Лекция III. Школы раннего буддизма. Распространение буддизма

Литература

Комментарий

Данная сутра традиционно считается первой проповедью Будды, произнесённой им после достижения просветления. Будда произнёс эту проповедь перед пятью монахами, бывшими до этого его спутниками, ищущими путей достижения спасения через аскетическую практику. В этой сутре вводится ряд основных идеологем, образующих каркас буддийского учения - срединный путь, четыре благородные истины, арийский восьмеричный путь, “видение вещей как они есть в реальности”, понятие о пяти группах привязанности. Учение о цепи взаимозависимого возникновения, игравшем значительную роль в раннем буддизме, в данной сутре явно не выражено, хотя некоторые его элементы имеются в наличии. Отметим ещё две черты данной сутры, характерные и для других сутр.

1) Наличие значительного числа повторов одних и тех же фраз с небольшими изменениями. Так как сутры не записывались, а заучивались наизусть, данный приём облегчал запоминание. Практика заучивания наизусть имела и определённое психотехническое значение, так как путём многочисленных повторов основные понятия буддизма становились элементами картины мира адепта буддийского учения, и в дальнейшем он воспринимал всё происходящее с ним через призму буддийских понятий.

2) Знание, обретённое Буддой, описывалось как “видение” истины, в тексте это описывается словами cakkhu, aaloko, dassana, так или иначе связанными со зрением и видением. Соответственно и гносеологический идеал буддизма - “видение вещей как они есть (в реальности)” - yathabhuta. Такой подход в целом лежит в русле индийской традиции, в которой истину полагается видеть, а не постигать путём умозрительных заключений. Логико-философские построения применялись в Индии не для поиска истины, а для того, чтобы сделать её общепонятной, для объяснения её другим.

Источники

Dhammacakkappavattana suttaµ. // Samyutta Nikaya. Vol. 5. p. 270-274. 'Sri Lanka Buddha Jayanti Tripitaka (BJT) Series' (published under the patronage of the Sri Lanka Government.) (Перевод сделан по электронной публикации данного издания)

Сутра запуска колеса проповеди. // Вопросы Милинды. Пер. с пали А. В. Париб-ка. М., 1989, с. 445-456 (русский перевод данной сутры)

Setting Rolling the Wheel of Truth. // Three cardinal discourse of the Buddha. Tr. by Nanamoli Thera. Buddhist Publicacion Society. Copyright 1995 (электронное издание) - (английский перевод)

Исследования

В. И. Рудой. Введение в буддийскую философию. // Васубандху. Абхидхармакоша. Раздел 1. Пер. и комм. В. И. Рудого. М., 1990, с.8-43.

Литература:

  1. Асвагоша. Жизнь Будды. Поэма. Пер. К. Бальмонта. – М., 1989.
  2. Дхаммапада. Пер. В. Топорова. – М., 1960.
  3. Арнольд Э. Пер. С. Ольденбурга. – СПб., 1906.
  4. Гарди Э. Будда. – СПб., 1906.
  5. Карягин К. Сакия-Муни (Будда), его жизнь и философская деятельность. – СПб., 1891.
  6. Кочетов А. Буддизм. – М., 1965.
  7. Ольденберг Г. Будда, его жизнь, учение и община. – СПб., 1905.
  8. Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. – М., 1911.
  9. Рис-Дэвис Т. Буддизм. – СПб., 1906.
  10. Розенберг О. Проблемы буддийской философии. – Пг., 1918.
  11. Щербатской Ф. Философское учение буддизма. – Пг., 1919.
  12. Мюллер М. Шесть систем индийской философии. – М., 1901.
  13. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. – М., 1994.

П л а н

  1. Стхавиравада и Махасангхика: дописьменный период буддизма.
  2. Буддийский литературный канон.
  3. Хинаяна.
  4. Махаяна.

А) учение о “трёх телах” Будды;

Б) учение о бодхисаттвах.

  1. Распространение буддизма.

a) буддизм в Индии;

b) буддизм в Бирме;

c) буддизм в Непале;

d) буддизм в Шри-Ланке;

e) буддизм в Таиланде;

f) буддизм в Камбодже;

g) буддизм во Вьетнаме;

h) буддизм в Средней Азии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: