Случай разнонаправленного влияния эффекта замены и эффекта дохода

Предположим, что товар Х- низшее благо. Пусть цена на этот товар снизилась, а цены прочих товаров и доход потребителя остались неизменными. Разложение общего эффекта изменения цены на эффект замены и эффект дохода для этого случая представлено на рис. 2.

Относительное удешевление товара X приводит к росту объема спроса на x` - x0 единиц товара (эффект замены), а повышение реального дохода, вызванное снижением цены товара X, к снижению объема спроса потребителя на низшее благо X на x` - x1 единиц (эффект дохода). Однако эффект замены все же перевешивает противоположный ему по направлению эффект дохода и поэтому общий эффект снижения цены выражается, как и в случае нормального товара, в увеличении объема спроса на х1 - х0, единиц. Иными словами, несмотря на противоположное влияние эффекта дохода, объем спроса увеличивается при изменении цены, т.е. кривая спроса имеет отрицательный наклон и закон спроса сохраняет свою силу.


Рис. 2. Разнонаправленное влияние эффекта замены и эффекта дохода.

Эффект замены и эффект дохода могут быть противоположными по знаку, то может возникнуть (по крайней мере теоретически) такая ситуация, когда эффект дохода перевешивает эффект замены, а, следовательно, объем спроса на товар падает при снижении цены товара и закон спроса не выполняется. Теоретическая возможность такой ситуации показана на рис. 3.


Рис. 3. Эффект замены и эффект дохода товара Гиффена.

Здесь эффект дохода (снижение объема спроса на x` - x1 единиц) превосходит по величине эффект замены (увеличение объема спроса на x` - x0 единиц) и общий эффект снижения цены выражается в снижении объема спроса на единицу товара X. В этом случае товар X, для которого закон спроса не выполняется, называется товаром Гиффена по имени английского экономиста XIX века.

Анализ разложения общего эффекта изменения цены на эффект замены и эффект дохода приводит к следующим выводам:

1. Для нормальных товаров всегда выполняется закон спроса: при снижении цены товара объем спроса на этот товар увеличивается, а при повышении цены- уменьшается.

2. Для низших благ закон спроса также во многих случаях выполняется. Однако низшие блага могут быть теоретически товарами Гиффена, для которых при снижении цены объем спроса уменьшается, а при повышении цены- увеличивается.

Кратко все исследование можно представить следующим образом.

Понижение цены товара лежит в основе эффекта дохода и эффекта замещения.

На один и тот же доход в зависимости от уровня цен можно приобрести разное количество товара. Между ними существует обратная связь, чем выше цена, тем ниже реальный доход, и наоборот, снижение цены может увеличить доход без дополнительного получения денег. Как было отмечено выше, при значительном снижении цен и неизменном уровне дохода покупательная способность потребителя резко возрастает. Рост спроса покупателей за счет существенного снижения цен товаров получил название эффект дохода от падения цен. Его можно сравнить с ростом заработной платы, т.к. это расширяет и увеличивает покупательную способность населения. Данный процесс осуществляется в три этапа: 1) падение цены товаров; 2) повышение покупательной способности; 3) увеличение индивидуального и общественного спроса.

Возможна и обратная ситуация – сокращение реального дохода потребителей, что, естественно, ведет к сокращению объема спроса. Та доля изменения спроса, которая вызвана изменением цены товара, и определяет эффект дохода от изменения цены.

Эффект замещения от изменения цены представляет собой долю в измененном объеме спроса, которая является исключительным результатом изменения относительной цены и не связана с динамикой реального дохода. Он отражает следующую тенденцию. Из набора товаров субститутов потребитель выберет тот, у которого произошло наибольшее снижение цены.

Эффект дохода и замещения постоянно проявляются в повседневной практике и имеют два направления. Для нормального товара имеющие место эффект дохода и замещения будут взаимно усиливать друг друга, и объем потребления будет расти. Эффект дохода от снижения цен не стимулирует покупателей приобретать товары, которые относят к товарам низкого качества.

Таким образом, всякое изменение цен в равной степени вызывает эффект дохода и эффект замещения, влияющие на объем спроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: