Эмиль Дюркгейм (1858-1917)

Лео Фробениус (1873-1938)

«Происхождение африканских культур», 1898

- теория «культурных кругов»; изменение культуры является следствием распространения не отдельных элементов, а целых комплексов явлений культуры. Культуры — живые организмы, человек — не творец культуры, а ее продукт и носитель.

Основные идеи диффузионизма:

· культура – живой организм, развивающийся в определенных географических условиях; каждый элемент культуры возникает в конкретном регионе и оттуда распространяется по всему миру;

· факторы развития культуры – заимствования и смешение ее элементов (предметы материального быта, мифы, культы, обычаи);

· у каждой культуры есть свой центр зарождения и распространения;

· каждый элемент культуры возникает только однажды; по карте его распространения можно определить место возникновения каждого элемента.

Слабые стороны диффузионизма:

· стремление заменить основанное на принципах историзма понимание развития культуры механистическими принципами посредством перемещения ее элементов;

· отрицание наличия всемирно-исторических законов – взамен идеи единичности и неповторимости явлений

3. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА (Франция)

Франция

- человеческие общества – закрытые статичные системы, их исследование должно осуществляться с помощью метода изучения социальных фактов. Классификация обществ по уровню развития приводит к выводу, что всякое общество – это усложненная модификация одного и того же первобытного общества.

- учение о коллективных представлениях: человеческое сознание существует в двух формах – как коллективное и как индивидуальное. Индивидуальное сознание специфично для каждого конкретного человека и определяется особенностями его психики. Коллективное сознание находит выражение в мифах, верованиях, морали и права и укореняется в социальной жизни.

Люсьен Леви-Брюль (1857-1939) «Первобытное мышление» (1930)

- человек — биосоциальное существо, в котором сосуществуют два начала: индивидуальное (его основой является организм) и социальное, которое формируется обществом. Общество — это независимая от индивидов вне- и над-индивидуальная реальность. Оно доминирует над ними и является источником всех высших ценностей. Общество — это совокупность коллективных представлений — общих идей, религии, правил морали, интеллектуальных операций, социальных норм и обычаев.

Основные идеи социологической школы:

· комплекс «коллективных представлений» каждого общества обеспечивают его устойчивость;

· функция культуры – в объединении общества;

· мораль каждого общества изменчива и динамична;

· переход от одной стадии общественного развития происходит не плавно, а рывками.

Слабые стороны социологической школы:

· несмотря на то что главным объектом исследования полагалось общество, система нравственных связей и проблемы этнопсихологии, каждое общество рассматривалось при этом изолированно, отрицались исторические законы развития.

4. ФУНКЦИОНАЛИЗМ (Англия)

Англия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: