Теория поведения потребителя

Тема 4.

Эластичность спроса по доходу.

Перекрестная эластичность спроса по цене.

Ценовая эластичность спроса.

Вопрос 2.

Понятие эластичность было введено англ. экономистом А.Маршаллом. Эластичность представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на изменение другой переменной на один процент. Различают следующие виды эластичности:

Применительно к спросу, эластичность спроса по цене отражает степень реакции спроса на изменение цены. Показателем, характеризующим ценовую эластичность спроса, является коэффициент эластичности спроса по цене, который определяется по формуле.

Коэффициент эластичности спроса по цене является отрицательным, поэтому используется его абсолютное значение. В зависимости от величины данного коэффициента, различают следующие виды спроса:

1. Эластичный спрос (1;∞),

2. Неэластичный спрос (0;1)

3. Спрос с единичной эластичностью. Коэффициент равен 1.

4. Абсолютно неэластичный спрос. Коэффициент равен 0.

5.Абсолютно эластичный спрос. Коэффициент равен .

Характеризует зависимость спроса на данный товар от изменения цены на другой товар.

Коэффициенты перекрестной эластичности спроса определяются по формуле:

По этому коэффициенту определяют, какими являются товары между собой. Если коэффициент > 0, то товары взаимозаменяемые.

Если коэффициент < 0, то товары взаимодополняемые.

Если коэффициент = 0, то товары независимые друг от друга.

Характеризует чувствительность спроса потребителей к изменению их дохода. Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится спрос на товары, при изменения дохода покупателей на 1 %.

Определяется по формуле:

В экономической теории показатель эластичности спроса по доходу используется для классификации товаров.

Если коэффициент < 0, то товары низкокачественные.

Если коэффициент > 0, то товары нормальные.

Если коэффициент = 0, то товары нейтральные.

Нормальные товары делятся на 3 группы:

1. Товары первой необходимости, в том случае когда коэффициент (0; 1)

2. Товары второй необходимости, коэффициент=1.

3. Предметы роскоши, когда коэффициент больше 1.

Вопросы:

1.Теория полезности

2.Кривые безразличия. Предельная норма замены одного блага другим.

3. бюджетная линия и ее уравнение. Оптимум потребителя.

Вопрос 1.

Рыночный спрос формируется на основе решения потребителей, которые руководствуются своими потребностями. Для распределения своих ограниченных средств между разнообразными потребностями необходимо иметь общую основу для их сопоставления. В качестве такой основы в конце 19 века ряд экономистов (У. Джевоне, К. Менгер, Л. Вальрас) приняли полезность.

Объем потребительских благ выражается с помощью функции общей полезности, которая имеет вид:

TU=f [ Qa, Qb, …, Qn ]

TU -максимально возможная общая полезность набора благ; Qa, Qb, Qn – объемы потребления благ a,b,n в единицу времени.

Общая полезность -мера общего удовлетворения, получаемого от потребления всех товаров и услуг.

Предельная полезность -это изменение общей полезности, вызванное увеличением количества потребляемого товара на единицу.

MU= TU/ Q

Изобразим общую и предельную полезность табличным и графическим способами.

Количество потребленного товара Общая полезность Предельная полезность
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Вторая графа таблицы показывает, что общее удовлетворение потребностей возрастает по мере увеличения потребляемых товаров. Третья графа демонстрирует принцип убывания полезности. Вывод о том, что с увеличением объема потребляемых товаров происходит убывание его предельной полезности, в экономической теории называют законом убывания предельной полезности (1-ый закон Госсена).

Вопрос 2.

Кривая безразличия - это линия, каждая точка которой показывает набор состоящий из двух товаров так, что потребитель безразличен к тому, который из этих наборов выбрать. Кривые безразличия показывают альтернативные наборы, обеспечивающие одинаковый уровень полезности.

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Кривая безразличия - линия с отрицательным наклоном. С помощью кривых безразличия можно описать все вкусы и предпочтения потребителей. Всю совокупность предпочтений описывает карта безразличия.

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Свойства кривых безразличия:

1) кривые безразличия имеют отрицательный наклон;

2) кривая безразличия может быть проведена через любую точку пространства потребительских благ;

3) кривая безразличия никогда не пересекаются, они параллельны;

4) кривая безразличия, лежащая выше и правее других кривых содержит более предпочтительный набор товара для данного потребителя.

5) кривые безразличия выпуклы к началу координат, если абсолютное значение предельной нормы замещения убывает.

Из анализа каждой кривой безразличия вытекает, что увеличение потребления одного товара влечет за собой отказ потребителем от все меньшего и меньшего количества другого товара.

Замена одного товара другим называется - предельная норма замещения.(MRS)

набор товаров яблоки бананы MRS
A      
B     -3
C     -2
D     -1

MRS - благом х, блага у называется количество товара у, которое должно быть сокращено в обмен на увеличение количества товара х на единицу, так чтобы уровень удовлетворения полезности остался неизменным.

MRS=

MRS -угол наклона кривой безразличия в соответственной точке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: