эллинистические философские школы, стоицизм, кинизм и эпикурейство. Эпикуреец Тит Лукреций Кар пришел к отрицанию богов и материалистическому взгляду на мир.
Тем не менее, Рим вышел из кризиса. Войны Цезаря и Августа обеспечили безопасность границ и создали огромную Империю, границы которой проходили по Рейну, Дунаю и Евфрату. Империя I—II вв. н.э. испытала мощный экономический подъем. Казна эпохи республики насчитывала 260 млн. сестерциев, при Цезаре она достигла более чем I млрд., при Августе - около 3 млрд. Именно в I—II п. н.э. (время от Цезаря до Марка Аврелия) появляются, растут и получают городской статус тысячи городов, строится 150 000 километровая дорожная сеть, появляются также мегаполисы как Рим, Карфаген и Александрия с населением 0,5-1 млн. человек. В этой огромной Империи существовал небывалый религиозный плюрализм. Господствующий олимпийский Пантеон сочетался с древними богами Италии, Галлии и Африки, на востоке чисто восточные культы соединялись с греческим пантеоном. Вероятно, единственным общеобязательным культом был культ императора, бывший, по сути деда, культом римской сверхдержавы.
|
|
Огромная Империя, несомненно, нуждалась в единой религии, и ее контуры уже вырабатывались. Восточные культы несли идеи умирающего и воскресающего бога и связанные с ними идеи искупления, учение Платона и стоицизм принесли идеи бога-творца и бессмертной души, отсюда же пришли идеи единства людей и их равенства перед Богом, кинизм проповедовал отрицание ценностей "этого мира". Эти принципы и должна была воплощать всемирная религия.