Рис. 11. Различные типы внешних эффектов и их корректировка
При использовании субсидии потребителям функция индивидуальной полезности которых, является аддатиной могут быть представлены в денежной либо в натуральной форме. Натуральная форма субсидий исключает возможность использования субсидий не по назначению, и придает процессу потребления принудительный характер. Денежные выплаты дают возможность их получателям маневра и более рационального использования ресурсов и с учетом индивидуальных предпочтений потребителей. Поэтому вопрос о соотношении между пособиями в денежной либо натуральной форме должен решаться с учетом конкретной ситуации сведения к минимуму факторов «безбилетника» и оппортунистического поведения получателей данных пособий. Финансирование потребителей через механизмы социальных ваучеров (образовательный, жилищный, талоны на питание и т.д.) предоставляет потребителям общественных благ свободу выбора с одной стороны и создает условия для конкуренции в работе организаций и учреждений, представляющих соответствующие услуги. К сожалению, социальный ваучер не решает проблем морального риска и оппортунистического поведения потребителя либо оппортунистического поведения института предоставившего социальный ваучер потребителю, например отсутствие механизмов гарантирующих надежность индексации стоимости ваучера в случаях инфляции или девальвации национальной ва-
|
|
люты, либо отсутствии финансовых ресурсов для обеспечения стоимости ваучера по причине бюджетного дефицита. Субсидирование потребителей в отличии от субсидирования производителей не предполагает использование регулируемых жестких цен, а следовательно, и не противоречит условиям эффективного рыночного хозяйствования. В то же время, существует проблема трансакционных (административных) издержек и есть серьезные основания полагать, - писали Аткинсон Э.Б. и Стиглиц Дж.Э., - что в некоторых областях при государственном обеспечении они окажутся ниже, например, благодаря экономии на масштабах производства или из-за того, что не требуется мониторинг индивидуального использования. Проведенные в последние годы исследования показали, что уровень трансакционных издержек по предоставлению социальных услуг в форме субсидий потребителям оказывается в 7-10 раз выше чем в форме субсидирования производителей.
Несмотря на вышеописанные преимущества, субсидии потребителям имеют существенный недостаток, что и не позволяет широко применять их в практике реализации экономической и социальной политики большинства государств, поскольку, как уже отмечалось выше, в отличие от субсидий производителям функция благосостояния которых утилитарна, и, соответственно, их применение способствует формированию среднего класса, субсидии потребителям, в которых функция индивидуальной полезности — аддативна, действуют особенно в отношении низко доходных групп населения (степень риска оппортунистического поведения, которых достаточно" велика) в основном прямо наоборот. Для решения данной проблемы возможно применение нормативного метода финансирования, так называемое по душевое финансирование, которое позволяет сохранить порядок предоставления субсидий производителям, но осуществляя их финансирование в соответствии с числом конкретных потребителей.
|
|
Учет внешних эффектов предполагает ограничение свободы индивидов во имя свободы других членов общества. Слишком широкое определение этого понятия вскоре привело бы к значительным ограничениям свободы действий. Следует прежде всего учитывать внешние эффекты, имеющие «объективные» основания (например, мнения или идеи, выраженные другими, могут причинять кому-то действительный субъективный вред, но это весьма непросто учесть, не входя в противоречие с другими ценностями, такими, как свобода мысли или толерантность).
Учет внешних воздействий обходится дорого (издержки информации и вмешательства, т.е. трансакционные издержки). Так что рационально бу-
дет заниматься исключительно такими внешними эффектами, чтобы предполагаемая выгода от их корректировки превышала эти трансакционные издержки, т.е., в основном значительными и локализованными внешними эффектами, для которых представляется возможным ясно установить, кто за них несет ответственность.