Трудовое устройство больных и инвалидов - заключительный этап реабилитации. Оно представляет собой оценку обоснованности экспертного заключения о трудоспособности, профориентационного решения, эффективности процесса предшествующего обучения и всех реабилитационных мероприятий.
Содержание и задачи профе6ссиональной реабилитации. Профессиональная реабилитация включает профессиональную ориентацию, профессиональное образование, трудовую адаптацию, трудовое устройство или трудовую занятость.
Основная цель профессиональной реабилитации - обеспечить больному или инвалиду возможность получить или сохранить подходящую работу и тем самым способствовать его социальной интеграции, достижению материальной независимости или повышению доходов и возможности самообеспечения. Права инвалидов на профессиональную реабилитацию закреплены в ряде нормативных документов, основные из которых:
- Закон от 19.02.91 «О занятости населения в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
|
|
- Закон РФ «Об образовании» в редакции от 13.01.96
- Указ Президента РФ от 25.03.93 «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов»;
- Постановление Министерства труда РФ от 28.09.93 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда»;
- Приказ Федеральной службы занятости России от 28.02.94 «Об утверждении временного положения о специализированных подразделениях по профессиональной реабилитации и обеспечении занятости инвалидов».
Изучение потребности инвалидов в различных видах реабилитации в г. Москве, проведенное ЦИЭТИНом, показало, что 62,6 % инвалидов нуждаются в тех или иных мерах профессиональной реабилитации. Потребность в профессиональной реабилитации особенно высока у инвалидов молодого и среднего возраста - соответственно 82,8 и 78,7% от численности инвалидов указанных возрастных групп.
Основу разработки программы профессиональной реабилитации составляют три компонента.
Оценка вида и степени ограничений жизнедеятельности, в том числе способности к обучению.
Оценка «профессионально-трудовой» составляющей реабилитационной программы, включающая определение характеристик интегральной реакции организма инвалида на трудовую деятельность, оценку их значимости для трудовой деятельности и возможности ее продолжения, определение возможности адаптации к труду путем поддержки адекватного состояния, разработки стратегии трудовой деятельности.
|
|
Оценка общего и профессионального образовательного статуса инвалида, включающая комплексный анализ социальных характеристик, связанных с образовательной деятельностью, основных характеристик образовательной деятельности, а также определения соответствия требований, предъявляемых к инвалиду в процессе обучения, его профессионально значимым физиологическим, психофизиологическим и психологическим качествам и определение развития в процессе обучения профессионально важных сенсорных, моторных и мыслительных навыков.
Профессиональное образование – одно из основных, наиболее проблемных направлений профессиональной реабилитации, первоначальным этапом которого является профессиональная ориентация. Профессиональная ориентация решает задачи информирования и консультирования инвалидов с целью выбора профессии, режима и условий труда, возможности обучения. Ориентирование осуществляется в области профессий и современного рынка труда, существующих учебных заведений и центров профессиональной переподготовки, предназначенных для лиц с ограниченными возможностями, с целью достижения профессионального оптимального самоопределения человека.
Профессиональная ориентация инвалидов предусматривает комплексный подход с учетом медицинского, психологического и социального аспектов. Неотъемлемую часть профориентации составляет наличие данных, характеризующих профессиональную деятельность. Такой материал содержится в описаниях профессий - профессиограммах. В них включаются сведения о формах профессиональной подготовки, описание рабочего места, содержания и условий труда, описание человека в процессе труда (положительные и отрицательные моменты в работе, трудности, степень ответственности, элемент творчества, психофизиологические качества и медицинские противопоказания, положительные и отрицательные последствия работы для человека), социально-экономические особенности профессии.
Важен учет не только показаний, но и противопоказаний к профессиональной деятельности и в конечном итоге профессиональной пригодности. Профессионально пригодным считается тот, чьи психофизиологические возможности и способности соответствуют определенной профессии. С целью оценки профессиональной пригодности проводится психофизиологическая диагностика. Затем с помощью психологических и функциональных тестов производится подбор видов труда, для которых испытуемый считается профессионально пригодным.
При изучении профессионального интереса и склонностей человека следует учитывать, что многие инвалиды, особенно инвалиды детства, неадекватно оценивают свои возможности при выборе будущей профессии. Проводятся разъяснительная работа, коррекция индивидуальных профессиональных планов и притязаний, оказывается психологическая поддержка. Окончательное решение в выборе профессии, учебного заведения, места работы остается за инвалидом. Не допускаются какие-либо формы воздействия на его мотивацию и решение в сфере самоопределения путем сокрытия или изменения информации.
После выбора будущей профессии планируется перечень возможных мер содействия в ее приобретении. Обсуждаются реальные трудности процесса освоения профессии и трудоустройства и возможные пути их преодоления. В настоящее время органами занятости населения, на которые возложены обязанности по профессиональной реабилитации, включая профориентацию и профобучение инвалидов, большое внимание уделяется разработке дифференцированного и гибкого подхода к решению вопросов трудовой экспертизы, позволяющего использовать профессиональную остаточную трудоспособность больных и инвалидов.
|
|
При профессиональном обучении больных и инвалидов как следующем методе реабилитации должна решаться комплексная задача, в решении которой овладение специальными знаниями, умениями, навыками будет сочетаться с формированием способностей к социально-психологической адаптации. В условиях рыночной экономики необходимо, чтобы профессиональное образование инвалидов предусматривало обучение конкурентоспособным и престижным профессиям, основам предпринимательской деятельности, что будет служить обеспечению равенства возможностей инвалидов в плане занятости.
Профессиональное образование предусматривает систему и процесс овладения знаниями, навыками и умением в области, рекомендуемой профессиональной деятельности.
Профессиональное образование предоставляет больным и инвалидам следующие возможности:
- приобрести квалифицированную профессию, если они ранее ее не имели;
- приобрести другую специальность, если в связи с болезнью или инвалидностью работа по прежней специальности становиться невозможной или малопроизводительной;
- повысить имеющуюся квалификацию по выполняемой работе.
При решении вопроса о переобучении необходимо иметь в виду, что основные показания и противопоказания к обучению новой профессии те же, что и при выборе профессии впервые.
Для переобучения выбирается профессия с учетом не только возможности выполнения инвалидом производственных операций, но и максимального использования имеющихся у него знаний и навыков, связанных со старой профессией, с учетом его личных интересов.
Можно отметить три основных пути получения новой профессии:
- самостоятельное переобучение (за обучение инвалид платит сам);
- бесплатное переобучение через службу занятости. Право на это имеют инвалиды III и II групп, I группы - с трудовой рекомендацией;
- поиск работы, не требующей переобучения, или обучение на рабочем месте.
Профессиональное обучение осуществляется с отрывом или без отрыва от производства.
|
|
Одно из важных условий успешной трудовой реабилитации инвалидов - их общеобразовательная подготовка. Наличие среднего и высшего образования значительно повышает конкурентоспособность инвалидов. Получение инвалидом профессионального образования еще не гарантирует его занятости, однако повышает шансы на выгодное трудоустройство, делает его конкурентоспособным на рынке труда.
Для молодых инвалидов, имеющих недостаточный социальный опыт, важна помощь в развитии и формировании таких социальных навыков, которые повышают вероятность трудоустройства: поиск работы по специальности, умение составлять профессиональное резюме, взаимодействовать с представителями официальных структур, осуществлять поисковые телефонные звонки, умение пользоваться Интернет-ресурсами.
Трудоустройство инвалида осуществляется как в условиях обычного производства (так называемые «защищенные»» рабочие места), так и в условиях специально создаваемых предприятий. Последние отличаются от обычных предприятий условиями финансирования, режимом труда и отдыха, нормами производственных заданий.
Специалистам, занимающимся трудоустройством инвалидов, важно иметь базу данных существующих вакансиях на производстве, для чего необходимо вести активный поиск потенциальных трудовых мест, поддерживать постоянную связь с руководителями предприятий.
При трудоустройстве инвалида важно не только предусмотреть адаптацию рабочего места к его функциональным возможностям, но и помочь ему в психологической и физиологической адаптации к новым условиям работы и трудовому коллективу.
Организация надомного труда в рамках специализированного предприятия допускается только для лиц, которые имеют необходимые жилищно-бытовые условия, а также практические навыки в определенной работе или профессии (либо могут быть обучены этим навыкам). Конкретный вид работы для надомников подбирается с учетом их профессиональных навыков и состояния здоровья. Предприятие предоставляет инвалиду в бесплатное пользование необходимое оборудование, инструменты, сырье и материалы и обеспечивает реализацию готовой продукции.
Большим резервом в регулировании рынка труда инвалидов служат их самозанятость и организация собственного дела. Инвалидам, организующим свой малый бизнес, законодательно гарантированы субсидии и помощь. Однако работа с инвалидами по обучению навыкам предпринимательства, оказанию профессиональной помощи и психологической поддержки пока не приносит ощутимого эффекта.
По отношению к лицам с ограниченными возможностями принято понятие «рациональное трудовое устройство». Это означает, что место труда потенциально адекватно для инвалида по его состоянию здоровья, психофизиологическим особенностям, личностным мотивам и профессиональной подготовке. Трудовое место для инвалида должно также соответствовать необходимым санитарно-гигиеническим нормам и иметь социально-экономическую равноценность с ранее исполняемой (в случае ее смены) либо исполняемой здоровым работником аналогичной работой (в случае первоначального выхода на рынок труда).
На современном этапе с внедрением в практическую деятельность учреждений и организаций компьютерной техники возникла необходимость не только в характеристике функциональных нарушений, но и в разработке качественных и количественных характеристик функциональных нарушений, определенных едиными унифицированными критериями, которыми могли бы пользоваться и врачи-эксперты, и работники различных реабилитационных служб, каковые в большинстве своем не имеют и не должны иметь медицинского образования.
Основную компоненту разработанной технологии по формированию индивидуальной программы социальной реабилитации инвалида составляет комплексная экспертная система определения потенциальных возможностей и потребностей инвалида в сочетании с профессиографическим справочником. Компьютерная программа «Профессиографический справочник» предназначена для автоматизации экспертной оценки доступности для инвалида включенных в справочник профессий с учетом его потенциальных профессиональных возможностей и присущих ему психологических качеств. Справочник создан как составная часть программно-информационной системы обеспечения профессионально реабилитации и содействия занятости инвалидов (включающей также банк данных об инвалидах региона, экспертную систему оценки потенциальных профессиональных возможностей лиц с ограниченной по состоянию здоровья трудоспособностью, банк рабочих мест для трудоустройства инвалидов и банк учебных мест для направления инвалидов на обучение и переобучение), т.е. программно-информационной системы, составляющей основу единого информационного пространства комплексной реабилитации инвалидов, в первую очередь для решения вопроса их профессиональной реабилитации.