Буддийский литературный канон

Стхавиравада и Махасангхика: дописьменный период буддизма.

Первые школы и направления буддизма оформились ещё до возникновения литературного канона этой религии. Первоначально они различались только в отношении интерпретации свода дисциплинарных правил для монахов. На всём протяжении истории буддизма в Индии утверждалось, что только монашеская жизнь обеспечивает возможность для просветления. Монахи жили общинами (в этом случае они именовались шраваками, т.е. “слушающими учение”), или в полном уединении (стремясь к идеалу пратьека0будды, т.е. того, кто достигает просветления собственными усилиями). Эти сообщества монахов и отшельников и образовывали Сангху. На ранних этапах существования Сангхи произошёл раскол на два основных течения – Стхавираваду и Махасангхику. Это разделение имело место во второй половине IV в. до н.э. и заложило основы для последующего разделения школ буддизма Хинаяны.

Стхавиравада (“учение старейших”) объединяла узкую группу внутри монашеской общины – продвинутых адептов учения, которые претендовали на обладание статуса архата. Слово “архат” (букв. “достойный почитания”) – это монах, победивший своё страстное влечение к чувственному миру. Таким образом, стхавиравадины были монашеской элитой. Стхавиравада рассматривала основателя буддийского вероучения прежде всего как историческую личность, достигшую просветления и совершенного знания. Иными словами, Будда тоже был архатом. На этой идеологической основе впоследствии возникли школы Хинаяны.

Махасангхики (“члены большой общины”) объединяли большую часть монахов и буддистов-мирян. Кроме того, они принимали в свою среду женщин. Лидером Махасангхиков был Махадева, который подверг сомнению принцип архатства и духовные достижения стхавиравадинов. Махасангхики считали Будду “локоттарой”, т.е. воплощением духовного принципа, далеко выходящего за пределы человеческих возможностей. Здесь Будда выступал как прообраз бодхисаттвы – идеала более позднего буддизма Махаяны. Махасангхики стремились привлечь к себе как можно больше людей и потому выдвигали на первый план упрощённые и доступные религиозные ценности. Через несколько веков Махасангхика трансформировалась в Махаяну.

Чему в действительности учил исторический Шакьямуни, нам неизвестно. Письменных памятников, составленных при его жизни, не существует. Тексты буддийского канона возникли спустя несколько веков и рассматриваются как собрание достоверных высказываний Будды. Оригинальный канон дошёл до нас только в палийской традиции и в научной литературе называется палийским каноном. Эта традиция отождествляется со школой Тхеравады. Школа Тхеравада была одним из наиболее влиятельных течений в древнем буддизме, однако в начале I в. н. э. Она была оттеснена на Шри-Ланку, откуда затем распространилась по всей Юго-Восточной Азии.

Палийский канон, называемый Трипитака (“Три корзины”), состоит из трёх автономных разделов: 1) Сутра-Питака, 2) Виная-Питака и 3) Абхидхарма-Питака.

Сутра-Питака – это собрание бесед и наставлений, ориентированных на самый широкий круг слушателей. Тексты этого раздела допускают много вариантов толкований, что обусловило развитие буддийской экзегетики.

Виная-Питака представляет собой свод правил монашеского общежития. Ядром этого раздела является Пратимокша – кодекс поведения благочестивого буддиста. Пратимокша оговаривает условия принятия монашеских обетов и получения посвящений. Дважды в месяц текст Пратимокши зачитывался перед собранием монахов; при этом монахи добровольно сообщали о своих прегрешениях. Кроме того, Виная регулировала взаимоотношения Сангхи и отдельных монахов со светской властью.

Сутра-Питака и Виная-Питака сложились уже в дописьменный период истории буддизма и остаются неизменными по сей день.

Абхидхарма-Питака – третий и наиболее важный раздел палийского канона. Термином Абхидхарма обозначается метод наставления, т.е. изложение сутр в качестве иллюстрации соответствующих положений буддийской доктрины. К этому разделу принадлежит семь текстов, рассчитанных на узкую аудиторию философски образованных людей. Абхидхарма-Питака предназначена для тех монахов, которые занимаются преобразованием своего сознания, используя йогическую практику.

Все тексты Абхидхарма-Питаки складывались на основе т.н. матрик – классификационных списков терминов, которые охватывали всю философскую систему школы Тхеравада. Например, идеологема “анатма” (отрицание существования души) раскрывается через список “пяти групп” – “панча скандха”. Это список пяти аспектов существования человека – материи, чувствительности, понятий, сознания и формы.

В 1881 г. английский буддолог Рис-Дэвидс создал в Лондоне “Общество палийских текстов” (Pali Text Sosiety), которое занималось публикацией текстов палийского канона (на латинице) и их переводов. Канон Тхеравады в настоящее время практически полностью переведён на английский язык.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: