Принципы тренировки. В гимнастике принципы тренировок построены на основе из­вестных принципов, общих для спортивной деятельности. Спе­цифика тренировки в гимнастике требует

В гимнастике принципы тренировок построены на основе из­вестных принципов, общих для спортивной деятельности. Спе­цифика тренировки в гимнастике требует некоторых особеннос­тей в реализации этих принципов.

Принцип единства углубленной специализации и направлен­ности к высшим достижениям. Этот принцип предполагает на основе преимущественного использования специфических средств гимнастики, применения методов и методических приемов обуче­ния, выделения этапов специализированной подготовки гимнас­тов с учетом их возраста и подготовленности, постоянное прогрессирование в овладении программой более высокого разряда.

Принцип прогрессирования, направленности к высшим дос­тижениям выражается во все возрастающих требованиях, пре­дусмотренных в правилах соревнований, к содержанию и компо­зиции упражнений. В соответствии с этим тренировка гимнастов должна строиться с учетом ближней и дальней перспективы. В перспективном плане необходимо определить программу-макси­мум для каждого гимнаста. Реальный максимум для гимнастов данного уровня подготовленности — программа следующего спортивного разряда. Углубленная специализация предполагает также выделение в многоборье «ударных» его видов, в которых максимально могут проявляться индивидуальные качества гим­наста.

Принцип единства общей и специальной подготовки. Этот принцип дает возможность обеспечить высокий уровень всесто­ронней общей подготовки гимнастов, на базе которой создаются условия для специализированной подготовки, предельного раз­вития какого-либо качества, освоения сверхсложных элементов. В свою очередь общую подготовку гимнаста можно рассматри­вать как суммирование эффекта от решения задач специальной подготовки. Принцип единства общей и специальной подготовки находит свое биологическое обоснование в представлениях о един­стве систем организма. Воздействие специальных упражнений для локального развития каких-либо функций обязательно от­разится на развитии организма в целом. Общая подготовка обес­печивает развитие различных двигательных качеств, овладение множеством двигательных действий, которые необходимы для достижения высоких спортивных результатов. Вместе с тем об­щая подготовка должна быть подчинена специальной. Поэтому средства тренировки должны подбираться так, чтобы наилучшим образом обеспечить формирование специальных двигательных навыков и развитие двигательных качеств. Это достигается пу­тем подбора упражнений сходных с основными по скоростно-силовым, пространственным и временным характеристикам. Важ­но при этом правильно определить баланс средств общей и спе­циальной подготовки в тренировочном процессе. По правилу «во­ронки» широкое применение средств общей физической подго­товки сужается по мере приближения к соревнованию, а исполь­зование средств специальной подготовки, наоборот, должно воз­растать.

Принцип непрерывности тренировочного процесса вытекает из необходимости проведения круглогодичной и многолетней тре­нировки. Это необходимо для профессионального приспособления организма к большим физическим и психическим нагрузкам, об­разования сложнейших двигательных навыков, постоянного их подкрепления и накопления двигательного опыта. Чтобы обес­печить непрерывность тренировочного процесса, гимнастам необходимо своевременное восстановление функций организма. В качестве восстановительных мероприятий можно применять ба­ню, водные процедуры, массаж, контрастные ванны и др. В ре­зультате систематических занятий наступает состояние трени­рованности, которое является показателем приспособленности организма к определенным нагрузкам. Гимнасты, стремящиеся к высоким результатам тренируются ежедневно. Непрерывность занятий является основой для построения планов овладения но­выми упражнениями к увеличению нагрузок.

Принцип единства постепенного возрастания и стремления к максимальным нагрузкам. Этот принцип связан с предыдущим. Но сама по себе непрерывность занятий не обеспечивает роста спортивных достижений, она является лишь фоном для посте­пенного наращивания нагрузки: овладевать все более трудными элементами, комбинациями, повышать объем и интенсивность тренировочной работы. Постепенное увеличение нагрузки приводит к более высокому уровню функциональной адаптации. Из фи­зиологии спорта известно, что организм спортсмена способен вос­полнить затраты энергии, израсходованной на тренировке, с пре­вышением дорабочего уровня. Эта способность организма получи­ла название «суперкомпенсация» или «сверхвосстановление». На этой биологической закономерности и построен принцип увеличе­ния нагрузок, вплоть до максимальных. Однако выходы на макси­мальные (ударные) нагрузки возможны лишь при систематичес­ком наращивании тренированности в диапазоне оптимальных ве­личин нагрузки для данного гимнаста. В этом и состоит суть это­го принципа. «Ударная» нагрузка превышает основную в 1,5-2 раза.

Принцип волнообразности динамики тренировочных нагрузок базируется на физиологической закономерности организма, свя­занной со взаимодействием процессов утомления и восстановле­ния. Исследования тренировочного процесса в гимнастике выя­вили общую закономерность в динамике тренировочных нагру­зок — вольнообразность, их периодическое повышение и сниже­ние как в длительных отрезках времени, так и в течении трени­ровочного микроцикла и даже одного занятия. Отсюда принято различать малые волны — нагрузка нескольких занятий в тече­ние одного микроцикла, средние — в течении одного этапа, боль­шие — суммарная нагрузка нескольких этапов, они отражают об­щую тенденцию в динамике нагрузок на длительном отрезке времени (полугодичный или годичный цикл тренировки).

Принцип цикличности тренировочного процесса продиктован необходимостью неоднократно повторять ситуации, обеспечи­вающие, образование прочных двигательных навыков, достиже­ние определенного уровня тренированности и состояния спортив­ной формы. На каждой тренировке гимнасты повторяют упраж­нения всех видов многоборья. И каждый такой тренировочный день уже есть малый цикл, со своими задачами, типичными для одного дня тренировки. Несколько тренировочных дней образу­ют микроцикл тренировки, более крупные циклы охватывают значительные промежутки времени от нескольких недель до по­лугода и года. Но они также повторяются, если иметь ввиду мно­голетнюю тренировку гимнастов. Причем повторение это проис­ходит ни на одном уровне, а по спирали, отражая тем самым ди­намику процесса тренировки, направленной либо вверх по спи­рали — для достижения более высокого уровня подготовленнос­ти, либо вниз — при желании снизить эти показатели.

Согласно этим принципам строится и одно занятие и много­летний процесс тренировки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: