Как форма познания, наука возникла в Новое время, в 16-17 вв., в эпоху становления капиталистического способа производства и разделения единого ранее знания на философию и науку. С этого времени наука начинает развиваться относительно самостоятельно. Наука постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития, и сама воздействует на ход практической деятельности и материализуется в ней.
В античности и в средние века в основном происходило философское познание мира. Объединялись знания и сведения о «первых причинах и всеобщих началах», формировалась определенная совокупность логических и математических знаний. Но зачатки этих знаний не сформировались как автономное, самостоятельное целое. Первые ростки науки создавались в древневосточных цивилизациях i Египте, Индии, Вавилоне, Китае. Это были лишь отдельные ветви науки, но не наука в целом. Причина такого положения кроется в общественно-исторических и социально-культурных факторах, - они не создавали объективных условий для формирования науки как особого целостного духовного феномена и социального института.
|
|
В античный и средневековый периоды существовали элементы, предпосылки науки, но не сама наука как Целостная система знаний, которая возникла только в Новое время, в процессе отделения науки от традиционной философии.
Буржуазные революции в Англии и Нидерландах дали мощный толчок для развития новых производственных и социальных отношений. Важным фактором для этих изженений оказывается наука, прежде всего, экспериментально-математическое естествознание, астрономия, механика, физика, химия и др. Понятия наука и естествознание в те времена практически отождествлялись, так как формирование гуманитарных наук имело некоторое отставание. Но различные отрасли наук были еще слаборазвиты.
Ограниченность и недостаточность знаний в большинстве направлений частных наук приводило к необходимости рассуждать о многих сторонах природы и общества без достаточной базы знаний, и, следовательно, строить чисто умозрительные предположения. Достижение истины было невозможно без философии.
Наука - явление конкретно-историческое. Прошедшее в своем развитии ряд этапов, которые можно разделить по разным категориям. Категорией (обоснованием) данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания. На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формируется стиль мышления, специфический понятийный аппарат и т.д.
Классическая наука (17-19 вв.), исследуя свои объекты, стремилась устранить все, что относится к субъекту познания средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получение объективного знания о мире. Господствовал объективный способ мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения.
|
|
Неклассическая наука (первая половина 20 в.) - учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности субъекта. Объяснение этих связей рассматривается в качестве необходимого условия объективно-истинного описания и объяснения мира.
Постклассическая наука (вторая пол. 20 в.) осмысливает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.
Каждая стадия имеет свою совокупность теоретико-методологических и иных установок, свои фундаментальные идеи и свою картину мира:
■ классическая - механика, построение мира основывается на принципе жесткого детерминизма;
■ неклассическая - строится на идеях относительности дискретности, квантования, вероятности, дополнительности;
■ постклассическая - стадия становления и организации ориентирование на «синергетическое движение» Я глобальный эволюционизм.