Рынок многогранен, поэтому изучать его можно с разных сторон.
С точки зрения купли-продажи рынок рассматривается как сфера взаимодействия спроса и предложения, производителя и потребителя.
С точки зрения организации экономики рынок называют общественной формой функционирования экономики.
С позиции участников рынка его определяют как форму общественной связи между субъектами хозяйствования.
Рынок выполняет важные функции:
· через рынок осуществляется регулирование общественного производства, т.е. решаются проблемы, что производить, как производить, для кого производить;
· через рынок устанавливается связь производителей и потребителей. Каждый участник рынка является одновременно и покупателем, и продавцом;
· через рынок происходит учет затрат на производство продукции. Рынок определяет не только то, что нужно произвести, но и то, на какие затраты общество может пойти, чтобы получить данную продукцию;
· на рынке устанавливаются цены. Цена колеблется под влиянием спроса и предложения до тех пор, пока не наступит равновесие между ними, и не сформируется равновесная цена;
|
|
· рынок дифференцирует производителей. В процессе конкуренции выживает только та фирма, у которой затраты на производство продукции меньше рыночной цены, т.е. происходит развитие эффективных фирм и разорение неэффективных.
Положительными чертами являются:
· эффективность распределения ресурсов на основе рационального ведения хозяйства;
· гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям;
· оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и повышения прибыли;
· свобода выбора сферы деятельности и экономическая ответственность за результаты;
· независимость производителей и потребителей в принятии решений, заключении сделок и т.д.;
· действенная система мотивации и материальных стимулов к хозяйственной деятельности;
· саморегулирование рынка.
Негативные стороны рынка касаются, главным образом, социальной сферы:
· нестабильная система, подверженная спадам и подъема;
· рынок не гарантирует права на труд и доход, более того: рыночная система воспроизводит социальное неравенство;
· не обеспечивает экономического механизма защиты окружающей среды;
· рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (спорт, образование, здравоохранение и т.п.);
· рынок ориентирован только на денежный доход, не способствует производству социально-необходимых товаров и решению социальных задач.
В качестве обобщения можно сказать, что рынок – это система организационно-экономических отношений, осуществляемая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления. Рынок, представленный в таком виде есть целостная рыночная система или рыночная экономика. По формам взаимодействия отдельных элементов этой системы и различают ее разновидности.
|
|
В современной рыночной экономике, несмотря на национальные особенности развития рынка в каждой стране в XX в., можно выделить несколько моделей, условно классифицировав их по страновому признаку:
Схема 4.2. Модели рыночной экономики.
В целом, следует отметить, что:
· Рынок является наиболее эффективной формой организации экономики, но он не всегда и не во всем способен обеспечить саморегулирование и равновесие экономической системы.
· Несовершенство рынка должно компенсироваться соответствующими функциями государства.
Главной задачей государства в условиях рынка является создание общественных институтов, т.е. совокупности правил и норм, регламентирующих взаимоотношения всех субъектов рыночной экономики.
Создание благоприятной институциональной среды – это трудный и длительный процесс.
ВИДЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР: СОВЕРШЕННАЯ И НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ