Сказки салтыкова-щедрина

Впервые к жанру литер сказки он обращается в конце 60 г в журнале отеч записки появл 3 сказки С-Щ: как один мужик 2 генералов прокормил, Пропала совесть, дикий помещик2.

ЩЕДРИН ОСТАЕТСЯ ЕДИНСТВЕННЫМ РЕДАКТОРОМ И ВЕЗЕТ НА СЕБЕ ВЕСЬ СТРАШНЫЙ ГРУЗ РЕДАКТИРОВАНИЯ ЖУРНАДА. Основная масса сказок его была создана в 80гг.у щ в эти годы было ощущение,будто ему запечатали душу. Стремится найти путь к самому простому читателю,путь к народу. Он обращается к жанру сказок,широко использует иносказание,но подтекст не закрываетя,а предельно обнажается. Сказки Щ-удачно найденная форма народной сатиры.

Основные темы: властители россии в образе хищных зверей. О блеске кровопролитий «Медведь»,у щ действуют не люди,а звери-называет все своими именами.

В сказках возникает главная тема-тема народа. Без всяких прекрас.

«Коняга»- о тяжкой судьбе мужика. Он создает трагический образ коняги. Вместе с конягой борется русски йкрустьянин..вводит новое поколение крестьян в пореформенной россии.

«Кисель»-чумазый уж обосновался. В душе автора живет вера в народ(Ворон-человечек). Интересен и свободен образ карася-идеалиста,который верит в то,что уговорами можно щук превратить в карасей

Лекция..20марта...

художественное своеобразие сказок щедрина.

При всей окрашенности драматическим колоритом,при всей трагичности подтекста, сказки основаны на комическом нарушении мер. ведущей формой у Щ. Становится сарказм и ядовитая ирония. Оттенки грустного юмора, в его сказках не бывает счастливых концов.

Серьезность его сказок насмешлива,а острословие серьезно. Сарказмы Щ ощутимы практически в каждом тексте. Чувство негодования и оттенок презрения, так верный трезор мечтает о более крепкой цели и доволен,когда его бьют и некормят. В изображаемом мире царит нелепость,поэтому так часто у него алогизмы и недоразумения,господствует прихоть,каприз и причуда. Иногда сатирик обращается к последнему самому низкому слою комического. Он выразительно использует глупое комекование,фарсовый смех, отсюда бранные слова,вульгаризмы. Он прибегает иногда и к натуралистическим непривлекательным картинам,рассказывает о драках,подзатыльниках. Глупое комекование в мире насилия оказывается,увы,адекватным приемом. Из этой же сферы поэтики будет непричесанный, грубоватый стиль поздних романах Достоевского. Особенное значение имеет сближение животного мира с человеком и наделение их человеческими чертами, юмор тяготеет к сатирической форме. Сказки Щ — высший этап в го творчестве,они продолжили богатую русскую традицию литературной сказки. Литер сказка имеет богатейшую историю в мировой и европ литер-ое. Сказки С-Щ оказали безусловное влияние на этот жанр в произведениях русских писателей 20 в,начиная от горького до наших дней.

«Господа Головлевы»75-80. Вершинное воплощение важнейшей темы русской литературы 19в: нравственная и общая деградация русского дворянства»,которое было долгое время ведущим сословием в русском обществе.начиная от «Евгения Онегина»эта тема усиливается. Ярким образом предстает в пьесе Чехова «Вишневый сад». Кризи с русского общ-ва 2 половины 19 в остро захватил различные чферы жизни,но по осоьому сказался на разложении семейных отношений. Рвутся семейные родственные связи,оказываются непрочны имущественные,хоз-е отношения,распадаются нравственые устои. Кправляющие-собственнические притязания. Это роман универсальный по своей жанровой природе(Головлевы). Относится к высшим достижениям русского критического реализма. Универсализм. Это не только соц-психологический роман,наряду с этим роман становится и философским,а у Достоевского и детективным,бульварным. У С-Щ универсализм Головлевых означает, что это семейная хроника. Воссоздана жизнь помещачьей семьи в до и пореформеной России,показан процесс распада дворянского гнезна, и деградация всех членов этого семейства. Разложение захватывает 3 поколения Г: Арина и муж,2. Сыновья, 3. внуки. Каждая глава книги включает как важнейший итог-смерть одного из Головлевых. Возникает градация смерти. Глава семейства В М Головлев с его безалаберным азарным характером, с его бездельной жизнью, для него характерен умственный разврат,сочинительство стихов..праздная жизнь усиливает беспутство(с этого начинается мотив в русском романе) старшего Головлева, разжижает его мозги... арина петровна после махнула на все рукой.. сама Арина Петровна, казалось бы, полновластная хозяйка в доме, немало сил и энергии и волчей хватки употребляет она,чтобы расширит владения,умножить капитал. Деспотично и безкотрольно управляет она домочадцами. Всю жизнь посвятила стяжанию,накоплению. но вся ее деятельность носит бессмысленный характер и в рвени к накопительству она напоминает чем-то Гоголевского Плюшкина. Автор наделяет ее и страшной жестокостью(расправляется с трактирщиком,отдавая его в рекруты), она много говорит и заботится о семейных узах,но для укрепления семьи она ничего не делает. Жестокосердию ее нет границ..морит детей голодом,держать взаперти и т д.

Она убеждена, что если выбросила сыну кусок, то больше знаться с ним она не обязана.

Своих детей и без того униженных она пытается унизить еще больше. Все сопровождается фальшью и ложью. В итоге семейная твердыня рухнула. Имя петр-камень. Все носители этого имени или отчества один за другим гибнут,камень твердыни оказывается подточен и разрушен. Арина этому содействует.все что она созидала-призрачно,а сама хозяйкак превращается в жалкую преживалку. Наиболее ярко нарисован Парфирий Петрович он откровенный мальчик,из-за пристрастия к науке, иудушка, кровопивушка.

Иудушка-лесть,подхалимство и угодничество. Когда мать в силе-он ей поддакивает ей. Лицемер чисто русского пошива,лишен нравственного мерила,соединено с ханжеством, ложью и утяжничеством, ему присущи умственные распутства и пустословие. Порфирий уходит в запой праздномыслия, с утра до вечера изнывает над фантастической работой, строит предположения,разговаривает с предполагаемым собеседником,а слюдьми-тянет канитель,зудит и т д.это было язвой смердящих,которою он постоянно точет и себя,неизменное обманное слово. Изображая Порфирия Щедрин опирается прежде всего на гоголевскую традицию, Г расхваливает слуг,занимается накопительством и сидит в засаленном халате,придается мечтательности. Твор-во Достоевского. «село степанчиково и его обитатели»(повесть). Соединяя комическое и трагическое щедрин создает неповторимый образ,вошедший в галерею мировых типов. Сатирик воспроизводит отношения иудушки с представителями 3 поколения Г-х, они жертвы стяжателей и ханжей,людей жестоких и равнодушных(дети самого иудушки).

Так сые его Владимир,рассчитывает на материальную помощь,но в последний момент отец отказывает в деньгах. Другой сын Петенька растратил казенные деньги. Иудушка выгоняет сына, и 1 и 2 умирают(сыновья), 3 сына отправляет в воспит дом,тот умирает неперенесши дороги. Схожая судьба ожидает и племянниц иудушки,они не выдерждивают давления жизненных обст-в. Люба-самоубийство, анна-живой мертвец.

Жанрвое своеобразие романа: роман -хроника,состоящий из 7 самост глав,но скрепленных единым сюжетом и жесткой хронологией. Хронология подчинена идее неуклонной деградации и смерти, это семейный роман. Развенчивает идею крепости семьи и символизирует о ее распаде, это соц-психологич роман, это отчасти, и роман-воспитание.

Особенности жанра определилои и своеобразие таких компонентов романа,как пейзаж,с серыми бедными красками и колориом, образы бытовых вещей,играющих особую роль в собственнич-м мире Г-х,или язык,великлолепно передащий иронию и сарказм автора,мелкие формулы его речи.

С-Щ явился своеобразным продолжателем традиций гоголя и критич направления в рус литер-ре.смех с-щ- желчный,беспощадный,грозный и открытый,в его смехе не слезы,как у Гоголя. В смехе Щ-презрение и и негодование. Это смех грозный..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: