Религиозное мировоззрение

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Миф – беседа, речь, разговор. Он восходит к слову и выходит за рамки словесных выражений. Это не история, а реальность, в которой живет человек с мифологическим сознанием. В древности миф служил практическим руководством к действию и поведению человека. Архаичные мифы складывались стихийно, не записывались и передавались устно, но самое важное – в это верили и этим жили.

В мифах присутствовали боги, которые приближали миф к религии, но на самом деле мифические боги были лишены божественных характеристик, которые им приданы сейчас. Бог не был сверхсуществом, сакральным и неприкосновенным. Боги были не так почитаемы, как в Средние века. Отношения человека и богов были подчинены принципу оборотничества: бог мог стать человеком, спуститься на землю, а чело-век мог стать богом. Человек отождествлял себя с богом, и поведение богов было похоже на поведении людей.

Сюжеты мифов были самыми разнообразными, но мотивы их у всех народов мира были одинаковы: мифы посвящались решению проблем о происхождении мира, о добре и зле, о смысле жизни и вечности души. Такой тип мировоззрения был способом познать мир, и с каждым предметом мира был связан миф, который объяснял его смысл и назначение. Материальные предметы мира наделялись душой, и человек не выделял себя из окружающего мира. Эта синкретичность мышления и способствовала появлению мифа. Таким образом, миф – это реальность, а в реальности нет ничего сверхъестественного.

Мифосознание не дает знания в достоверной форме. Миф составляет духовные сокровища племени, образует его ценностные ориентиры. Миф также способствовали сплочению племен.

Черты мифосознания присутствуют и в сознании людей ХХ века, что выделилось в отдельное явление – РЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ. ХХ век породил новые мифы, а некоторые авторы обосновывают такое мнение, что миф существовал всегда и будет существовать. Рефмифологизация – это явление утверждения мифа в современном общественном сознании.

Мифологический человек воспринимает мир целостно и не выделяет себя из него, из природы и из общества. Он не задумывается о причинно-следственных связях. Мифосознание связано прежде всего с преобладанием эмоций над разумом, а, следовательно давлением правого полушария головного мозга над левым, отвечающим за логику человеческой мысли.

Наиболее важной его чертой является вера в сверхъестественное и связь между сверхъестественным и реальным. Это сверхъестественное не подчиняется человеческому разуму и не управляется, оно не познаваемо и выпадает из цепи причинно-следственных связей. Со сверхъестественным связана и философия, в частности в Ф. существуют такие понятия, как мировая идея, абсолютная идея, мировой разум и т.п.

Особенность религиозного мировоззрения состоит в его особом отношении к сверхъестественному. Это особое отношение и создает религиозную веру, которая также связана с эмоциями. Религия ставит вопросы о происхождении мира, смысле жизни, устройстве Вселенной и т.п. И дает последовательные ответы на эти вопросы в определенной системе. У религиозного мировоззрения есть свой понятийный аппарат, а также мораль, законы бытия и нормы. Появление таких норм и заповедей – это прогресс в познании мира и определенная позиция по поводу соотношения добра и зла и их роли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: