Внутриличностный конфликт

В жизни развитие мотивационного цикла "потребности – побудительный мотив – вознаграждение" (рассмотренного в гл. 5) и реализация ролевых ожиданий человека не всегда проходит гладко. В каждой личности обычно сочетаются:

1. конкурирующие потребности и роли;

2. различные способы выражения побудительных мотивов и ролей;

3. разного рода барьеры, которые могут возникать между побудительным мотивом и целью;

4. положительные и отрицательные ощущения, связанные с желаемой целью.

Все это усложняет процесс адаптации человека и часто приводит к конфликту. Внутриличностные формы конфликта могут быть проанализированы с помощью модели фрустрации и на основе таких понятий, как цели и роли.

Конфликт, вызванный фрустрацией

Фрустрация возникает в случаях, когда побудительный мотив блокируется раньше, чем человек достигнет желаемой цели. Рис. 9.4 иллюстрирует, как это происходит.

Барьер может быть либо открытым (внешним, или физическим), либо скрытым (внутренним, или ментально-социопсихологическим). Примером возникновения фрустрации может служить ситуация, когда мучимый жаждой человек подходит к заклинившей двери и поэтому не может добраться до источника воды. Как правило, фрустрация включает защитные механизмы человека. Традиционно психологи полагали, что фрустрация всегда вызывает защитные агрессивные реакции.

Позже агрессию стали рассматривать только как одну из возможных реакций. Фрустрация может включить любой из защитных механизмов, которыми располагает человеческий организм. Хотя таких механизмов очень много, их можно объединить в четыре большие категории: агрессия, уход, закрепление и компромисс.

Субъекты и участники конфликта.

Субъект конфликта – активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами.

Участник конфликта (оппоненты, подстрекатели, медиатор, вовлеченные группы, заинтересованные группы) может:

a) Сознательно или не вполне сознавая цели, задачи противостояния принять участие в конфликте;

b) Быть случайно или помимо его воли вовлеченным в конфликт.

В ходе конфликта статусы участников и субъектов конфликта могут меняться местами.

Структура конфликта.

Составляющими элементами конфликта являются:

1. Оппоненты – субъекты и участники конфликта (медиатор, подстрекатель

2. Инициатор – сторона, которая первая начала конфликтные действия

3. Конфликтная ситуация – база для конфликта;

4. Объект конфликта – конкретная причина конфликта, его движущая сила. Объекты могут быть трех видов:

1) Объекты, которые не могут быть разделены на части;

2) Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками;

3) Объекты, которыми участники могут владеть совместно.

4. Причина конфликта – могут быть внутренними и внешними, объективными и субъективными.

Объективные:

· Ограниченность ресурсов;

· Структурная зависимость участников производственного процесса друг от друга и другие моменты.

Субъективные:

· Различия в ценностях, в ценностных ориентациях, нормах поведения работников;

· Личностные особенности характера.

· 2. Динамика конфликта


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: