В гимнастике принципы тренировок построены на основе известных принципов, общих для спортивной деятельности. Специфика тренировки в гимнастике требует некоторых особенностей в реализации этих принципов.
Принцип единства углубленной специализации и направленности к высшим достижениям. Этот принцип предполагает на основе преимущественного использования специфических средств гимнастики, применения методов и методических приемов обучения, выделения этапов специализированной подготовки гимнастов с учетом их возраста и подготовленности, постоянное прогрессирование в овладении программой более высокого разряда.
Принцип прогрессирования, направленности к высшим достижениям выражается во все возрастающих требованиях, предусмотренных в правилах соревнований, к содержанию и композиции упражнений. В соответствии с этим тренировка гимнастов должна строиться с учетом ближней и дальней перспективы. В перспективном плане необходимо определить программу-максимум для каждого гимнаста. Реальный максимум для гимнастов данного уровня подготовленности — программа следующего спортивного разряда. Углубленная специализация предполагает также выделение в многоборье «ударных» его видов, в которых максимально могут проявляться индивидуальные качества гимнаста.
Принцип единства общей и специальной подготовки. Этот принцип дает возможность обеспечить высокий уровень всесторонней общей подготовки гимнастов, на базе которой создаются условия для специализированной подготовки, предельного развития какого-либо качества, освоения сверхсложных элементов. В свою очередь общую подготовку гимнаста можно рассматривать как суммирование эффекта от решения задач специальной подготовки. Принцип единства общей и специальной подготовки находит свое биологическое обоснование в представлениях о единстве систем организма. Воздействие специальных упражнений для локального развития каких-либо функций обязательно отразится на развитии организма в целом. Общая подготовка обеспечивает развитие различных двигательных качеств, овладение множеством двигательных действий, которые необходимы для достижения высоких спортивных результатов. Вместе с тем общая подготовка должна быть подчинена специальной. Поэтому средства тренировки должны подбираться так, чтобы наилучшим образом обеспечить формирование специальных двигательных навыков и развитие двигательных качеств. Это достигается путем подбора упражнений сходных с основными по скоростно-силовым, пространственным и временным характеристикам. Важно при этом правильно определить баланс средств общей и специальной подготовки в тренировочном процессе. По правилу «воронки» широкое применение средств общей физической подготовки сужается по мере приближения к соревнованию, а использование средств специальной подготовки, наоборот, должно возрастать.
Принцип непрерывности тренировочного процесса вытекает из необходимости проведения круглогодичной и многолетней тренировки. Это необходимо для профессионального приспособления организма к большим физическим и психическим нагрузкам, образования сложнейших двигательных навыков, постоянного их подкрепления и накопления двигательного опыта. Чтобы обеспечить непрерывность тренировочного процесса, гимнастам необходимо своевременное восстановление функций организма. В качестве восстановительных мероприятий можно применять баню, водные процедуры, массаж, контрастные ванны и др. В результате систематических занятий наступает состояние тренированности, которое является показателем приспособленности организма к определенным нагрузкам. Гимнасты, стремящиеся к высоким результатам тренируются ежедневно. Непрерывность занятий является основой для построения планов овладения новыми упражнениями к увеличению нагрузок.
Принцип единства постепенного возрастания и стремления к максимальным нагрузкам. Этот принцип связан с предыдущим. Но сама по себе непрерывность занятий не обеспечивает роста спортивных достижений, она является лишь фоном для постепенного наращивания нагрузки: овладевать все более трудными элементами, комбинациями, повышать объем и интенсивность тренировочной работы. Постепенное увеличение нагрузки приводит к более высокому уровню функциональной адаптации. Из физиологии спорта известно, что организм спортсмена способен восполнить затраты энергии, израсходованной на тренировке, с превышением дорабочего уровня. Эта способность организма получила название «суперкомпенсация» или «сверхвосстановление». На этой биологической закономерности и построен принцип увеличения нагрузок, вплоть до максимальных. Однако выходы на максимальные (ударные) нагрузки возможны лишь при систематическом наращивании тренированности в диапазоне оптимальных величин нагрузки для данного гимнаста. В этом и состоит суть этого принципа. «Ударная» нагрузка превышает основную в 1,5-2 раза.
Принцип волнообразности динамики тренировочных нагрузок базируется на физиологической закономерности организма, связанной со взаимодействием процессов утомления и восстановления. Исследования тренировочного процесса в гимнастике выявили общую закономерность в динамике тренировочных нагрузок — вольнообразность, их периодическое повышение и снижение как в длительных отрезках времени, так и в течении тренировочного микроцикла и даже одного занятия. Отсюда принято различать малые волны — нагрузка нескольких занятий в течение одного микроцикла, средние — в течении одного этапа, большие — суммарная нагрузка нескольких этапов, они отражают общую тенденцию в динамике нагрузок на длительном отрезке времени (полугодичный или годичный цикл тренировки).
Принцип цикличности тренировочного процесса продиктован необходимостью неоднократно повторять ситуации, обеспечивающие, образование прочных двигательных навыков, достижение определенного уровня тренированности и состояния спортивной формы. На каждой тренировке гимнасты повторяют упражнения всех видов многоборья. И каждый такой тренировочный день уже есть малый цикл, со своими задачами, типичными для одного дня тренировки. Несколько тренировочных дней образуют микроцикл тренировки, более крупные циклы охватывают значительные промежутки времени от нескольких недель до полугода и года. Но они также повторяются, если иметь ввиду многолетнюю тренировку гимнастов. Причем повторение это происходит ни на одном уровне, а по спирали, отражая тем самым динамику процесса тренировки, направленной либо вверх по спирали — для достижения более высокого уровня подготовленности, либо вниз — при желании снизить эти показатели.
Согласно этим принципам строится и одно занятие и многолетний процесс тренировки.