double arrow

Верификация

Современные концепции развития науки:

- концепция «критического рационализма» (К.Поппер): принцип фальсификации (истинным является знание, не опровергнутое опытом); принципиальная опровержимость любой научной теории («если теория неопровержима, значит, она не научна»). Научная теория – на самом деле, гипотеза. История науки- сменяющие друг друга теории.

- «парадигмальная концепция» (Т.Кун): развитие науки как смена парадигм (парадигма –«признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения»). Период «нормальной науки» (период решения научных задач –«головоломок») сменяется периодом рождения новых парадигм, не опровергающих, а вытесняющих старые парадигмы («дисциплинарные матрицы»).

- Концепция «исследовательских программ» (И. Лакатос): развитие науки как непрерывный процесс конкуренции «исследовательских программ, обусловленный нормативными правилами исследования, кторые включают «позитивную» и «негативную эвристику» (каких путей в исследовании надо придерживаться или избегать). Основными структурными элементами программы являются «жесткое ядро» (условно неопровержимые фундаментальные допущения) и (защитный пояс» (вспомогательные гипотезы, защищающие ядро). Победу в борьбе конкурирующих программ одерживает та из них, которая имеет в данный момент и в данных условиях большую эвристическую ценность.

- «концепция анархистской эпистемологии» (П.Фейерабенд): процедура пролиферации (бесконтрольное выдвижение множества различных идей и теорий, конкурирующих друг с другом и имеющих разные основания). Развитие науки предстает как иррациональный процесс.

- Концепция «научного реализма» (Патнэм): развитие науки –процесс постепенного приближения к истине.

- «Историческая концепция» (Тулмин): процесс развития науки как процесс создания определенных норм, стандартов рациональности и понимания, представляющих своеобразные «матрицы понимания», которые эволюционируют в целях лучшего понимания. «Концептуальные популяции» взаимодействуют друг с другом и со средой. Выживают те, которые представляют наибольшую ценность с точки зрения проблемы улучшения понимания.

Специфические особенности научного знания:

- развитость понятийного аппарата, использование категорий;

- рациональность;

- интерсубъективность (научное знание коллективно) и объективация (использование знаковых систем);

- наличие специфических форм и методов.

Уровни, формы и методы научного познания:

Уровни научного познания
Эмпирический Теоретический  
Формы научного познания
Научный факт   Проблема  
Эмпирический закон Гипотеза  
  Теория  
Методы научного познания
Наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, описание     Универсальные Анализ и синтез, дедукция, аналогия (моделирование), абстрагирование, идеализация   Формализация, математизация, гипотетико-индуктивный метод    
       

Научная картина мира- целостная система представлений об окружающем человека мире, складывающаяся на основе выявленных в процессе познания закономерностей, используемых в науке принципов, понятий и категорий, раскрывающих сущность, свойства и отношения его объектов.

Специальная и общенаучная картина мира.

В основе научной картины мира –физическая картина.

- До XVI века - натурфилософская картина,

- XVI- XVII в.- механистическая картина,

- XIXв.- термодинамическая картина,

- Начало XX в.- картина на основе релятивистской и квантово-механической концепций,

- Конец XXв. - кибернитическая картина + биологическая картина (генетика и экология).

Лекция 12.

Философия человека.

Человек в обществе и в мире культуры.

Тема о человеке – центральная философская тема.

«Человек всегда был, есть и будет наиболее интересным явлением для человека» // Эмпедокл.

«Что такое человек и каково его истинное назначение. Это основной вопрос- последняя цель всей человеческой мысли»// С.Франк.

«Человек –мера всех вещей» //Протагор

Проблематика философской антропологии: «Что я могу знать? Что я должен делать? Что такое человек?» («антропологические вопросы» И.Канта )


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: