Тема №4

Задание на равновесие

Эластичность спроса и предложения

Что такое эластичность? Чувствительность рынка по отношению к цене. Z цены выросли – и спрос резко упал. (какая чувствительность?) или ост на прежнем уровне (Какая чувствительность?)

Эластичность спроса по цене показывает изменение величины спроса к вызвавшему его изменению цены на хлеб – неэластичный спрос
на компьютеры – эластичный спрос автомобили

На сколько % изменился спрос при изменении цены на 1%

Дуговая эластичность или метод средней точки

Коэффициент эластичности может измениться от 0 до ∞

Если абсолютная величина коэффициента эластичности.

0<|E|<1 – неэластичный спрос

|E|=1 – эластичный спрос
(изменение цены не оказывающего существующего изменения спроса)

Е=0 – абсолютно нелегальный спрос
примеры? Жизненно-необходимых лекарств

Е=∞ - абсолютно эластичный
(незначительные изменения цены повышает или понижает значение другого фактора на неограниченно большую величину)

Степень эластичности спроса зависит от:
1. Степень необходимости товара
товары первой необходимости, лекарства
2. Степень заменяемости.
чем больше заменителей, тем эластичнее спрос (РЖД – нет заменителей)

Перекрестная эластичносто

Показывает как изменяется спрос на один товар при изменении цен на другой товар.
(считают как дуготую)
↑цена тов А -> ↑спрос тов В
у взаимозаменяемых Е>0 (повышение цены на дрова приводит к повышению спроса на уголь)
+↑цена тов А -> ↓спрос тов В
взаимозаменяемых Е<0 (повышение цена на туфли приводит к снижению спроса на шнурки)
нейтральных Е=0

Эластичность спроса по доходу

Реакция спроса на изменение дохода потребителя
В данном виде эластичности «-» учитывается:
Е>0 + у полноценных товаров. Их закупка возрастает с ростом дохода
Е<0 – у товаров неполноценных (или низкого качества) с ростом дохода потребление этих товаров сокращается.
пример? Картофель, подержанные авто.
Эластичность спроса по доходу
хлеб 0,278 Е=0 – первой необходимости
мясо 1,93 Е>1 – предметы роскоши
рыба 0,49
раст масло 0,64
сахар 0,65

Эластичность предложения

Степень реакции производителей на изменение цены

Выделяют 3 основных типа эластичного предложения

1. Абсолютно неэластичное предложение ЕPS=0 характерно для мгновенного отрезка времени, все факторы производства постоянны и нет возможности изменить объем производства.
летом цены на кондиционеры взлетели и установка, а предложение осталось прежним

2. Неэластичное предложение 0< ЕPS<1 (краткосрочный период)
Производства увеличиваются за счет переменного фактора (доп рабочая сила и сырье при тех же производственных мощностях). Цены на кондиционеры и установку, рабочая сила и др. отраслей пошли учиться на установщиков кондиционеров в спешном порядке.

3. Эластичное пердложение ЕPS>1 (долгосрочный период)
Есть возможности адаптации и фирмы могут изменить свои производственные мощности.
(на следующий год будет больше кондиционеров и специалистов по установке их)


Закономерности выбора потребителя в рыночной экономике

Потребитель приобретает товар ради его полезности

Полезность-блага Способность блага удовлетворять потребности

Общая полезность (ТИ) – полезность, которая с увеличением количества блага постепенно возрастает и достигает максимума в точке, когда благо полностью удовлетворило данную потребность.

Дальнейший прирост потребления блага приносит уже вред и снижает общую полезность.

(например, 5 порций мороженого(пиво))

Полезность от потребления каждой дополнительной единицы блага уменьшается.

(Если вы испытываете жажду: 1-ая порция напитка будет иметь наибольшую полезность, а каждая последующая будет иметь все меньшую полезность.)

Предельная полезность (МИ) прирост общей полезности при увеличении объема потребления блага на 1 единицу. МИ=ТИ’

Кол-во потребл. блага (мороженое) Предельная полезность МИ Совокупная полезность ТИ
  -  
     
     
     
     
     
  -3  

ТИmax=при МИ=0

Закон убывающей предельной полезности (1-ый закон Госсена) – по мере роста количества потребления блага, каждая последующая еденица этого блага оценивается потребителем все меньше и меньше.

Кардиналистский подход (количественный подход) – предполагает, что потребитель может количественно соизмерить полезность приобретаемых благ в условных единицах – ютилях.

Ординалистский подход – (порядковый) – предполагает отказ от количественного соизмерения полезности благ. Потребитель способен ранисировать свои полезности: от высшей к низшей, от лучшей – к худшей. Основными инструментами анализа в этой теории является: кривые безразличия и бюджетные линии.

Кривая безразличия – линия, соединяющая все точки наборов двух благ, имеющих для потребителя одинаковую общую полезность. Т.е., потребителю безразлично, какой набор товаров Х и У он выбирает.

Бюджетные ограничения (бюджетная линия) – представляет собой совокупность наборов, которые может приобрести потребитель, на весь свой денежный доход.

Р1Q1+P2Q2, < R, R – доход.

Задача.

Начертите бюджетные линии студента. Сок, салат. Сок – 50 руб. Салат – 100 руб. Студент готов потратить – 200 руб.

Салат

Для определения товарного набора Хи У, максимизирующая полезность при данном доходе, наименьшим карту кривых безразличий и бюджетную линию на одну систему координат.


Равновесие потребителя (максимизацияобъема его полезности при данном доходе) наблюдается в точке Е – точке касания бюджетной линии и кривой безразличия.

Способность точек оптимума(равновесия) потребителя при изменяющемся доходе, называется кривой «доход – потребление».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: