Лекция 10 Трудоустройство

Трудовое устройство больных и инвалидов - заключительный этап реабилитации. Оно представляет собой оценку обоснованно­сти экспертного заключения о трудоспособности, профориентационного решения, эффективности процесса предшествующего обучения и всех реабилитационных мероприятий.

Содержание и задачи профе6ссиональной реабилитации. Профессиональная реабилитация включает профессиональную ори­ентацию, профессиональное образование, трудовую адаптацию, тру­довое устройство или трудовую занятость.

Основная цель профессиональной реабилитации - обеспечить больному или инвалиду возможность получить или сохранить под­ходящую работу и тем самым способствовать его социальной инте­грации, достижению материальной независимости или повыше­нию доходов и возможности самообеспечения. Права инвалидов на профессиональную реабилитацию закреп­лены в ряде нормативных документов, основные из которых:

- Закон от 19.02.91 «О занятости насе­ления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);

- Закон РФ «Об образова­нии» в редакции от 13.01.96

- Указ Президента РФ от 25.03.93 «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов»;

- Постановле­ние Министерства труда РФ от 28.09.93 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инва­лидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда»;

- Приказ Федеральной службы занятости России от 28.02.94 «Об утверждении временного положения о специали­зированных подразделениях по профессиональной реабилитации и обеспечении занятости инвалидов».

Изучение потребности инвалидов в различных видах реабили­тации в г. Москве, проведенное ЦИЭТИНом, показало, что 62,6 % инвалидов нуждаются в тех или иных мерах профессиональной реабилитации. Потребность в профессиональной реабилитации особенно высока у инвалидов молодого и среднего возраста - соответственно 82,8 и 78,7% от численности инвалидов указан­ных возрастных групп.

Основу разработки программы профессиональной реабилита­ции составляют три компонента.

Оценка вида и степени ограничений жизнедеятельности, в том числе способности к обучению.

Оценка «профессионально-трудовой» составляющей реабилита­ционной программы, включающая определение характеристик ин­тегральной реакции организма инвалида на трудовую деятель­ность, оценку их значимости для трудовой деятельности и возможности ее продолжения, определение возможности адаптации к труду путем поддержки адекватного состояния, разработки стра­тегии трудовой деятельности.

Оценка общего и профессионального образовательного статуса инвалида, включающая комплексный анализ социальных характе­ристик, связанных с образовательной деятельностью, основных характеристик образовательной деятельности, а также определения соответствия требований, предъявляемых к инвалиду в процессе обучения, его профессионально значимым физиологическим, психофизиологическим и психологическим качествам и опреде­ление развития в процессе обучения профессионально важных сенсорных, моторных и мыслительных навыков.

Профессиональное образование – одно из основных, наиболее проблемных направлений профессиональной реабилитации, первоначальным этапом которого является профессиональная ориентация. Профессиональная ориентация решает задачи информирования и консультирования инвалидов с целью выбора профессии, ре­жима и условий труда, возможности обучения. Ориентирование осуществляется в области профессий и современного рынка тру­да, существующих учебных заведений и центров профессиональ­ной переподготовки, предназначенных для лиц с ограниченными возможностями, с целью достижения профессионального опти­мального самоопределения человека.

Профессиональная ориентация инвалидов предусматривает комплексный подход с учетом медицинского, психологического и социального аспектов. Неотъемлемую часть профориентации составляет наличие дан­ных, характеризующих профессиональную деятельность. Такой ма­териал содержится в описаниях профессий - профессиограммах. В них включаются сведения о формах профессиональной подго­товки, описание рабочего места, содержания и условий труда, описание человека в процессе труда (положительные и отрица­тельные моменты в работе, трудности, степень ответственности, элемент творчества, психофизиологические качества и медицин­ские противопоказания, положительные и отрицательные послед­ствия работы для человека), социально-экономические особен­ности профессии.

Важен учет не только показаний, но и противопоказаний к профессио­нальной деятельности и в конечном итоге профессиональной при­годности. Профессионально пригодным считается тот, чьи психофизиоло­гические возможности и способности соответствуют определен­ной профессии. С целью оценки профессиональной пригодности проводится психофизиологическая диагностика. Затем с помощью психологических и функциональных тестов производится подбор видов труда, для которых испытуе­мый считается профессионально пригодным.

При изучении профессионального интере­са и склонностей человека следует учитывать, что многие ин­валиды, особенно инвалиды детства, неадекватно оценивают свои возможности при выборе будущей профессии. Проводятся разъяснительная работа, коррекция индивидуальных профессиональных планов и притязаний, оказывается психоло­гическая поддержка. Окончательное решение в выборе про­фессии, учебного заведения, места работы остается за инвалидом. Не допускаются какие-либо формы воздействия на его мотива­цию и решение в сфере самоопределения путем сокрытия или изменения информации.

После выбора будущей профессии планируется перечень воз­можных мер содействия в ее приобретении. Обсуждаются реаль­ные трудности процесса освоения профессии и трудоустройства и возможные пути их преодоления. В настоящее время органами занятости населения, на которые возложены обязанности по профессиональной реабилитации, включая профориентацию и профобучение инвалидов, большое внимание уделяется разработке дифференцированного и гибкого подхода к решению вопросов трудовой экспертизы, позволяюще­го использовать профессиональную остаточную трудоспособность больных и инвалидов.

При профессиональном обучении больных и инвалидов как сле­дующем методе реабилитации должна решаться комплексная за­дача, в решении которой овладение специальными знаниями, уме­ниями, навыками будет сочетаться с формированием способно­стей к социально-психологической адаптации. В условиях рыноч­ной экономики необходимо, чтобы профессиональное образова­ние инвалидов предусматривало обучение конкурентоспособным и престижным профессиям, основам предпринимательской дея­тельности, что будет служить обеспечению равенства возможно­стей инвалидов в плане занятости.

Профессиональное образование предусматривает систему и процесс овладения знаниями, навыками и умением в области, рекомендуемой профессиональной деятельности.

Профессиональное образование предоставляет больным и ин­валидам следующие возможности:

- приобрести квалифицированную профессию, если они ранее ее не имели;

- приобрести другую специальность, если в связи с болезнью или инвалидностью работа по прежней специальности становить­ся невозможной или малопроизводительной;

- повысить имеющуюся квалификацию по выполняемой работе.

При решении вопроса о переобучении необходимо иметь в виду, что основные показания и противопоказания к обучению новой профессии те же, что и при выборе профессии впервые.

Для переобучения выбирается профессия с учетом не только возможности выполнения инвалидом производственных операций, но и максимального использования имеющихся у него знаний и навыков, связанных со старой профессией, с учетом его личных интересов.

Можно отметить три основных пути получения новой профес­сии:

- самостоятельное переобучение (за обучение инвалид платит сам);

- бесплатное переобучение через службу занятости. Право на это имеют инвалиды III и II групп, I группы - с трудовой реко­мендацией;

- поиск работы, не требующей переобучения, или обучение на рабочем месте.

Профессиональное обучение осуществляется с отрывом или без отрыва от производства.

Одно из важных условий успешной трудовой реабилитации инвалидов - их общеобразовательная подготовка. Наличие сред­него и высшего образования значительно повышает конкуренто­способность инвалидов. Получение инвалидом профессионального образования еще не гарантирует его занятости, однако повышает шансы на выгодное трудоустройство, делает его конкурентоспособным на рынке труда.

Для молодых инвалидов, имеющих недостаточный социальный опыт, важна помощь в развитии и формировании таких социальных навыков, которые повышают вероятность трудоуст­ройства: поиск работы по специальности, умение составлять профессиональное резюме, взаимодействовать с пред­ставителями официальных структур, осуществлять поисковые те­лефонные звонки, умение пользоваться Интернет-ресурсами.

Трудоустройство инвалида осуществляется как в условиях обыч­ного производства (так называемые «защищенные»» рабочие мес­та), так и в условиях специально создаваемых предприятий. По­следние отличаются от обычных предприятий условиями финан­сирования, режимом труда и отдыха, нормами производственных заданий.

Специалистам, занимающимся трудоустройством инвалидов, важно иметь базу данных существующих вакансиях на производ­стве, для чего необходимо вести активный поиск потенциальных трудовых мест, поддерживать постоянную связь с руководителя­ми предприятий.

При трудоустройстве инвалида важно не только предусмотреть адаптацию рабочего места к его функциональным возможностям, но и помочь ему в психологической и физиологической адапта­ции к новым условиям работы и трудовому коллективу.

Организация надомного труда в рамках специализированного предприятия допускается только для лиц, которые имеют необхо­димые жилищно-бытовые условия, а также практические навыки в определенной работе или профессии (либо могут быть обучены этим навыкам). Конкретный вид работы для надомников подбирается с учетом их профессиональных навыков и состояния здоровья. Пред­приятие предоставляет инвалиду в бесплатное пользование необ­ходимое оборудование, инструменты, сырье и материалы и обес­печивает реализацию готовой продукции.

Большим резервом в регулировании рынка труда инвалидов служат их самозанятость и организация собственного дела. Инва­лидам, организующим свой малый бизнес, законодательно гаран­тированы субсидии и помощь. Однако работа с инвалидами по обучению навыкам предпринимательства, оказанию профессио­нальной помощи и психологической поддержки пока не прино­сит ощутимого эффекта.

По отношению к лицам с ограниченными возможностями при­нято понятие «рациональное трудовое устройство». Это означает, что место труда потенциально адекватно для инвалида по его со­стоянию здоровья, психофизиологическим особенностям, лично­стным мотивам и профессиональной подготовке. Трудовое место для инвалида должно также соответствовать необходимым сани­тарно-гигиеническим нормам и иметь социально-экономическую равноценность с ранее исполняемой (в случае ее смены) либо исполняемой здоровым работником аналогичной работой (в слу­чае первоначального выхода на рынок труда).

На современном этапе с внедрением в практическую деятель­ность учреждений и организаций компьютерной техники возник­ла необходимость не только в характеристике функциональных нарушений, но и в разработке качественных и количественных характеристик функциональных нарушений, определенных еди­ными унифицированными критериями, которыми могли бы пользо­ваться и врачи-эксперты, и работники различных реабилитацион­ных служб, каковые в большинстве своем не имеют и не должны иметь медицинского образования.

Основную компоненту разработанной технологии по форми­рованию индивидуальной программы социальной реабилитации инвалида составляет комплексная экспертная система определе­ния потенциальных возможностей и потребностей инвалида в сочетании с профессиографическим справочником. Компьютерная программа «Профессиографический справочник» предназначена для автоматизации экспертной оценки доступности для инвалида включенных в справочник профессий с учетом его потенциаль­ных профессиональных возможностей и присущих ему психоло­гических качеств. Справочник создан как составная часть программ­но-информационной системы обеспечения профессионально реабилитации и содействия занятости инвалидов (включающей также банк данных об инвалидах региона, экспертную систему оценки потенциальных профессиональных возможностей лиц с ограниченной по состоянию здоровья трудоспособностью, банк рабочих мест для трудоустройства инвалидов и банк учебных мест для направления инвалидов на обучение и переобучение), т.е. про­граммно-информационной системы, составляющей основу еди­ного информационного пространства комплексной реабилитации инвалидов, в первую очередь для решения вопроса их профессио­нальной реабилитации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: