Инвестиционные качества ценных бумаг и методы их оценки

Акции АО в РФ

Акция – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение части прибыли АО в виде дивидендов, на участие в управлении АО и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Выпуск акций на предъявителя разрешен в определенном отношении к величине оплаченного уставного капитала эмитента в соответствии с нормативом, установленным ФКРЦБ.

В РФ:

АО вправе выпускать обыкновенные акции и несколько типов привилегированных акций. Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25% уставного капитала АО. Номинальная стоимость всех обыкновенных акций должны быть одинаковой и каждая обыкновенная акция предоставляет ее владельцу одинаковый объем прав.

Привилегированные акции одного типа также предоставляют акционерам одинаковый объем прав и также имеют одинаковую номинальную стоимость.

В уставе общества должны быть определены размер дивиденда и\или стоимость, выплачиваемая при ликвидации общества (ликвидационная стоимость) по привилегированным акциям каждого типа (или порядок их определения).

Размер дивиденда или ликвидационная стоимость определяются в твердой сумме или в процентах к номинальной стоимость привилегированных акций.

Владельцы привилегированных акций, по которым не определен размер дивиденда, имеют право на получение дивиденда наравне с владельцами обыкновенных акций.

Если уставом общества предусмотрен выпуск нескольких типов привилегированных акций, то в этом случае уставом должна быть также предусмотрена очередность выплаты дивидендов и ликвидационной стоимости по каждому типу таких акций.

Уставом общества может быть установлено, что не выплаченный или не полностью выплаченный дивиденд по привилегированным акциям определенного типа, размер которого установлен в уставе, накаливается и выплачивается впоследствии (кумулятивные привилегированные акции).

В уставе могут быть также определены возможности и условия конверсии привилегированных акций определенного типа в обыкновенные акции или привилегированные акции иных типов.

Все инвесторы, помещая свои сбережения в те или иные виды ценных бумаг, стремятся достичь определенных целей. Основными целями инвесторов являются:

¨ безопасность вложений;

¨ доходность вложений;

¨ рост вложений;

¨ ликвидность вложений.

Под безопасностью понимается неуязвимость инвестиций от потрясений на рынке инвестиционного капитала и стабильность получаемого дохода.

Под доходностью вложений понимается получение текущего дохода.

Под ростом вложений - прирост капитала.

Ликвидность - способность быстрого и безущербного для держателя (без существенных потерь в стоимости) обращения инвестиций в деньги.

Рассмотренные цели являются в значительной степени альтернативными.

Так, безопасность обычно достигается в ущерб доходности и росту вложений. Например, среди ценных бумаг самыми надежными и безопасными считаются государственные ценные бумаги. Они практически исключают риск инвестора. Более доходными являются ценные бумаги АО, но они несут в себе самую большую степень риска. Самыми рискованными являются вложения в акции молодых наукоемких компаний, но они могут оказаться самыми выгодными с точки зрения прироста капитала.

Обеспечение высоких темпов прироста капитала в известной мере достигается за счет снижения уровня текущей доходности.

Требование обеспечения достаточной ликвидности может препятствовать включению в портфель инвестора проектов или финансовых инвестиций, которые могут принести рост доходов или рост вложений в долгосрочной перспективе.

Таким образом, ни одна ценная бумага не обладает всеми перечисленными свойствами, не отвечает всем целям инвесторов Ю нет идеальных ценных бумаг, которые гарантировали бы одновременно достижение всех этих целей.

Приобретая тот или иной вид ценных бумаг, инвестор может рассчитывать только на одно из перечисленных качеств Ю неизбежен компромисс между инвестиционными целями. Такой компромисс между инвестиционными целями достигается диверсификацией вложений.

Оценка ценных бумаг:

Практика выработала специальную методику и около 30 коэффициентов, показателей, стандартов и специальных тестов оценки ценных бумаг.

Несмотря на существующие различия в системе публикуемых показателей в развитых странах, коэффициенты и показатели, используемые для оценки ценных бумаг могут быть сгруппированы следующим образом:

¨ Показатели ликвидности и кредитоспособности (структура капитала);

¨ Показатели эффективности;

¨ Показатели рентабельности (доходности);

¨ Инвестиционные показатели

В основе всех этих показателей лежит финансовой положение предприятия.

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

I. Показатели, характеризующие способности компании выплатить доход по ценным бумагам:

(1) процентное покрытие (ПП) - это отношение прибыли компании к сумме процентов по облигациям.

ПП = прибыль до вычета налогов и процентных платежей\суммы процентов по облигациям

Данный показатель предназначен для оценки способности компании выплачивать проценты по облигациям.

Значительный избыток прибыли компании сверх суммы, необходимой для выплаты процентов, считается обязательным условием защиты инвесторов от возможных финансовых потрясений в будущем. Чем выше этот избыток, тем выше безопасность инвестиций.

Большинство аналитиков считают, что облигации промышленных предприятий могут быть признаны в качестве надежного объекта инвестирования, если прибыль предприятия в 3-4 раза превышает сумму, предназначенную для уплаты процентов по облигациям.

Для компаний коммунального хозяйства и финансовых компаний рекомендуется как минимум, двойное превышение. Если компания не выполняет этих требований, то ее облигации будут считаться инвестициями с повышенным риском.

Компании производство которых зависит от моды и других приходящих тенденций, должны иметь более высокое процентное покрытие, так как мода может резко измениться, вследствие чего прибыль данной компании может резко упасть.

Корпорации, которые продемонстрировали способность получать стабильную прибыль на протяжении многих лет, независимо от изменений в макроэкономических условиях, могут позволить себе более низкое процентное покрытие.

Процентное покрытие должно быть относительно стабильным на протяжении последних пяти лет. При этом важно учитывать и внутригодовые изменения.

(2) Покрытие дивидендов по привилегированным акциям (ПДПА) - показывает, на сколько прибыли компании достаточно для покрытия дивидендов по привилегированным акциям.

Просто способ расчета этого показателя:

ПДПА = чистая прибыль после уплаты налогов\сумма требуемых дивидендов по привилегированным акциям.

Однако большинство аналитиков считают, что коэффициент покрытия станет более значимым, если будет включать помимо дивидендов по привилегированным акциям еще и выплаты процентов по облигациям. В таком случае он определяется как отношение прибыли компании к сумме дивидендов по привилегированным акциям и облигациям.

Поскольку дивиденды должны уплачиваться из прибыли после уплаты налогов, то налоговые требования также должны быть взяты в расчет. С учетом этого, указанное выше соотношение следует скорректировать следующим образом:

ПДПА = прибыль до вычета налогов и процентных платежей\(проценты по облигациям (уплачиваются до налогов) + дивиденды по привилегированных акциям (уплачиваются после выплаты налогов)ґ1\(1-ставка налога)).

(3) Покрытие дивидендов по обыкновенным акциям (ПДОА).

Более высокий коэффициент покрытия означает, что доходы корпорации могут сократиться на большую величину прежде, чем ей прийдется снизить дивиденды.

ПДОА = чистая прибыль после выплаты дивидендов по привилегированным акциям\дивиденды по обыкновенным акциям.

или

ПОДЛА = прибыль на 1 обыкновенную акцию\дивиденды на 1 обыкновенную акцию.

(4) Показатель, обратный коэффициенту покрытия дивидендов - коэффициент выплаты дивидендов (ВД).

Он определяется как отношение дивиденда на 1 обыкновенную акцию к прибыль на 1 обыкновенную акцию или

ВД = 1\коэффициент покрытия дивидендов.

Выраженное в процентах, это соотношение показывает долю чистой прибыли, уплачиваемой в виде дивидендов.

Значение коэффициента зависит от дивидендного покрытия компании.

(5) Дивиденд на 1 обыкновенную акцию.

Д1ОА =объявленный дивиденд по обыкновенным акциям\количество обыкновенных акций

(6) Прибыль на 1 обыкновенную акцию

П1ОА = (чистая прибыль - дивиденды по привилегированным акциям)\общее количество обыкновенных акций.

Этот показатель приводится в счете прибылей и убытков (отчете о финансовых результатах) и часто публикуется в финансовых газетах.

Большая эмиссия или выкуп акций, проведенные непосредственно перед датой составления баланса, могут исказить значение показателя, поэтому для его расчета используется обычно среднее количество акций, находящихся в обращении в данном году.

Если структура капитала является более сложной и содержит ценные бумаги, которые могут быть конвертируемы в обыкновенные акции, опционы, варранты, то расчет показателя «прибыль на 1 обыкновенную акцию» усложняется, а именно:

- сначала осуществляется расчет без учета конверсии облигаций или привилегированных акций;

- затем с учетом конверсии (так называемая «двойная презентация»).

Если компания удерживает часть прибыли, которая иначе распределялась бы между акционерами и направлялась на развитие бизнеса (большинство компаний поступают именно так), тов этом случаен показатель «прибыль на 1 обыкновенную акцию» будет расти из года в год.

Покупатели обыкновенных акций, как правило, проявляют большой интерес к изменениям именно показателя «Прибыль на 1 акцию», а не «Дивиденд на 1 акцию», так как публикуемый показатель «прибыль на 1 акцию» оказывает влияние на рыночные цены акций.

(7) - Дивидендный доход (ДД)

ДД = (дивиденд на 1 обыкновенную акцию\рыночная цена акций)ґ100%

Дивидендный доход представляет собой текущую доходность акций, он не учитывает прирост капитала.

Если компания удерживает значительную часть прибыли для развития бизнеса и реализации будущих планов (капитализация предприятия), то значение этого показателя будет относительно невелико, хотя в перспективе дивидендный доход должен возрасти.

При анализе коэффициента надо иметь в виду, что дивидендный доход может быть высоким не только по причине высоких дивидендов, но из-за недавнего падения курса акций. Поэтому сравнивая дивидендный доход по акциям различных компаний или рассматривая движение этого показателя по времени, необходимо, кроме того, тщательно изучить динамику рыночных цен акций.

(8) - Отношение рыночной цены акции к прибыли на 1 обыкновенную акцию (цена\доход).

Цена\доход = рыночная цена обыкновенной акции\прибыль на 1 обыкновенную акцию.

Это наиболее часто публикуемый показатель. Он является индикатором дивиденда по акциям конкретной компании, так как отражает цену, которую инвесторы готовы платить за единицу дохода.

Показатель «цена\доход» зависит, главным образом, от темпа роста прибыли и рискованности компании. Низкое его значение обычно ассоциируется с невысоким темпом роста прибыли и циклическими производствами.

Высокий коэффициент ассоциируется с высоким темпом роста прибыли и производствами, не подверженными циклическим колебаниям. «Цена\доход» зависит от ожиданий инвестора относительно будущего компании.

Если ожидается, что в будущем году дела компании пойдут в гору, цена вырастет. Если ожидается ухудшение результатов деятельности, то цена соответственно упадет, так как инвесторы постараются продать акции данной компании и вложить средства в ценные бумаги компании с лучшими перспективами.

Этот коэффициент часто называют «показателем уверенности Сити в будущем компании»»: чем он выше, чем более уверены инвесторы, что будущие доходы превысят прошлые или что акции возрастут в цене по каким-либо другим причинам, например, возможного поглощения.

II. Показатели, характеризующие надежность ценных бумаг.

(1) - Стоимость активов, приходящихся на 1 облигацию (акцию), или «балансовая стоимость».

Чем выше балансовая стоимость, тем лучше обеспечены активами компании и тем более надежными являются эти ценные бумаги.

А) - Стоимость активов, приходящихся на 1 облигацию. (СО)

СО = чистые материальные (физические) активы\количество выпущенных облигаций (или к общей сумме облигационной задолженности).

Это соотношение показывает, сколько активов приходится на 1 облигацию компании.

Чистые материальные активы в данном случае - это все активы за вычетом всех нематериальных активов и текущей задолженности (краткосрочные обязательства). Кроме того, из общей суммы активов вычитаются (если есть) убытки и задолженность акционеров по взносам в УК.

Когда знаменатель - общая сумма задолженности, минимальное отношение для промышленных компаний - 200%, для коммунальных и финансовых - 150%.

B) - Стоимость активов, приходящихся на 1 привилегированную акцию (СПА)

СПА = чистая балансовая стоимость активов\покрытие задолженность по привилегированным акциям.

Покрытие задолженности по привилегированным акциям = (общая стоимость активов - нематериальные активы - краткосрочная задолженность - долгосрочная задолженность (=чистые активы))\количество привилегированных акций.

С) - стоимость активов, приходящихся на 1 обыкновенных акций. (СОА)

Данное отношение показывает, сколько получил бы держатель 1 обыкновенной акции в случае ликвидации компании.

СОА = чистые материальные (физические) активы\количество обыкновенных акций.

При расчете данного показателя учитывается, что имущественные претензии держателей облигаций и привилегированных акций удовлетворяются в первоочередном порядке по сравнению с требованиями акционеров - держателей обыкновенных акций.

Учитывая сказанное, числитель можно расшифровать следующим образом:

Чистые материальные активы = (общая сумма активов - нематериальные активы - краткосрочная задолженность - долгосрочная задолженность - сумма выпуска привилегированных акций)\количество обыкновенных акций.

(2) отношение рыночной цены акции к ее балансовой стоимости (коэффициент котировки - КК)

КК = Рыночная стоимость обыкновенной акции\балансовая стоимость обыкновенной акции.

Значение котировки более 1 означает, что инвесторы готовы уплатить за акцию цену, превышающую балансовую оценку материальных активов, приходящихся на акцию в данный момент времени.

При анализе облигаций и других ценных бумаг (прежде всего долговых) аналитики и инвесторы широко используют разработки рейтинговых агентств.

Рейтинговые агентства - это специальные некоммерческие неправительственные организации, которые за сравнительно небольшую плату анализируют финансовое положение эмитента и присваивают ему рейтинг.

Самые известные агентства - Standart & Poor`s и Moodies.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: