Экономика предприятий. Обзорная лекция

ТЕСТЫ

Антимонопольная деятельность государства

Экономический вред монополизации рынков

Фирмы, доминирующие на рынке могут:

- увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;

- «эксплуатировать потребителей», завышая цены против их равновесного уровня;

- ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с её благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.

Монополизация рынков приводит к чистым потерям общества (выигрыш от монополизации рынков меньше потерь, которые несут потребители, приобретая товар по цене выше равновесной).

Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией:

- поощрение создания товаров-заменителей;

- поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов, предоставление государственных заказов);

- привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

- финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

- государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

Административные меры, направленные на демонополизацию рынков:

- запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен;

- запрет на слияния, которые ведут к установлению контроля над предложением;

- принудительная демонополизация (дробление);

- установление предельных цен, или предельного роста цен, или предельного уровня рентабельности.

1. Рыночная конкуренция – это:

а) способ повышения эффективности использования ограниченных ресурсов общества;

б) борьба производителей за лучшие условия производства и сбыта продукции;

в) борьба потребителей за доступ к товарам;

г) форма взаимоотношений между товаропроизводителями в условиях плановой экономики.

2. К методам «добросовестной» конкуренции относится:

а) продажа по ценам ниже издержек производства;

б) снижение цены на основе снижения издержек производства;

в) повышение качества продукции;

г) недобросовестное копирование товаров, производимых конкурентами.

3. Если фирма, действующая на совершенно конкурентном рынке, сократит предложение своей продукции, то это:

а) приведет к снижению рыночной цены продукта;

б) сократит рыночное предложение, но не окажет никакого влияния на цены;

в) приведет к росту рыночной цены;

г) сократит рыночное предложение и повысит цену продукта.

4. Совершенная конкуренция предполагает, что:

а) на рынке действует большое число производителей товаров, выпускающих неоднородную продукцию;

б) есть только один покупатель данной продукции;

в) отсутствуют входные барьеры на рынок;

г) информация продавцов и покупателей о рынке существенно ограничена.

5. Когда множество продавцов на рынке несовершенной конкуренции противостоит множеству покупателей, то это:

а) чистая монополия;

б) монополистическая конкуренция;

в) монопсония;

г) олигополия.

6. Какой из критериев является показателем монопольного положения фирмы:

а) величина финансовых активов;

б) получаемый доход;

в) численность работников;

г) объем продаж на рынке.

7. Для олигополии характерно:

а) производство единственного вида товара;

б) контроль над ценами, ограниченный взаимозависимостью;

в) наличие на рынке нескольких продавцов;

г) свободный вход на рынок и выход из него.

8. Естественная монополия – это состояние рынка, при котором:

а) есть один продавец;

б) есть один покупатель;

в) конкуренция неэффективна;

г) конкуренция эффективна.

9. Что из перечисленного служит признаком только чистой монополии:

а) один продавец и один покупатель;

б) дифференциация продукции;

в) уникальность продукции;

г) ценовая взаимозависимость.

10. К экономическим мерам, осуществляемым государством для поддержания конкуренции и борьбы с монополией следует отнести:

а) запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен;

б) поощрение создания товаров-заменителей;

в) принудительная демонополизация (дробление);

г) поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса.

для студентов V курса специальности 061100 - «Менеджмент организации»

Кафедра Экономики предприятий и предпринимательства

Автор: д.э.н. Л. Я. Аврашков


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: