В жизни развитие мотивационного цикла "потребности – побудительный мотив – вознаграждение" (рассмотренного в гл. 5) и реализация ролевых ожиданий человека не всегда проходит гладко. В каждой личности обычно сочетаются:
1. конкурирующие потребности и роли;
2. различные способы выражения побудительных мотивов и ролей;
3. разного рода барьеры, которые могут возникать между побудительным мотивом и целью;
4. положительные и отрицательные ощущения, связанные с желаемой целью.
Все это усложняет процесс адаптации человека и часто приводит к конфликту. Внутриличностные формы конфликта могут быть проанализированы с помощью модели фрустрации и на основе таких понятий, как цели и роли.
Конфликт, вызванный фрустрацией
Фрустрация возникает в случаях, когда побудительный мотив блокируется раньше, чем человек достигнет желаемой цели. Рис. 9.4 иллюстрирует, как это происходит.
Барьер может быть либо открытым (внешним, или физическим), либо скрытым (внутренним, или ментально-социопсихологическим). Примером возникновения фрустрации может служить ситуация, когда мучимый жаждой человек подходит к заклинившей двери и поэтому не может добраться до источника воды. Как правило, фрустрация включает защитные механизмы человека. Традиционно психологи полагали, что фрустрация всегда вызывает защитные агрессивные реакции.
|
|
Позже агрессию стали рассматривать только как одну из возможных реакций. Фрустрация может включить любой из защитных механизмов, которыми располагает человеческий организм. Хотя таких механизмов очень много, их можно объединить в четыре большие категории: агрессия, уход, закрепление и компромисс.
Субъекты и участники конфликта.
Субъект конфликта – активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами.
Участник конфликта (оппоненты, подстрекатели, медиатор, вовлеченные группы, заинтересованные группы) может:
a) Сознательно или не вполне сознавая цели, задачи противостояния принять участие в конфликте;
b) Быть случайно или помимо его воли вовлеченным в конфликт.
В ходе конфликта статусы участников и субъектов конфликта могут меняться местами.
Структура конфликта.
Составляющими элементами конфликта являются:
1. Оппоненты – субъекты и участники конфликта (медиатор, подстрекатель
2. Инициатор – сторона, которая первая начала конфликтные действия
3. Конфликтная ситуация – база для конфликта;
4. Объект конфликта – конкретная причина конфликта, его движущая сила. Объекты могут быть трех видов:
1) Объекты, которые не могут быть разделены на части;
|
|
2) Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками;
3) Объекты, которыми участники могут владеть совместно.
4. Причина конфликта – могут быть внутренними и внешними, объективными и субъективными.
Объективные:
· Ограниченность ресурсов;
· Структурная зависимость участников производственного процесса друг от друга и другие моменты.
Субъективные:
· Различия в ценностях, в ценностных ориентациях, нормах поведения работников;
· Личностные особенности характера.
· 2. Динамика конфликта